(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
4/13
Бухгалтер 911
Бухгалтер 911
Сентябрь , 2015/№ 38

«9-й стан» у плательщика НДС: к чему это приводит?

http://tinyurl.com/y5mjvuw6
К сожалению, это один из тех вопросов, в которых законодательство и практика идут разными путями. Но это полбеды, хуже другое — такой разрыв создает для плательщиков реальные проблемы.
юридический адрес ≠ фактический адрес

Что такое «9-й стан»

Запомните: присвоение плательщику «9-го стана» напрямую связано с его местонахождением. Сейчас поясним. Когда создают предприятие, в ЕГР вносят сведения, в частности, о его местонахождении. Это его юридический адрес, он же считается и налоговым адресом предприятия ( п. 45.2 НКУ). Именно он указывается в НН и налоговых декларациях. При этом важно, чтобы этот адрес совпадал с фактическим местом (ч. 1 ст. 93 ГКУ):

— осуществления его деятельности

— или размещения офиса, из которого проводится ежедневное управление деятельностью предприятия (преимущественно находится руководство) и осуществление управления/учета.

Проще говоря, фактический адрес (то есть адрес, по которому фактически осуществляется деятельность предприятия или управление им) должен отвечать юридическому (указанному в ЕГР). Это связано с тем, что при работе с предприятием налоговики (к слову, как и прочие госорганы) ориентируются именно на юридический адрес.

Налоговики используют юридический адрес, в частности, при:
— выходе на выездные проверки — документальные или фактические;
— направлении запросов, связанных с проведением встречных сверок, подачей контрагентами жалоб Д8, расхождениями между данными НДС-отчетности и ЕРНН, прочими основаниями из п. 73.3 НКУ;
— направлении писем и прочих документов; — выполнении прочих служебных обязанностей.

Если в процессе таких мероприятий налоговики выявят, что предприятия по данному адресу нет, то постараются выяснить его фактическое местонахождение, в том числе при помощи налоговой милиции. Если же и это не поможет (или окажется, что фактический адрес не отвечает юридическому), они направят госрегистратору уведомление об отсутствии юрлица по местонахождению.

Теперь запомните важный нюанс: именно в этот момент налоговики присвоят предприятию «9-й стан». Он, кстати, так и называется: «Надіслано повідомлення про відсутність за місцезнаходженням»*.

* Перечень возможных состояний приведен, в частности, в приложении 26 к Комплексной системе предотвращения и противодействия тенизации экономики.

Вместе с тем формально это событие не должно создавать для плательщика никаких негативных последствий (только вот, увы, налоговики так не считают ☹).

После того как госрегистратор получит от налоговиков такое уведомление, он в 5-дневный срок направит юрлицу уведомление с просьбой подать регистрационную карточку по форме 6. Предоставить ее нужно в течение месяца со дня получения такого уведомления. Если это требование проигнорировать, то возможен один из двух исходов ( ч. 14 ст. 19 Закона № 755**):

** Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Помните: оба указанных последствия ожидают вас и в том случае, если не подать ежегодную форму 6, а потом еще и проигнорировать уведомление от госрегистратора.

— вы получили уведомление, но не ответили на него — в таком случае госрегистратор внесет в ЕГР запись об отсутствии подтверждения сведений о юрлице. Налоговики после этого присвоят ему «7-й стан»;

— почтовое отправление с уведомлением вернулось обратно госрегистратору — в этом случае он внесет в ЕГР запись об отсутствии юрлица по местонахождению. Налоговики же присвоят юрлицу «8-й стан».

Запомните: лишь после того, как это произойдет, для предприятия по ЗАКОНУ должны наступить первые негативные последствия. Это может быть: НДС-разрегистрация (п.п. «ж» п. 184.1 НКУ), отказ в регистрации НН (п.п. 1 п. 9 Порядка № 1246***), неприем налоговой отчетности и т. п. Как видите, приятного мало. Правда, решается данная проблема просто: подтверждением своего местонахождения перед госрегистратором. То есть подачей ему формы 6.

*** Порядок ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1246.

Другое дело, что в ЕГР подобные сведения часто вносятся с нарушениями. Они бывают самыми разными, но в их числе можно выделить:

— нарушения со стороны налоговиков. Прежде чем подать уведомление госрегистратору, контролеры, как мы уже говорили, должны попытаться установить фактическое местонахождение плательщика. Бывает, они этим пренебрегают. Что, в свою очередь, дает вам право обжаловать решения, принятые на основании такой записи: в частности, решения об НДС-разрегистрации (см. определение ВАСУ от 06.08.2014 г. по делу № К/9991/21691/12);

— нарушения со стороны госрегистратора или почты. Они, как правило, состоят в нарушении сроков и порядка совершения тех или иных действий. Например, иногда госрегистраторы по ошибке изменяют в ЕГР данные по предприятию до истечения месячного срока, который отводится на подачу формы 6. В подобном случае вы также вправе требовать отмены соответствующих решений налоговиков — даже несмотря на то, что они вообще могут не иметь никакого отношения к данной ошибке (см. определение ВАСУ от 24.11.2014 г. по делу № К/800/27263/14).

При этом запомните: если дело дошло до НДС-разрегистрации, вашу формулу обнулят, НДС-счет закроют, а остаток средств на нем перечислят в бюджет (оттуда их потом можно будет вернуть на основании заявления согласно ст. 43 НКУ). Если вы затем:

— зарегистрируетесь повторно, вам откроют новый НДС-счет, а формула будет рассчитываться с нуля;

— обжалуете НДС-разрегистрацию и суд примет решение в вашу пользу, то в теории вам должны восстановить ваш старый НДС-счет, со средствами на нем и показателями формулы. Но, увы, на законодательном уровне этот вопрос не урегулирован, поэтому не исключаем, что в таком случае налоговики будут открывать новый счет и рассчитывать формулу заново. Практика по этому поводу пока молчит.

Суровая правда жизни…

Выше вы увидели, как все должно происходить по закону. Но, как мы уже говорили, в этом вопросе теория оторвана от практики. Дело в том, что готовиться к указанным негативным последствиям нужно уже с момента присвоения предприятию «9-го стана». То есть после того, как налоговики направят госрегистратору уведомление об отсутствии предприятия по местонахождению.

О том, что налоговики в таком случае должны отказывать в регистрации НН, прямо говорит их внутренний документ — Комплексная система предотвращения и противодействия тенизации экономики. Причем чиновников, видимо, совсем не смущает незаконность данного вывода.

Как с этим бороться? Есть несколько уровней такой борьбы.

Профилактика. Здесь можно выделить пару базовых мероприятий:

— убедитесь в том, что адрес, внесенный в ЕГР, совпадает с фактическим местонахождением предприятия (в большинстве своем это касается органов предприятия, осуществляющих управление/учет). Также не забывайте регулярно проверять эти сведения на сайте Минюста:
usr.minjust.gov.ua
;

— не игнорируйте запросы/письма/прочие документы от налоговиков. Если не согласны с ними, лучше направить им мотивированный отказ.

Но, увы, даже это не всегда спасает от присвоения «9-го стана». Более того, как показывает практика, нередко налоговики делают это и без фактического осуществления поисковых мероприятий. Как же быть, если вам уже присвоили этот «стан»?

Решение конкретных проблем. Помните, что загвоздка не в самом «9-м стане» (как мы уже говорили, сам по себе он ни на что влиять не должен), а в незаконных действиях налоговиков. В то же время пока вы его с себя не снимете, они их не прекратят.

Но сделать это, так сказать «в лоб», подав напрямую требование налоговикам, скорее всего, не получится:

— по крайней мере, законодательство такого механизма не предусматривает;

— по закону «9-й стан» не должен порождать негативных последствий для плательщика.

Поэтому оптимальный выход: дождаться уведомления от госрегистратора и не медля подать ему форму 6. В таком случае налоговики будут обязаны снять с вас «9-й стан». Только, увы, этих действий, как правило, будет недостаточно.

Во-первых, в ряде случаев налоговики даже не удосуживаются направить госрегистратору уведомление (см. определение ВАСУ от 16.09.2013 г. по делу № К/9991/78267/12). В итоге: по предприятию запись в ЕГР хорошая и госрегистратор даже не думает направлять вам запрос, а по факту ни НН, ни налоговую отчетность не принимают.

Во-вторых, в промежутке времени между присвоением «9-го стана» и внесением госрегистратором изменений в ЕГР (на основании формы 6) вам может понадобиться, к примеру, зарегистрировать НН, подать налоговую отчетность и т. п. А как мы уже говорили, налоговики этого не допустят.

Что же делать? Не остается ничего другого, кроме как решать каждую из этих проблем по отдельности. Предположим, налоговики блокируют регистрацию НН. Это плохо и для поставщика, и для покупателя. Для первого — это штраф по ст. 1201 НКУ и ст. 1631 КУоАП (данные статьи не учитывают причину, по которой НН не зарегистрирована), для второго — невозможность отразить налоговый кредит. То же, кстати, касается и регистрации РК. Только там распределение негативных последствий будет зависеть от того, какой он — «увеличивающий» или «уменьшающий».

В принципе, можно попытаться обратиться в суд с требованием об изменении «9-го стана». Как аргумент, можно опираться на то, что данная запись по факту нарушает права плательщика. Кроме того, по аналогии можно сослаться на судебные решения, которые обязывали налоговиков вносить изменения в свои внутренние базы данных (см., в частности, определение ВАСУ от 04.02.2015 г. по делу № К/800/59103/14). Но признаемся: предвидеть итог такого разбирательства невозможно.

Поэтому пока проблема с «9-м станом» не будет решена, от операций, требующих регистрации НН, лучше воздержаться. Если же это невозможно, то вам нужно вынудить налоговиков зарегистрировать НН. В этом деле вам поможет админсуд. Исковое требование стоит сформулировать так: «визнати протиправним неприйняття податкової накладної для реєстрації у Єдиному реєстрі податкових накладних» (см. информационное письмо ВАСУ от 24.10.2013 г. № 1486/12/13-13).

Через админсуд отстаивать свои интересы придется и в остальных случаях: в частности, при отказах в приеме налоговой отчетности (в таком случае признается незаконным отказ в приеме налоговой отчетности), НДС-разрегистрации (в этом случае незаконным признается решение об НДС-разрегистрации) и т. п.

И еще один момент: «9-й стан» приводит к проблемам не только у тех, на кого его, так сказать, повесили, но и у их контрагентов.

Дело в том, что нередко налоговики признают договоры между ними ничтожными. Делать они это могут главным образом для того, чтобы снять налоговый кредит по НДС (что касается расходов, то сегодня подход налоговиков по этому поводу в случае признания сделок ничтожными предсказать сложно).

Как с этим бороться?

Здесь запомните два момента:

— акты проверок, в которых они фиксируют подобные выводы, обжаловать нельзя (связано это с тем, что сам по себе акт не влияет на права/обязанности плательщика);

— с 1 сентября НКУ дополнен нормой, запрещающей налоговикам делать выводы о взаимоотношениях плательщика с его контрагентами на основании актов, по которым не было вынесено НУР ( п. 86.7 НКУ).

В этом ключе не остается ничего другого, кроме как обжаловать НУР, вынесенное по итогам проверки. При этом дополнительным аргументом в вашу пользу будет то, что нарушения, совершенные вашим контрагентом, по общему правилу не должны приводить к каким-либо негативным последствиям для вас.

v.smerdov@buhgalter911.com

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
НДС добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье