Сейчас мы наблюдаем «противостояние» двух «титанов»:
— проект № 3357* (главный «идейный вдохновитель» — комитет ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики). «Минус» проекта в том, что шансы на его принятие в том виде, в котором он подан на рассмотрение в ВРУ, малы;
* Проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации» от 26.10.2015 г. № 3357. Текст найдете здесь: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=56874.
— проект Минфина. Здесь проблема в том, что проекта как такового до сих пор нет (есть только обещание, что он появится в ноябре). Потому судить о нем приходится, в основном, опираясь на правительственные презентации, брифинги.
Давайте, так сказать, «найдем отличия».
Налог на прибыль
Задумка Минфина — повысить ставку до 20 %.
Cтавка 20 % в проекте Минфина предусматривается также для НДС, НДФЛ и ЕСВ (начислений «сверху» на заработную плату).
«Бухориентация», разделение на высо- и низкодоходных плательщиков должны сохраниться, как и критерий для такого разделения в сумме 20 млн грн. Но «несправедливость» с учетом нехозрасходов, которые сейчас довольно «неплохо устроились», Минфин все-таки хочет устранить**.
** Смотрите http://www.slideshare.net/apizniuk/ss-51724560.
Из позитивных новшеств — инвестиционный налоговый кредит: возможность уменьшить обязы к уплате на сумму капитальных инвестиций в новые ОС (именно в новые).
Профильный комитет ВРУ, в свою очередь, наоборот предлагает снизить ставку налога до 15 %. Причем облагать при этом предлагают дивиденды (в пользу физлиц — резидентов, неплательщиков налога на прибыль и нерезидентов), а также приравненные к распределению прибыли платежи и операции. Кроме того, предлагают отменить авансы по НПП, а вот отчетный период календарный год применять всем и вся.
Интересно, что при этом налоговикам хотят запретить «копаться» в бухучете. Поэтому, так сказать, верится с трудом.
НДС
Минфин и здесь за унификацию ставок. По его мнению, 20 %-ю ставку необходимо применять также и в сфере фармацевтики. В НДС-учете готовится полная отмена льгот, а
также спецрежимов для аграриев. Вместо этого планируют предоставлять дотации, субвенции и прочие компенсационные выплаты. Кто будет их получать, можно будет узнать на специально созданном портале.
В принципе, здесь позиции Минфина и профильного комитета ВРУ во многом схожи. Только вот авторы законопроекта № 3357 предлагают оставить спецрежим для животноводства.
А вот электронного администрирования налога, как бы этого не хотелось, отменять никто даже и не собирается.
Но комитет ВРУ по налоговой и таможенной политике, кроме акцента на снижение ставки налога до 15 %, обращает особое внимание именно на усовершенствование СЕА. В частности, предлагают:
— предоставить плательщикам возможность регистрации НН без пополнения электронного НДС-счета, если перед этим из-за нерегистрации таких НН сыграл (был уменьшен реглимит) показатель ∑Перевищ и НДС по декларации погашен;
— уточнить момент с уменьшением НО, увеличением НК на основании РК (если РК зареген своевременно, то корректировки проводим в периоде его составления)***;
— решить проблему с учетом НН с ошибками****;
*** Читайте статью «Когда отражать РК в НДС-декларации: ГФСУ меняет позицию?» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 45.
**** Вам будет интересна статья «Ошибка в НН — не преграда для НК?! (готовимся к 2016 году)» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 45.
— бюджетное возмещение в автоматическом режиме (отмена «критериев»), создание общедоступного Реестра заявлений на подобное возмещение.
НДФЛ, ЕСВ, ВС
НДФЛ и ЕСВ Минфин планирует к 2018 году свести воедино с применением единой ставки 20 %. Пока же (начиная с 2016 года) предлагают:
а) объединить отчетность по ним (что прямо зависит от самого Минфина, приучившего всех к задержкам с появлением новых отчетных форм);
б) упразднить удержание ЕСВ (по ставке 3,6 %), нивелировав это взиманием НДФЛ по полюбившейся Минфину ставке 20 %;
А что-то наподобие НСЛ Минфин планирует сохранить, предлагая не облагать налогом величину, равную 1 МЗП. Как следствие, чем ниже доход работника, тем ниже будет и удержанный с него налог. А вот прогрессивной шкалы для высоких зарплат проектом не предусмотрено.
в) начисления ЕСВ «сверху» на зарплату проводить по той же ставке 20 %.
О ВС ничего не слышно. Вероятно, его сохранят в сегодняшней «ипостаси».
Профильный комитет с объединением двух платежей не согласен в принципе. В то же время начисление ЕСВ он, как и Минфин, видит по ставке 20 %. А вот НДФЛ — по сниженной ставке 10 %. Но без каких-либо привилегий для самых низкодоходных граждан.
Кроме того, авторы законопроекта № 3357 предлагают равномерное распределение уплачиваемого НДФЛ между местными бюджетами по месту фактического осуществления трудовой деятельности и месту проживания физлица, в пользу которого выплачивают налог.
Об отмене военсбора молчит и профильный комитет ВРУ, в очередной раз подтверждая аксиому о том, что нет ничего более постоянного, чем временное.
Единый налог
Позицию Минфина по этому поводу вы уже знаете*****.
***** Смотрите статью «Все лгут! Цифры не лгут» (ЕН-минфиновская реформа в цифрах)» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 41.
А что приготовил комитет ВРУ?
В частности, в группу 3 ЕН хотят переселить продавцов меховой одежды, одежды из кожи, гостиничников со звездностью 3 — 5 (в других группах нельзя). Ставки для плательщиков группы 3 планируют ежегодно повышать: от 3 % (для неплательщиков НДС) и 6 % (для плательщиков НДС) в 2016 году до 5 и 10 % соответственно — в 2018-м.
Кроме того, лишить упрощенки планируют тех ФЛП, которые имеют хозотношения с юрлицами, находясь с ними и в трудовых отношениях, а также ВЭДовцев, «ювелиров».
«Правила игры» для эксФСНщиков также планируют переписать, ограничив: (а) годовой оборот суммой 80000 МЗП, (б) площадь угодий до 3000 га.
Прочие новшества
Законопроект № 3357 предусматривает изменения в порядке обжалования решений налоговиков. Так, жалобы на решения ГФС в областях, г. Киеве, межрегиональных ГФС придется подавать в ГФСУ, а если и они не порадуют — тогда жаловаться придется в Минфин.
Налоговые инспекции предлагают отстранить от проверок — исключительно функции сервисного обслуживания плательщиков.
Еще одно нововведение этого документа — обложение налогом индивидуальной деятельности, которая, по задумке комитета, должна стать одним из возможных видов деятельности самозанятых лиц. Такое лицо, с одной стороны, — не регистрируется предпринимателем, но с другой — может заниматься предпринимательской деятельностью: осуществлять розничную торговлю на рынках и других предназначенных для этого местах, предоставлять бытовые услуги населению и т. д. Главное, чтобы заниматься этой деятельностью лично, без наемных работников. Некий аналог ушедших в небытие фиксналога и краткосрочного торгового патента.
Минфин делает большую ставку на новые поступления налогов в связи с проводимой борьбой с теневыми схемами, контрабандой на таможне. Кроме того, должны повысится поступления от госпредприятий за счет уплаты теми налогов и дивидендов.
Как мы уже говорили, оба законопроекта не лишены недочетов. Творение профильного комитета ВРУ так и вовсе успели окрестить «популистским», «утопическим», и, нужно признаться, без колоссальной работы со стороны госорганов и желания бизнеса выйти из тени шансов у этого варианта совсем немного.
Подводя черту, отметим, что более вероятным выглядит либо прохождение Минфиновского проекта, либо объединение наработок Минфина и комитета налоговой и таможенной политики.
Поэтому ждем деталей от Минфина. Очевидно, в очень скором времени они появятся Так что пристально следим за дальнейшим развитием событий!