Темы статей
Выбрать темы

Предприятием управляет лично учредитель/собственник: возможно ли это?

Раньше экономия была главным образом возможностью уменьшить свои расходы, теперь же — для многих это вопрос выживания. В том числе это касается и экономии на кадрах. Именно это и породило вопрос, поставленный в названии статьи. Давайте же разберемся с ним.
борьба с кризисом

Тема очень популярна. И это объяснимо. Даже если предприятие деятельность временно не ведет и распрощалось со всеми работниками, им все еще нужно управлять: в частности, подавать отчетность, уплачивать налоги, предоставлять в госорганы те или иные документы и т. п. Как раз тут и возникает вопрос: может ли учредитель/собственник самостоятельно выполнять все эти функции, не выплачивая при этом себе зарплату?

img 1

По общему правилу налоговую отчетность нужно подавать лишь тогда, когда у вас возникает объект налогообложения (не касается плательщиков, имеющих лицензии на деятельность с подакцизной продукцией).

Начнем с того, что законодательство не только не запрещает, но и специально оговаривает право собственника предприятия осуществлять непосредственное управление им (ч. 2 ст. 65, ч. 2 ст. 135 ХКУ). Причем, на первый взгляд, независимо от его организационно-правовой формы. Так ли это? Чтобы разобраться, вспомним самые распространенные организационно-правовые формы.

Частное предприятие

Создание/деятельность таких предприятий законодательство регулирует скупо. Эти вопросы в ведении общих норм ГКУ, ХКУ, прочих законов и положений устава (см. письмо Госкомпредпринимательства от 15.03.2011 г. № 2571, решение Хмельницкого районного суда от 24.11.2011 г. по делу № 2-2218/2786/11).

img 2

Такой подход в целом поддерживает и Минюст (см. консультацию на официальном сайте ведомства).

При этом для унитарных частных предприятий право собственника управлять ими непосредственно (т. е. без наемного директора) указано в ч. 4 ст. 63 и ч. 4 ст. 128 ХКУ.

Учитывая это, ничто не запрещает зафиксировать в уставе такого предприятия, что им управляет лично собственник/учредитель (без заключения трудового договора/контракта). Важно, что в подобном случае вы можете рассчитывать и на поддержку суда (см. постановление Львовского апелляционного административного суда от 06.03.2014 г. по делу № 9104/178810/12). При этом заметьте несколько нюансов.

Во-первых, избегайте формулировок о том, что собственник/учредитель является директором и/или выполняет его функции. Такую запись контролеры могут расценить так, будто предприятие и собственник/учредитель находятся в трудовых отношениях, и тогда быть беде… Ведь вы, должно быть, помните драконовские штрафы за неоформление трудового договора / контракта:

img 3

Обязательной предпосылкой для допуска работника к работе является оформление приказа/распоряжения. Что касается уведомления налоговиков, то Кабмин все еще не утвердил соответствующий порядок.

— для юрлиц он составляет 30 размеров минимальных зарплат на момент выявления нарушения. К примеру, если нарушение выявят в июне 2015 года, штраф составит 36540 грн.;

— для должностных лиц в общем случае — от 500 до 1000 ннмдг (т. е. от 8500 до 17000 грн.)*.

* С этим вопросом вы могли ознакомиться в статье «Трудо-зарплатное и не только: изменения и новинки» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 3.

Во-вторых, по этой же причине собственника/учредителя нельзя включать в штат предприятия (как показывает практика, этим грешат многие ☹).

В-третьих, в уставе можно зафиксировать, что:

— осуществление управления предприятием не является выполнением работы в понимании КЗоТ;

— учредитель/собственник не подчиняется внутреннему трудовому распорядку, не получает заработную плату.

К этому подталкивает и определение ВАСУ от 18.12.2014 г. по делу № К/9991/75903/12. Суд сообщил: если работа отвечает признакам ст. 21 КЗоТ, то с работником заключается трудовой договор и на него распространяются трудовые гарантии. Поэтому лучше лишний раз указать, что управление предприятием не отвечает упомянутым признакам.

ООО и ОДО

Здесь все сложнее. С одной стороны, законодательство не запрещает управлять обществом с ограниченной/дополнительной ответственностью (далее — ООО и ОДО) без найма директора. С другой — органы управления обществ — общее собрание и исполнительный орган (ч. 2 ст. 97 ГКУ). Последний олицетворяется/возглавляется директором.

Иные правила могут устанавливаться лишь законом. Вот только в отношении ООО/ОДО других правил закон как раз не установил. Получается, что данным обществам работать без исполнительного органа нельзя. Даже если зафиксировать данное положение в уставе, его не признает госрегистратор. Дело в том, что устав должен содержать сведения, предусмотренные законом (ч. 3 ст. 8, ч. 6 ст. 19 Закона № 755**). В том числе об органах управления (ч. 1 ст. 88 ГКУ). К такому подходу подталкивает и письмо Минюста от 20.09.2013 г. № 533-0-2-13/6.1 (ср. ). Хотя, по правде, от прямого ответа чиновники уклонились.

Увы, но к этому выводу может привести и системное прочтение ч. 3 и 4 ст. 65 ХКУ: о том, что для управления предприятием назначается руководитель и в таком случае с ним заключается контракт. Поэтому, учитывая новые штрафы в данной сфере (с ними вы могли ознакомиться выше), поступать таким образом сегодня опасно.

img 4

Что касается частных предприятий, то они подпадают под «более специальную» ч. 4 ст. 63 ХКУ, а потому выпадают из-под действия этой нормы.

Тем же, кто порисковее, можем предложить возможный выход из ситуации. Нигде не указано, что управление исполнительным органом ООО/ОДО должен осуществлять именно наемный директор. Другими словами, нет условия о том, что с ним должен заключаться трудовой договор / контракт.

img 5

Что касается ч. 3 и 4 ст. 65 ХКУ (см. ранее), то отбиться от них можно тем, что в них нет указания именно на ООО/ОДО и исполнительный орган.

В связи с этим решением общего собрания можно зафиксировать, что функции исполнительного органа будет выполнять непосредственно один из учредителей (без заключения с ним трудового договора / контракта). Косвенно подобный подход поддерживает и Минсоцполитики (см. письмо от 07.02.2012 г. № 113/13/84-12).

Суд в одном из своих решений тоже поддержал такую позицию. Он сообщил, что общее собрание вправе принять решение, оформленное соответствующим протоколом, о передаче обязанностей по руководству предприятием одному из участников (если участник в обществе всего один, то вместо протокола принимается распоряжение). Более того, он указал, что в подобном случае учредитель может числиться как руководитель в Едином госреестре и справке по форме № 4-ОПП (см. определение Львовского апелляционного административного суда от 22.10.2013 г. по делу № 34390/10/9104).

Акционерное общество

На первый взгляд, вопрос с акционерными обществами (далее — АО) должен решаться в указанном выше порядке. Но это не так. Закон прямо указывает, что с каждым членом исполнительного органа АО заключается контракт (ч. 5 ст. 58 Закона об АО**).

** Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Так что, даже если назначить директором одного из акционеров, с ним все равно придется заключить контракт как с работником.

Что учесть? Кого уведомить?

Предположим, в вашей ситуации собственник/учредитель вправе непосредственно управлять предприятием (с учетом указанных выше условий). В таком случае вам нужно помнить о нескольких нюансах:

1) с таким собственником/учредителем не нужно заключать трудовой договор / контракт;

2) собственника/учредителя нельзя включать в штатное расписание;

3) управление предприятием таким способом не должно противоречить учредительным документам. При этом учтите: чтобы возложить на собственника/учредителя соответствующие функции, может потребоваться внести изменения в учредительные документы. В таком случае их нужно будет зарегистрировать (порядок такой регистрации см. в ст. 29 Закона № 755);

img 6

Для регистрации изменений в учредительных документах нужно использовать регистрационную карточку по форме 3 (в редакции приказа Минюста от 03.12.2014 г. № 2046/5).

4) в таком случае может также понадобиться внести изменения в Единый госреестр. Для этого служит регистрационная карточка по форме 4. В ней в качестве руководителя нужно будет указать соответствующего собственника/учредителя. Сделать это нужно в порядке, предусмотренном ст. 19 Закона № 755. Как мы уже говорили, суд такую возможность признает;

5) если собственник/учредитель будет самостоятельно вести бухучет, то соответствующие изменения придется отразить и в заявлении по форме № 1-ОПП. Такое заявление подается с отметкой «Зміни» (в течение 10 дней после таких изменений). При этом данные собственника придется отразить как в поле «Керівник», так и в поле, предназначенном для указания лица, ответственного за ведение бухучета;

6) при подписании налоговой отчетности в поле «Керівник» собственник-руководитель должен ставить свою подпись, а в поле «Головний бухгалтер» — прочерк (см. подкатегорию 135.02 ЗІР). Если отчетность подается в электронной форме, то первой нужно наложить ЭЦП собственника-руководителя, а второй — ЭЦП, которая является аналогом печати предприятия;

img 7

Аналогичным образом нужно поступать и при подписании отчета по ЕСВ в бумажной форме (см. подкатегорию 301.06 ЗІР).

7) при присоединении к договору о предоставлении услуг ЭЦП придется указать должность собственника, а именно «Директор» или «Керівник». Вместе с договором, как правило, придется подать и ряд документов, в том числе копии документов о назначении на должность лица, получающего ЭЦП. При этом, как показывает практика, иногда с этой целью принимают и протокол общего собрания;

8) изменения придется внести и в карточку с образцами подписей с целью распоряжения текущим счетом предприятия. В таком случае в обслуживающий банк придется подать новую карточку (п. 18.13 Инструкции № 492***). При этом понятно, что в ней будет фигурировать только первая подпись. В связи с этим в поле, предназначенном для отражения должности лица, которому принадлежит право второй подписи, нужно указать, что в штатном расписании таких лиц нет (п. 18.6 Инструкции № 492).

*** Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492.

Можно ли не платить собственнику/учредителю зарплату?

Если предприятием управляет лично собственник/учредитель, то зарплату ему платить не нужно. В целом, это подтверждают и чиновники (см. письмо Минсоцполитики от 07.02.2012 г. № 113/13/84-12).

Главное условие: между ним и предприятием не должно быть трудовых отношений. То есть как минимум с ним нельзя заключать трудовой договор / контракт. Кроме того, он не должен числиться в штатном расписании предприятия. О том, в каких случаях допускается подобная форма управления, вы могли прочесть выше.

Вместе с тем, если собственник управляет предприятием на основании трудового договора / контракта (т. е. числится наемным работником), выплачивать зарплату ему придется в обязательном порядке. Причем запомните: отказаться от нее он не вправе (к примеру, на практике иногда ссылаются на то, что директор работает на добровольных/общественных началах).

img 8

Возможности такого отказа трудовое законодательство не предусматривает. Это подтверждает и судебная практика (см. упомянутое решение Львовского апелляционного суда от 22.10.2013 г. по делу № 34390/10/9104).

Многие при этом приводят в качестве довода, что денег на выплату зарплаты у предприятия нет. Но увы, это не аргумент ☹. При этом напоминаем, что штрафы за несвоевременную выплату зарплаты составляют:

— для предприятия (при нарушении срока ее выплаты более чем на месяц или при выплате не в полном объеме) — 3-кратный размер минимальной зарплаты, установленной на момент выявления нарушения. Например, если нарушение выявят в июне 2015 года, штраф составит 3654 грн.;

— для его должностных лиц — в общем случае от 30 до 100 ннмдг (т. е. от 510 до 1700 грн.).

Есть ли альтернатива?

Как вы увидели выше, возложение функции по текущему управлению предприятием на собственника/учредителя в ряде случаев рискованно (для ООО/ОДО), а иногда — и вовсе невозможно (для АО). Поэтому пытливый ум бухгалтера сразу же начнет искать альтернативные варианты ☹.

До 2015 года вариантом, альтернативным указанному, являлось оформление директора на неполное рабочее время****. Например, на час в неделю с выплатой зарплаты пропорционально отработанному времени. Этот подход возможен и сейчас, но увы, на нем уже особо не сэкономишь ☹. Ведь вы, скорее всего, помните, что с 1 января при выплате зарплаты основному работнику в размере, меньшем минимального, ЕСВ на нее придется начислять в размере исходя из минимальной зарплаты (ч. 5 ст. 8 Закона № 2464*****). Об этом вы могли прочитать в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 2.

**** С оформлением работника на неполное рабочее время вы могли ознакомиться в статье «Неполное рабочее время: важные нюансы» в журнале «Бухгалтер 911», 2014, № 4.

***** Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

img 9

Предположим: ставка ЕСВ в части начислений 37,26 %. В таком случае, если директору основному работнику, оформленному на неполное рабочее время, за март будет начислена зарплата в размере 100 грн., ЕСВ в части начислений составит 453,83 грн.

Как этого избежать? Вариантов, на самом деле, немного. В частности, можно:

— нанять директора-инвалида. В таком случае ставка ЕСВ в части начислений составит 8,41 %. При этом, что важно: вам не придется соблюдать требование о ЕСВ с минимальной зарплаты. С нюансами налогообложения зарплат инвалидов вы могли ознакомиться в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 9;

— нанять директора-совместителя. В этом случае указанные требования о минимальном ЕСВ тоже не работают. Единственная проблема — у такого директора, чтобы вы могли нанять его по совместительству, уже должно быть основное место работы (об этой проблеме вы могли прочитать в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 3).

И есть еще один вариант — формально правильный, но все же очень опасный (так что он, скорее, для размышлений, нежели для реального применения ☹): учитывая, что требования о минимальном ЕСВ работают, если работник отработал полный месяц, ежемесячно перезаключать с директором контракт на несколько дней. Уведомлять об этом придется лишь госрегистратора (а он уже, в свою очередь, будет извещать налоговиков). Правда, судя по всему, такая возможность исчезнет после появления кабминовского порядка уведомления налоговиков о вновь принятых работниках (ст. 24 КЗоТ).

img 10

Возможность такого перезаключения обусловлена тем, что с директором допускается заключать контракт, а в нем можно предусмотреть, в общем-то, любой срок. При этом, перезаключение такого контракта несколько раз не приводит к возникновению бессрочных трудовых отношений (см. письмо Минтруда от 23.04.2003 г. № 06/1-4/66).

v.smerdov@buhgalter911.com

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше