(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
7/11
Бухгалтер 911
Бухгалтер 911
Октябрь , 2015/№ 43

Закон об e-commerce: что учесть, где изменить, к чему готовиться

Долгожданный Закон* вступил в силу в последний день сентяб­ря. О его важности и значимости для интернет-торговцев, а также их покупателей СМИ вовсю трубили уже тогда, когда началась активная фаза трансформации проекта в Закон. В этой статье предлагаем разобраться, нужно ли совершать какие-то практические действия в связи с принятием Закона интернет-коммерсантам и что реально нового он привнес.
интернет-торговля

* Закон Украины «Об электронной коммерции» от 03.09.2015 г. № 675-VIII.

Хорошие новости: никаких дополнительных отчетов и т. п. субъектам интернет-торговли подавать не придется (в то же время, определенные действия совершить все же может потребоваться). Наоборот, участники рынка е-commerce имеют все поводы смотреть с оптимизмом на принятие Закона. Он призван в первую очередь сбалансировать правовое поле в этой сфере, а никак не ухудшить положение участников рынка.

Правда, нельзя сказать, что раньше сфера электронной торговли была совсем неурегулированной. Просто раньше с этой целью нужно было ориентироваться на общие положения законодательства: в частности, ГКУ, ХКУ, Закон о защите прав потребителей** и т. п.

** Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Кстати, участниками отношений в сфере электронной коммерции, по определению ст. 6 Закона (ср. 025069200), являются главные и вспомогательные персонажи. К первым относятся субъекты электронной коммерции: продавец (исполнитель, поставщик) и покупатель (заказчик, потребитель) товаров, работ, услуг. В свою очередь, ко вторым стоит отнести поставщиков услуг промежуточного характера в информационной сфере, органы госвласти и местного самоуправления (в части выполнения ими функций государства или местного самоуправления).

Предоставление электронным договорам и документам такой же силы, как и письменным — безусловно, важнейшее новшество, на которое обращали внимание многие участники рынка электронной коммерции. Подобные правила внесены не только в сам Закон, но и в  ГКУ, Закон об электронном документообороте, а также Закон о защите прав потребителей.

К слову, если стороны договорились заключить договор при помощи информационно-телекоммуникационных систем, он считается заключенным в письменной форме ( ч. 2 ст. 639 ГКУ).

Важная новация: обязательная информация

Здесь есть пара нюансов, требующая вашего внимания.

Нюанс первый. Одна из главных заслуг Закона — определение четкого перечня информации, доступ к которой интернет-продавец обязан обеспечить всем участникам рынка в ходе ведения своей деятельности и при рассылке коммерческих электронных уведомлений (см. ч. 1 ст. 7 Закона). Это:

— полное наименование юрлица / Ф. И. О. ФЛП;

— местонахождение юрлица / место регистрации и место фактического проживания ФЛП;

Если в части юрлиц речь идет о сведениях, внесенных в ЕГР, в части ФЛП законодатель почему-то решил остановиться именно на фактическом месте проживания.

— адрес электронной почты и/или адрес интернет-магазина;

— идентификационный код юрлица или регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов ФЛП***;

*** Серия и номер паспорта для ФЛП, которое из-за своих религиозных убеждений отказалось от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально сообщило об этом соответствующий орган ГФС и имеет соответствующую отметку в паспорте.

— сведения о лицензии (серия, номер, срок действия и дата выдачи) — конечно, при условии, что хоздеятельность подлежит лицензированию;

— информация относительно включения налогов в расчет стоимости товара (к слову, данные сведения желательно включать и в «обычные» письменные договоры), работы, услуги и, в случае доставки товара, — информация о стоимости доставки;

— другие сведения, подлежащие обнародованию в соответствии с действующим законодательством.

Каким конкретно образом извещать об этих данных, Закон не определяет. В то же время, считаем, будет достаточно разместить их на своем сайте.

Нюанс второй. Закон об электронной коммерции указывает на условия, которые может содержать электронный договор, — в дополнение к существенным условиям, предусмотренным ГКУ (предмет договора и прочие существенные условия, предусмотренные на уровне закона, — их договор должен содержать обязательно). Но заметьте: сами по себе они не являются существенными. Таковыми они станут лишь в том случае, если стороны придут к согласию об их включении в договор ( ч. 1 ст. 638 ГКУ).

Напомним: если договор не содержит в себе всех существенных условий, то по общему правилу он является незаключенным (не путайте с недействительным!) и не создает для сторон прав/обязанностей.

Заключаем электронный договор — можно и без ЭЦП

ЭЦП — не единственный и не обязательный способ заключить электронную сделку. Внесение такой нормы в Закон об электронной коммерции, несомненно, важный шаг на пути к легализации электронных договоров и предоставления им юридической силы.

Подпись договора в сфере е-commerce может осуществляться одним из способов, предусмотренных ст. 12 Закона, а именно с помощью:

1) электронной подписи или ЭЦП согласно Закону об ЭЦП****. Обязательным условием при этом является использование ЭЦП всеми сторонами электронной сделки;

**** Закон Украины «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 г. № 852-IV.

2) электронной подписи одноразовым идентификатором;

Что такое одноразовый идентификатор? Согласно Закону об электронной коммерции — это данные в виде алфавитно-цифровой последовательности, которые прилагает к другим электронным данным лицо, принявшее предложение (оферту) заключить электронный договор, и направляет другой стороне договора. Судя по всему, это то, что мы привыкли называть логином и паролем.

3) аналога собственноручной подписи (факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, иного аналога собственноручной подписи) с письменного согласия сторон. В таком согласии должны содержаться образцы соответствующих аналогов собственноручных подписей.

Моментом подписания электронного договора считается использование одного из приведенных средств для этого.

Осуществление расчетов

Сам по себе Закон об электронной коммерции содержит лишь общие и отсылочные нормы в части расчетов. Поэтому за конкретными ответами нужно обращаться к профильному законодательству — в частности, к  Закону об РРО.

Но есть здесь и важные правила. Запомните их! В частности, ч. 5 ст. 13 Закона об электронной коммерции предусматривает, что осуществление оплаты согласно условиям, прописанным в предложении заключить электронный договор, без выполнения прочих условий и/или без предоставления всех сведений, определенных в таком предложении, не считается принятием предложения заключить электронный договор, а оплата считается ненадлежащей и подлежит возврату лицу, которое ее произвело. Норма, как видите, важная, но, увы, не очень четкая. В частности, она не дает полного понимания, в каких конкретно случаях наступают подобные последствия. Но в любом случае об этом нужно помнить (как минимум, на случай появления по этому поводу каких-либо разъяснений).

Кроме того, Закон об электронной коммерции также устанавливает, что покупатель по договору должен получить подтверждение его выполнения: в частности, в форме электронного документа, квитанции, товарного или кассового чека, талона или прочего документа. Предоставить его нужно в момент совершения сделки или в момент выполнения продавцом обязанности передать товар покупателю.

Защита персональных данных

Ряд изменений, внесенных Законом об электронной коммерции, касаются и персональных данных. Вот некоторые из них.

Во-первых, за интернет-продавцами закрепили право на обработку персональных данных покупателей начиная с момента регистрации тех в информационно-телекоммуникационной системе путем проставления отметки о предоставлении разрешения на обработку своих данных согласно сформулированной цели их обработки. При этом обязательным является условие, что в системе нет возможностей для обработки таких данных до проставления отметки.

Во-вторых, регистрация физлица в информационной системе продавца подразумевает предоставление им согласия на использование и обработку его персональных данных.

В-третьих, в ст. 14 Закона прописано, что участники отношений в сфере электронной коммерции обязаны обеспечить защиту персональных данных, ставших им известными из электронных документов (сообщений) во время совершения электронных сделок, в порядке, предусмотренном Законом о защите персональных данных.

Ответственность усиливается?

С связи с принятием Закона стали ширится сухи, что налоговая теперь более пристально будет следить за операциями, проводимыми интернет-торговцами.

Доля правды в этом, возможно, и есть, вот только для не высокодоходных***** интернет-магазинов, зарегистрированных на ЧПЕНов групп 2 и 3, реализовать возможность подобного контроля будет нереально. Дело в том, что для таких субъектов использование РРО в фискальном режиме работы обязательным не является, потому по факту налоговикам просто не с чем будет сверить объем совершенных электронных операций.

***** С доходом (как в наличной, так и в безналичной форме) за год не более 1 млн грн.

Но есть и повод встрепенутся: в  Закон о защите прав потребителей (а именно п. 7 ч. 1 ст. 23) внесли дополнение, в соответствии с которым субъекты хозяйствования сферы торгового и других видов обслуживания могут быть привлечены к ответственности за отсутствие необходимой информации не только о продукции, но и о продавце (в случаях, определенных Законом об электронной коммерции). В каких случаях и где интернет-продавцы обязаны указывать такие данные, мы указывали в начале статьи.

Но, возможно, не это самое интересное. Дело в том, что раньше эта норма касалась всех розничных продавцов — независимо от формы заключения сделок. Теперь же, формально, данный штраф касается лишь продавцов в сфере электронной коммерции.

Штраф при этом установлен в размере:

30 % стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги. В то же время он не может составлять менее 5 нмдг (85 грн.);

— для субъектов хоздеятельности, не ведущих в соответствии с требованиями законодательства обязательного учета доходов и расходов, такой штраф ограничен размером 5 нмдг (85 грн.).

Кстати говоря, в Законе об электронной коммерции теме ответственности в сфере е-commerce посвящен отдельный раздел — V. Только вот ничего нового он не предусматривает, по факту приравнивая игроков среды электронной купли-продажи к обычным продавцам и покупателям. Его нормы имеют чисто отсылочный характер.

m.shevchuk@buhgalter911.com

электронная коммерция добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье