Прошло уже больше месяца, а мы все еще продолжаем обсуждать налоговую реформу и то, как она повлияла на жизнь плательщиков. В рамках данной статьи опять-таки придется отталкиваться от размера доходов плательщиков* (при этом до сих пор не понятно, идет речь об объеме годового дохода за 2014 или все-таки 2015 год). Не удивительно: порядок учета безнадежной задолженности для мало- и «высокодоходных» субъектов предусмотрен разный.
* О котором шла речь в статье «Налог на прибыль: финрезультат всему голова» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 4.
Безнадежная задолженность и «малодоходные» плательщики
Все, или почти все для таких субъектов в этом аспекте — с ориентиром на НП(С)БУ или МСФО. Что это значит? То, что право на расходы будет:
— при формировании резерва сомнительных долгов (Дт 944 — Кт 38). При этом в случае списания безнадежной задолженности за его счет резерв уменьшают на соответствующую сумму (Дт 38 — Кт счета учета задолженности);
Сумма возмещения ранее списанной безнадежной дебиторской задолженности увеличивает прочие операционные доходы, тем самым нивелируя влияние ранее отраженных расходов (при формировании резерва) в такой сумме на финансовый результат до налогообложения (т. е. объект налогообложения).
— при исключении безнадежной дебиторской задолженности из активов в случае недостаточности суммы начисленного резерва сомнительных долгов. Это сопровождается составлением бухпроводки Дт 944 — Кт счета учета задолженности;
— при списании с баланса текущей дебиторской задолженности, которая признана безнадежной, по которой создание резерва сомнительных долгов не предусмотрено.
При этом напомним, что безнадежная дебиторская задолженность для целей бухучета — это текущая дебиторская задолженность, по которой существует уверенность о ее невозврате должником или по которой истек срок исковой давности (п. 4 П(С)БУ 10**).
Как видите, все достаточно просто, чего нельзя сказать о другой категории плательщиков.
«Высокодоходные» плательщики считают очередную разницу…
Относится она к разницам, возникающим при формировании резервов (обеспечений). Следовательно, регулирует ее ст. 139 НКУ. Суть разницы сводится к следующему:
Финансовый результат до налогообложения | |
Увеличивается на (п.п. 139.2.1 НКУ) | Уменьшается на (п.п. 139.2.2 НКУ) |
сумму расходов на формирование резерва сомнительных долгов в соответствии с НП(С)БУ или МСФО | сумму корректировки (уменьшения) резерва сомнительных долгов, на которую увеличили финансовый результат до налогообложения в соответствии с НП(С)БУ или МСФО |
сумму расходов от списания дебиторской задолженности, которая не соответствует признакам, определенным п.п. 14.1.11 НКУ, сверх суммы резерва сомнительных долгов |
Что имеем по факту? В налоговом учете «высокодоходных» плательщиков расходы на формирование резерва сомнительных долгов (которые в бухучете уменьшили значение финрезультата) не учитываются. Их можно отразить только в той части, которая успела уменьшить такой резерв, — в частности, при списании «безнадежки» за его счет.
Далее, внимание: расходы на списание дебиторской задолженности сверх суммы резерва сомнительных долгов в налоговом учете придется исключить, если такая «безнадежка» не соответствует признакам, определенным п.п. 14.1.11 НКУ. Далее конкретизируем, о каких именно признаках идет речь.
«Безнадежка»: раскладываем по «полкам»
В сравнении с «дореформенным» аналогом обновленное определение безнадежной задолженности (п.п. 14.1.11 НКУ) подверглось ряду изменений. Безнадежной считают задолженность, соответствующую одному из следующих признаков:
а) задолженность по обязательствам, по которым истек срок исковой давности. Напомним, что общий срок исковой давности составляет 3 года;
Идентичный признак (который без изменений перенесен из «старого» определения) находим также в п.п. «є» п.п. 14.1.11 НКУ. Считаем это чисто техническим недостатком, который, надеемся, вскоре исправят.
б) просроченная задолженность умершего физического лица, при отсутствии у него наследственного имущества, на которое может быть обращено взыскание*. Такой признак не новый, однако ранее он не содержал упоминания об отсутствии наследственного имущества;
в) просроченная задолженность лиц, которые в судебном порядке признаны без вести отсутствующими, объявлены умершими. В сравнении с «предшественником» исчезло упоминание просроченной задолженности недееспособных лиц и физических лиц, осужденных к лишению свободы;
г) задолженность физических лиц, прощенная кредитором, за исключением задолженности лиц, связанных с таким кредитором, и лиц, находящихся (находившихся) с таким кредитором в трудовых отношениях в течение последних трех лет с момента прощения. Для определения «связанности» лиц ориентироваться придется на п.п. 14.1.159 НКУ;
ґ) задолженность лица, размер совокупных требований кредитора по которой не превышает минимально установленный законодательством размер бесспорных требований кредитора для начала производства по делу о банкротстве, а для физических лиц — 50 % одной МЗП (в расчете на год), установленной на 1 января отчетного налогового года (в случае отсутствия законодательно утвержденной процедуры банкротства физических лиц). Такая задолженность признается безнадежной в случае, если соответствующие меры, предусмотренные законодательством Украины, которые принимал кредитор, не привели к ее взысканию;
Для юрлиц-должников в 2015 году, таким образом, действует ограничение в размере 365,4 тыс. грн., для физических лиц — 609 грн.
д) актив в виде корпоративных прав или не долговых ценных бумаг, эмитент которых признан банкротом или прекращен как юридическое лицо в связи с его ликвидацией. Ранее всю задолженность таких дебиторов (а не только «корпоративно-ценнобумажную») можно было отнести к безнадежной;
е) сумма остаточного призового фонда лотереи по состоянию на 31 декабря каждого года;
ж) задолженность, взыскание которой стало невозможным в связи с действием обстоятельств непреодолимой силы, стихийного бедствия (форс-мажорных обстоятельств), подтвержденных в порядке, предусмотренном законодательством.
* Здесь и далее полужирным курсивным шрифтом выделены новые положения (в сравнении с «дореформенной» редакцией п.п. 14.1.11 НКУср. ).
Это и весь список. Обратите внимание: он, как и раньше, исчерпывающий!
Таким образом, на все расходы, связанные со списанием задолженности, попавшей в этот список, финрезультат до налогообложения корректировать не придется! Что важно, это касается превышения суммы таких расходов сверх суммы резерва сомнительных долгов.
Далее, как мы и обещали, перейдем к разнице, общей для высоко- и «низкодоходных» плательщиков.
«Переходная» сомнительная задолженность — разница для всех
Под «переходной» имеем в виду лишь задолженность, меры по взысканию которой были начаты до 01.01.2015 г. И здесь руководствоваться придется правилами, подобными старым, изложенными, правда, несколько по-новому.
Ранее, напомним, вопрос урегулирования сомнительной/безнадежной задолженности курировала ст. 159 НКУ. Она предусматривала возможность уменьшения продавцом доходов от реализации товаров (работ, услуг) с одновременным уменьшением расходов в части их себестоимости при самовольной задержке покупателем оплаты их стоимости. Но это было возможно, только если в течение отчетного периода происходило любое из следующих событий:
а) плательщик налога обращался в суд с иском (заявлением) о взыскании задолженности с такого покупателя или о возбуждении дела о его банкротстве или взыскании заложенного им имущества;
б) по представлению продавца нотариус совершал исполнительную надпись о взыскании задолженности с покупателя или взыскании заложенного имущества (кроме налогового долга).
Плательщик налога — покупатель, в свою очередь, был обязан уменьшить расходы на стоимость задолженности, признанную судом или по исполнительной надписи нотариуса, в налоговом периоде, на который приходится день вступления в законную силу решения суда о признании (взыскании) такой задолженности (ее части) или совершения нотариусом исполнительной надписи.
Что же имеем сейчас? Учет этой задолженности, меры по взысканию которой начаты в соответствии с п. 159.1 НКУ в «старой» редакции (в частности, если иск в суд был подан еще во время ее действия), продавец и покупатель осуществляют до полного погашения или признания такой задолженности безнадежной (в соответствии с п. 17 подразд. 4 разд. ХХ НКУ). Но при этом предусмотрен несколько иной механизм.
Продавец обязан:
1) увеличить финрезультат до налогообложения на сумму предварительно отраженного уменьшения доходов и уменьшить его на сумму себестоимости, ранее отнесенной на увеличение расходов, — если суд не удовлетворяет иск продавца. То же касается частичного удовлетворения иска или непринятия их к производству (рассмотрению) или удовлетворения иска покупателя о признании недействительными требований о погашении такой задолженности или ее части (кроме прекращения судом производства по делу полностью или частично, в связи с погашением покупателем задолженности или ее части после подачи продавцом иска);
Начисление пени на сумму дополнительного налогового обязательства, возникающего в таком случае, осуществляют по правилам, аналогичным «дореформенным». В частности, сумму такой пени уплачивают независимо от значения налогового обязательства плательщика налога за соответствующий отчетный период.
2) увеличить финрезультат до налогообложения на сумму задолженности (ее части), погашенную покупателем с одновременным уменьшением его на себестоимость (ее часть, определенную пропорционально сумме погашенной задолженности) по результатам налогового периода, на который приходится такое погашение.
Покупатель же должен:
1) увеличить финрезультат до налогообложения на стоимость задолженности, признанную судом или по исполнительной надписи нотариуса. Сделать это придется в налоговом периоде, на который приходится день вступления в законную силу решения суда о признании (взыскании) такой задолженности (ее части) или совершения нотариусом исполнительной надписи;
2) уменьшить финрезультат до налогообложения на сумму погашенной задолженности (ее части), которая ранее была отнесена на уменьшение налоговых расходов, по результатам налогового периода, на который приходится погашение.
Заметьте: формально все описанные корректировки в отношении «переходной» задолженности придется проводить как высоко- так и «малодоходным» плательщикам (которым не повезло связаться с ней до 01.01.2015 г.). Вот почему о полном сближении двух видов учета говорить пока еще рано даже для последних…