Такую ситуацию лучше не допускать на практике. Объясним почему.
Расчет пособия по беременности и родам производят в соответствии с Порядком № 1266*.
В общем случае среднедневную зарплату для оплаты периода отпуска в связи с беременностью и родами определяют путем деления начисленной в расчетном периоде зарплаты на количество календарных дней в таком периоде.
При подсчете количества календарных дней за расчетный период этот показатель уменьшают на календарные дни, не отработанные по уважительным причинам.
Какие причины следует считать уважительными? Их всего три и перечислены они в п. 4 Порядка № 1266. Это:
— временная нетрудоспособность;
— отпуск в связи с беременностью и родами;
— отпуск для ухода за ребенком до достижения им 3 или 6 лет (по медицинскому заключению).
В ситуации, описанной в вопросе, у работницы в расчетном периоде (декабрь 2014 года — май 2015 года) есть дни, не отработанные как по уважительной (отпуск до трех лет), так и по неуважительной в понимании Порядка № 1266 (отпуск за свой счет) причинам.
После того как мы выбросим из расчетного периода «уважительные» дни, у нас все равно останется 4 календарных дня отпуска за свой счет (с 28 по 31 мая), которые формально должны участвовать в расчете.
Однако есть одно но! Календарные дни, которые должны принимать участие в расчете, есть, а вот зарплаты в расчетном периоде нет (работница находилась в отпуске без сохранения заработной платы)!
Так неужели работница останется без пособия?
Разнобой в разъяснениях
Давайте посмотрим, что думают по этому поводу ФСС** и Минсоцполитики, которому дано право предоставлять разъяснения по применению норм Порядка № 1266 (см. п. 4 постановления КМУ от 26.09.2001 г. № 1266).
** Фонд социального страхования.
По мнению Минсоцполитики, в такой ситуации нет оснований для отказа работнице в пособии по беременности и родам (см. ч. 3 ст. 25 Закона № 1105***, письмо Минсоцполитики от 14.02.2014 г. № 72/18/99-14). Аргументы ведомства следующие. Отпуск без сохранения заработной платы предусмотрен законодательством. А значит, не может считаться неуважительной причиной отсутствия заработной платы в расчетном периоде. Поэтому расчет пособия по временной нетрудоспособности следует провести в соответствии с п. 10 Порядка № 1266, т. е. исходя из месячной тарифной ставки (оклада).
*** Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.
Пунктом 10 Порядка № 1266 установлено: если в расчетном периоде перед наступлением отпуска в связи с беременностью и родами у работницы не было заработка по уважительным причинам, среднедневную зарплату следует рассчитывать путем деления тарифной ставки (оклада), установленной работнице на момент наступления страхового случая, на среднемесячное количество календарных дней (30,44).
И все бы хорошо, но вот ФСС против. На местах отделения ФСС отказывают в пособии в ситуации, описанной в вопросе. Их аргументы: в Порядке № 1266 однозначно указаны случаи, когда расчет средней зарплаты проводится по п. 10 этого Порядка.
Причем таких случаев всего два.
Первый — когда в расчетном периоде не было заработка по уважительным причинам, перечисленным в п. 4 Порядка № 1266.
Второй — если страховой случай наступил в первый день работы (см. письмо Фонда соцстрахования по временной потере трудоспособности от 05.03.2014 г. № 04-29-519). Наш случай не подпадает ни под один из них.
Риски для работодателя
Чем такое противостояние Минсоцполитики и ФСС опасно для предприятия? Допустим, предприятие приняло сторону Минсоцполитики, начислило и выплатило работнице пособие по беременности и родам. Что сделает ФСС? Да просто посчитает, что предприятие нарушило порядок использования страховых средств.
ФСС обяжет предприятие вернуть «неправомерно» использованные средства и уплатить штраф в размере 50 % такой суммы.
В обратной ситуации (предприятие не выплатило пособие) защищать свои права будет уже оставшаяся без пособия работница. Она всегда сможет пожаловаться на предприятие в органы Гоструда либо обратиться в суд.
Рекомендации
Что же делать, если ни работодатель, ни работница не заинтересованы «в выходе на работу на пару недель между отпусками»? Прежде всего, узнайте у работницы, может ли она по окончании отпуска для ухода за ребенком до 3 лет оформить отпуск для ухода за ребенком до 6 лет. Если да, то вы без проблем потом сможете рассчитать ей пособие по п. 10 Порядка № 1266 (исходя из оклада).
Если у нее нет оснований для оформления отпуска для ухода за ребенком до 6 лет, то в ситуации, описанной в вопросе нашим читателем, лучше было бы вместо отпуска за свой счет предоставить работнице ежегодный отпуск, если, конечно, она не использовала его до ухода в декрет.
В таком случае расчет средней зарплаты для исчисления суммы пособия производят исходя из выплат, начисленных в расчетном периоде.