Начнем с приятного: до начала 2015 года вопрос отнесения в состав налоговых расходов стоимости шин стоял довольно-таки остро. ГФСУ (консультация в подкатегории 502.07.20 ЗІР, уже не действующая) обязывала плательщиков отражать операции по замене шин, пробег которых не соответствовал установленным эксплуатационным нормам среднего ресурса*, как ремонт (улучшение) объекта ОС (авто). Со всеми вытекающими…
* Установлены Эксплуатационными нормами среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, для особых условий эксплуатации, утвержденными приказом Мининфраструктуры от 24.11.2014 г. № 598 (далее — нормы № 598).
То есть при списании шин следовало сопоставлять фактический пробег шин с соответствующими нормами.
И если последние оказывались больше, тогда стоимость шин могла попасть в расходы в части, превышающей 10 %-й лимит, только путем начисления амортизации авто, на которые те были установлены.
Некоторые предприятия даже подстраивали свой бухучет под такие требования.
Сейчас же этому положен конец: больше нет ни ремонтного лимита, ни подобных фискальных требований. Нет и корректировок согласно разд. ІІІ НКУ, о чем — далее.
Налоговый учет = бухучет!
Имеется в виду в «шинном» вопросе.
По крайней мере, в части налога на прибыль это уравнение целиком справедливо, причем как для низко-, так и для высокодоходных плательщиков.
Никаких корректировок в этой части разд. ІІІ НКУ не предусматривает, потому препятствий для отнесения в состав расходов стоимости шин при первой же их установке на авто больше нет.
Поэтому в бухучете мы отстаиваем вариант учета шин, при котором их списывают с субсчета 207 «Запасные части» в расходы при первой передаче в использование.
Это не касается тех шин, которые приобрели вместе с самим ТС, а потому учитывают в составе единого объекта ОС — на субсчете 105 «Транспортные средства». Но и в таком случае никто не отменял необходимости ведения их аналитического учета, карточек учета пробега (наработки) пневматической шины (далее — карточка учета шин) (приложение 5 к п. 7.1 Норм № 598).
Их стоимость увеличивает тот вид расходов, к которому относят расходы на эксплуатацию авто, т. е. в состав общепроизводственных (счет 91), административных (счет 92), сбытовых (счет 93) или прочих операционных расходов (субсчет 949).
В случае, если расходы на эксплуатацию автомобиля можно отнести прямо на определенный объект затрат, затратам в виде стоимости шин открыт путь на счет 23 «Производство». Как правило, в дебет этого счета могут попасть затраты на эксплуатацию технологического транспорта, используемого непосредственно при производстве продукции.
В дальнейшем же движение шин учитывают только в аналитике.
Поэтому получается, если в это межсезонье вы решите поставить на авто те шины, которые уже использовали (и заменили в рамках операции «зима-лето»), то их движение найдет свое отражение исключительно в аналитическом учете. В карточке учета шин при этом необходимо занести данные о совершенном пробеге.
В расходы же попадет только стоимость работ по замене шин (причем не важно, исполнены те с помощью сторонних организаций или же собственными силами предприятия). Стоимость таких работ может быть отнесена в расходы периода на основании п. 15 П(С)БУ 7. В части этих расходов, что немаловажно, разниц по разд. ІІІ НКУ также не предусмотрено.
Операции по замене шин на ТС согласно п. 3.19 Положения № 102** не относят к реконструкции, модернизации, техническому переоснащению и другим видам их улучшений. В то же время не находим таких расходов и в примерном перечне операций сезонного ТО ( приложение В к этому Положению). Но мы все же склонны считать, что такая замена является составляющей именно сезонного ТО. Да и перечень-то примерный, а не исчерпывающий.
Что касается списания снятых шин (если выяснится, что в силу тех или иных причин «служить верой и правдой» вашему авто они больше не могут), то это отразится только в аналитическом учете. А вот расходов в части стоимости шин в этом случае не будет, так как их вы уже показали ранее — при передаче новых шин в эксплуатацию.
Внимание: даже если шины списаны раньше, нежели полагается, сторнировать ранее отраженные расходы или другим способом их корректировать оснований нет.
Подтверждает подобные выводы п.п. 16.2.10 Методрекомендаций № 373***, согласно которому расходы признают по всем списанным шинам независимо от того, «набегали» они нужный километраж или нет.
*** Методические рекомендации по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, утвержденные приказом Минпромполитики от 09.07.2007 г. № 373.
НДС-учет
Здесь все безоблачно только в том случае, если шины отработали необходимый ресурс. При их приобретении НК по НДС отражают по классическому правилу «первого события» без какой-либо привязки к передаче в эксплуатацию. На этом хотелось бы поставить точку. Но так ли все просто?
Налоговики приучили нас к тому, что мельчайший намек на нехозяйственное использование активов они способны раздуть в отражение НО по НДС. К счастью, конкретных фискальных разъяснений касательно шин с их стороны не поступало.
Однозначно нет причин тревожиться в тех случаях, когда списание шин проводят по достижении ими эксплуатационных норм пробега. Тогда о нехозяйственности их использования речь не идет. Потому «погашать» ранее отраженный НК по НДС с помощью «рисования» НО точно не придется!
Почему могут возникнуть сомнения? Пункт 198.5 НКУ (а именно п.п. «г») обязует плательщиков налога начислять НО по НДС, если товары / необоротные активы начали использовать в нехозяйственной деятельности.
Считаем, приравнивать к такому использованию «преждевременное» списание шин оснований никаких нет. В пользу такого утверждения свидетельствует хотя бы тот факт, что шины, «пока могли», использовались именно в хозяйственной деятельности предприятия. А то, что отслужили свое такие шины раньше, чем от них ожидали, сего факта никак не умаляет. Кроме того, еще один плюс в пользу именно отстаиваемого нами подхода в том, что и в бухучете при этом значимых событий не происходит (ведь такой факт отражают лишь в аналитическом учете шин), а стоимость шин списана в состав расходов до этого.
Напоследок проиллюстрируем вышесказанное на языке бухгалтерских проводок.
Учет приобретения и замены шин
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, грн. | Бухгалтерский учет | |
дебет | кредит | |||
1 | Приобрели комплект зимних шин | 5000,00 | 207 | 631 |
2 | Отразили НК по НДС (при наличии надлежаще оформленной НН, зарегистрированной в ЕРНН) | 1000,00 | 641 | 631 |
3 | Перечислили деньги поставщику шин | 6000,00 | 631 | 311 |
4* | Сняли с автомобиля летние шины (отраженные в составе расходов ранее) | — | — | — |
5 | Установили новоприобретенные шины (автомобиль используют исключительно в сбытовых целях) | 5000,00 | 93 | 207 |
6 | Отразили стоимость работ, проведенных силами ремонтного цеха предприятия: | |||
— оплата труда работника, проводившего замену шин | 150,00 | 235** | 661 | |
— начисление ЕСВ «сверху» на заработную плату работника (ставка взноса условная) | 30,00 | 235 | 651 | |
7 | Отнесли в состав расходов стоимость проведенных работ по установке шин | 180,00 | 93 | 235 |
8 | Отнесли на финансовый результат расходы на сбыт: | |||
— в части стоимости установленных на ТС шин | 5000,00 | 791 | 93 | |
— в части стоимости проведенных работ по замене шин | 180,00 | 791 | 93 | |
<…> | ||||
9* | По окончании зимнего сезона сняли шины с авто, вместо них установили летние | — | — | — |
10* | Списали одну из шин вследствие дефекта, выявленного при снятии ее с автомобиля | — | — | — |
11 | Отразили стоимость работ по замене шин (их проводили на СТО) | 300,00 | 93 | 631 |
12 | Отразили НК по НДС (при наличии надлежаще оформленной НН, зарегистрированной в ЕРНН) | 60,00 | 641 | 631 |
13 | Перечислили деньги СТО | 360,00 | 631 | 311 |
14 | Отнесли на финансовый результат периода расходы на сбыт в части стоимости проведенных СТО работ | 300,00 | 791 | 93 |
* Эти операции при выбранном варианте учета шин отражают исключительно в аналитическом учете. ** Для учета расходов ремонтного цеха предприятие использует субсчет 235. |