«Миллионные» РРО-проверки ЧПЕНов: не так страшен черт?

В избранном В избранное
Печать
Мирошниченко Виталина, налоговый эксперт, v.miroshnichenko@buhgalter911.com
Бухгалтер 911 Сентябрь, 2015/№ 37
Весь текущий год для ЧПЕНов можно по праву назвать «годом РРО». Вопрос о том, применять ли его единоналожнику, не сходил с первых полос нашего издания до средины лета. Да, сейчас с ним вроде разобрались: те, у кого годовой оборот меньше 1 млн грн., могут работать без РРО*. Но многие опасаются: не будут ли налоговики зверствовать, проверяя тот самый пресловутый «1 млн»? Что ж, уже появился первый проект «миллионных» проверок. Давайте посмотрим, так ли все страшно.
ЧПЕН групп 2 и 3, оборот 1 млн грн., проверка, запрос налоговиков, встречная сверка

* В переходных нюансах с помощью ГФСУ мы разобрались в статье «Когда ставить РРО ЧПЕНам? Мнение неожиданно лояльное, но полуофициальное» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 36.

Вначале презентация «виновника» данной публикации. Это ПРОЕКТ постановления КМУ «Об утверждении Порядка осуществления органами доходов и сборов контроля за достижением плательщиками единого налога второй и третьей групп (физическими лицами — предпринимателями) объема дохода в соответствии с пунктом 296.10 статьи 296 Налогового кодекса Украины». Найти его вы можете по адресу http://sfs.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2015-rik/63903.html.

В проектах данному Порядку контроля ходить, судя по всему, осталось недолго. По Закону № 569** КМУ должен был «подшустрить» с ним до 1 сентября. Дедлайн пройден. Порядка нет (есть лишь проект). Но надо полагать, уже скоро он появится. Поэтому разберем пока «по косточкам» проект. Чтобы потом, так сказать, меньше удивляться.

** Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно применения регистраторов расчетных операций» от 01.07.2015 г. № 569-VIII.

Постольку-поскольку

Пропустить мимо ушей, а точнее глаз ☺ информацию о Порядке контроля могут:

ЧПЕНы группы 1. Их напрямую «миллионные» проверки не касаются. Да оно и понятно. Ведь РРО таким счастливчикам не нужен в любом случае ( п. 296.10 НКУ);

ЮРЕНы. Для них, напомним, применение РРО никак с «миллионным» критерием не связано. У них, можно сказать, «общие» правила.

Но опять же, данные субъекты теоретически могут подвергаться «информационной обработке» со стороны налоговиков как лица, имевшие контакты с ЧПЕНами групп 2 и 3, которых налоговики «исследуют» на предмет достижения миллиона.

Кого будут изучать

Цель принятия Порядка контроля (пока что говорим лишь о его проекте) — указать налоговикам способ проверки на честность ЧПЕНов групп 2 и 3, которые работают без РРО, «прикрываясь» тем, что объем их дохода (с начала календарного года) меньше 1 млн грн.

То есть «мишень» — ЧПЕНы групп 2 и 3, которые работают без РРО и показывают доходы меньше миллиона. Здесь не совсем понятно, будут ли налоговики «дергать» ЧПЕНов групп 2 и 3, которые не применяют РРО (КУРО с РК) на ином (нежели «домиллионное») основании из Закона об РРО, например:

— оплату за товары (услуги) получают исключительно в безналичной форме (на текущий счет, без использования эквайринга);

— продают в киосках, с лотков и разносок газеты, журналы и другие издания, конверты, открытки, марки при условии, что удельный вес такой продукции больше 50 % общего товарооборота и нет продажи алкоголя и других подакцизных товаров;

— предоставляют услуги по перевозке на автотранспорте, при условии, что выдаются талоны, квитанции, билеты с нанесенными печатным способом серией, номером и номинальной стоимостью***;

*** Нюансы, в том числе позицию налоговиков, ищите в статье «Автобусные перевозки на ЕН: как быть с июля с РРО» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 16.

— продают воду, молоко, квас, постное масло и живую рыбу с автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов; блюда и безалкогольные напитки в столовых и буфетах общеобразовательных заведений и профессионально-технических учебных заведений во время учебного процесса;

— занимаются интернет-торговлей, до 01.08.2015 г. заключили договоры на поставку РРО и планируют ввести РРО в эксплуатацию до 01.01.2016 г.

На наш взгляд, могут «дергать» и их.

Как представляется, «исследовать» налоговики будут всех безРРОшных «домиллионных» ЧПЕНов групп 2 и 3 без разбору. А на каком основании не применяется РРО, будут узнавать уже в процессе.

Как будут контролировать

Как следует из текста проекта, Кабмин «сварил» блюдо только из тех ингредиентов — прав налоговиков, которые есть в НКУ. Что вроде как и естественно.

То есть не будут вводиться какие-то новые дополнительные разновидности проверок, не будет вводиться дополнительная отчетность для контроля за оборотом ЧПЕНов.

Многие опасались, что налоговики «запустят в действие» какие-то неиспользуемые доселе инструменты проверки учета выручки. Но пока мы ничего такого не видим.

Как же налоговики тогда будут контролировать ЧПЕНов? В проекте прописано, что для контроля за оборотом будут, среди прочего, использовать:

информацию из налоговой отчетности и других документов (очевидно, в первую очередь обратят внимание на декларацию ЧПЕНа, ф. № 1ДФ по выплатам в его пользу от налоговых агентов);

информацию об экспортных и импортных операциях, о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков;

информацию по текущим счетам ЧПЕНа, полученную от банка. Напомним, что налоговики могут получить в банке информацию только о наличии счетов ФЛП. А вот чтобы узнать данные о движении средств на этих счетах, формально нужно решение суда ( п.п. 20.1.5 НКУ).

данные Книги УД(Р). С 28.07.2015 г., напомним, ЧПЕНы обязаны отражать доход в Книге УД(Р) двумя строками: отдельно наличный доход и безналичный ( ч. 2 п. 6 Порядка № 579****).

**** Порядок ведение книги учета доходов для плательщиков единого налога первой, второй и третьей групп, которые не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, утвержденный приказом Минфина от 19.06.2015 г. № 579.

В миллионный оборот ЧПЕНа для целей (не)применения РРО включаются все доходы: и наличные, и безналичные, и натуральные (бесплатно полученные товары, работы, услуги; для ЧПЕНа группы 3 с НДС — сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности).

В миллионный оборот ЧПЕНа для целей (не)применения РРО включаются и наличные, и безналичные доходы.

Доходы, которые в ЕН-доход не включаются (продажа недвижимости, авто, дивиденды, роялти и т. д.), в миллионный оборот, считаем, тоже не включаются. Также как и в особый способ должен считаться оборот комиссионера, экспедитора и т. д. Хотя, признаемся, в анализируемом проекте этот момент прописан крайне невнятно!

данные проверок (при этом не понятно: только других субъектов или и самих ЧПЕНов). Здесь напомним:

• во-первых, о действующем моратории на проверки некоторых субъектов из п. 3 разд. II Закона № 71*****. Так, если брать самих ЧПЕНов, то формально проверять могут лишь тех из них, кто связан с подакцизными товарами. Хотя из-за устаревания норм Закона № 71 при желании можно «притянуть за уши» и менее благоприятную для ЧПЕНов трактовку. Появление Порядка контроля на этот мораторий никоим образом не повлияет;

***** Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 г. № 71-VIII. Подробности найдете в статье «Новый мораторий на проверки: кому повезло больше всех?» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 5.

во-вторых, о недавнем нововведении, что если при проверке вашего контрагента налоговики нашли нарушение, то использовать акт проверки как основание для выводов относительно ваших взаимоотношений они могут только в случае, если выпишут ему налоговое уведомление-решение по результатам проверки, а это решение ваш контрагент, кстати, может оспорить)******;

****** Об этом можно почитать в статье «Ниже давление»: ОС, штрафы, проверки» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 33.

данные встречных сверок. Здесь простор для активности налоговиков, так как особых требований к сверкам нет;

Причем сверка не считается проверкой, а значит, на нее не распространяется и проверочный мораторий!

данные, полученные от ЧПЕНа по письменному запросу налоговиков. Обратите внимание на то, что с 01.01.2015 г. ужесточились требования к форме письменного запроса от налоговиков ( п. 73.3 НКУ).

В нем, среди прочего, обязательно должны быть указаны основания для направления запроса (возможные основания перечислены в  п. 73.3 НКУ) с указанием информации, которая их подтверждает (конкретные факты, источники информации — см.  письмо ГФСУ от 28.01.2015 г. № 2463/7/99-99-22-02-04-17).

Ответить на запрос нужно в течение месяца. Но в случае, если запрос составлен с нарушением требований, изложенных в  абз. 1 и 2 п. 73.3 НКУ, на запрос можно не отвечать.

Как видим, каких-то супернеожиданностей не видно. То есть имеем дело со стандартным инструментарием налоговиков. Возможно, они впоследствии придумают какое-то ноу-хау, но для этого нужно дождаться хотя бы официальной версии документа.

v.miroshnichenko@buhgalter911.com

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить