Со стороны Закона об РРО
Поводом для написания статьи послужило письмо ГФСУ от 23.11.2015 г. № 24853/6/99-99-22-07-03-15 и консультация налоговиков в категории 109.02 ЗIР, в которых они настаивают на том, чтобы ЧПЕНы, превысившие 1 млн грн., использовали РРО даже для тех видов деятельности, которые от РРО «освобождены» в принципе (по Закону об РРО). Согласитесь, позиция абсурдная.
С одной стороны, в ст. 9 Закона об РРО четко сказано, что РРО не нужен любым лицам, которые, в частности:
— продают проездные и перевозочные документы на автотранспорте с выдачей талонов, квитанций, билетов с нанесенными типографским способом серией, номером и номинальной стоимостью;
— продают в киосках, с лотков и разносок газеты, журналы, листовки, конверты, марки, если удельный вес такой продукции больше 50 % общего товарооборота и при отсутствии алкогольных напитков и подакцизных непродовольственных товаров.
Кроме того, без РРО могут работать те, кто попал в список из Перечня № 1336* ( ст. 10 Закона об РРО). К примеру:
— розничные торговцы через средства передвижной торговли (автомагазины, автоцистерны, бочки, лотки, столики и др.), которые размещены за пределами стационарных помещений;
— розничные торговцы на рынках и ярмарках.
Правда, для «освобожденцев» по Перечню № 1336 вместо РРО прописана необходимость применять КУРО с РК, а также для ряда позиций (в т. ч. для названных нами) прописан предельный объем операций. Так что ЧПЕНа-«сверхмиллионника» эта «опция» может и не заинтересовать.
Но налоговики говорят, мол, да, эти лица могут обходиться без РРО, но только если они не ЧПЕНы. У ЧПЕНов, видите ли, свои правила, и им при превышении 1 млн РРО нужен даже для таких вот льготных видов деятельности. Театр абсурда ☹!
С точки зрения НКУ
В НКУ есть п. 296.10 — об освобождении ЧПЕНов от РРО. Зачем его ввели? Разумеется, чтобы освободить малый бизнес от хлопот и расходов, связанных с покупкой, обслуживанием и отчетностью по этому аппарату. Естественно, не для того, чтобы обязать ЧПЕНов использоваться РРО в тех случаях, когда даже предприятиям и ФЛП на ОС можно обходиться без него!
Но, возможно, формулировка п. 296.10 НКУ получилась не очень удачная (см. врезку).
«Регистраторы расчетных операций не применяются плательщиками единого налога <…> второй и третьей групп (физические лица — предприниматели), независимо от выбранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1000000 гривень <…>»
Вот эта фраза «независимо от выбранного вида деятельности», очевидно, и сыграла злую шутку.
На самом деле, она была введена исключительно потому, что до 23.07.2015 г. от РРО освобождались лишь те ЧПЕНы, которые занимались торговлей на рынках и продажей товаров мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети. Чтобы подчеркнуть, что с 23.07.2015 г. неважно, на рынке ЧПЕН торгует или нет: от РРО он все равно освобожден — в п. 296.10 НКУ и появилась эта фраза.
Но налоговики трактуют ее совершенно иначе: мол, какой бы вид деятельности ЧПЕН не осуществлял, если его годовой доход больше 1 млн грн., то он обязан использовать РРО.
Кроме того, им в этом «помогает» и ч. 6 ст. 9 Закона об РРО, где сказано, что ЧПЕНы освобождаются от РРО согласно НКУ. То есть для них в вопросах освобождения, касающегося РРО, приоритет имеют нормы НКУ.
Но на наш взгляд, НКУ и Закон об РРО не противоречат друг другу.
На самом деле, разбираясь с вопросом РРО у ЧПЕНа, правильно поступать так: (1) сначала обратиться к п. 296.10 НКУ как к специальной норме, касающейся ЧПЕНов; (2) а в случае с «особенными» видами деятельности — к ст. 9 или 10 Закона об РРО, которая освобождает от РРО всех без исключения СПД, так как является специальной по отношению к таким «особенным» видам деятельности.
Что же делать?
Снова упираемся в «смелых-осторожных».
Если вы — смелый ЧПЕН, можете РРО не применять. Но, получается, нужно быть готовым к суду с налоговиками.
Дополнительный аргумент, на который можно опираться, — конфликт интересов ( п. 56.21 НКУ), согласно которому если имеет место неоднозначное (множественное) толкование норм НКУ или иных нормативно-правовых актов, решение принимается в пользу налогоплательщика!
И помните: если говорим о «проездно-перевозочном» РРО-освобождении, вы должны точно соблюдать требования п. 4 ст. 9 Закона об РРО (см. врезку слева).
То есть выдавать пассажирам билеты по форме, соответствующей приказу № 503** (обязательно должны быть напечатаны серия, номер билета и номинальная стоимость). Также налоговики считают, что на каждое транспортное средство в любом случае должна быть зарегистрирована КУРО***.
*** Все подробности найдете в статье «Автобусные перевозки на ЕН: как быть с июля с РРО» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 16.
Осторожный ЧПЕН-«сверхмиллионник» соответственно предпочтет РРО применять.
По предварительным данным государство планирует за свой счет приобрести РРО-аппараты для ЧПЕНов.
Впрочем, можно перейти на ОС и смело работать без РРО, так как продажа билетов с нанесенными печатным способом серией, номером и номинальной стоимостью освобождена от РРО и КУРО с РК ( п. 4 ст. 9 Закона об РРО).