Пенсионный сбор
Обязанность по его уплате устанавливает п. 7 ст. 1 Закона № 4001. «Раскошелиться» придется, если выполняются оба условия из этого пункта:
— приобретение права собственности на легковой автомобиль;
— авто подлежит первой госрегистрации в Украине органами МВД.
Под первой регистрацией п.п. 14.1.163 НКУ понимает регистрацию транспортного средства, осуществляемую уполномоченными государственными органами Украины относительно этого средства в Украине впервые. О такой регистрации поговорим в отдельном подразделе статьи.
Соответственно, если транспортное средство ранее уже было зарегистрировано на территории Украины, в том числе временно, находилось на ведомственном учете, то его дальнейшая регистрация в Украине согласно п. 1.3 Инструкции № 3792 не считается первой .
Вас, безусловно, заинтересует вопрос: в каком размере? Ответ же зависит от стоимости авто ( п. 8 ст. 4 Закона № 400). Смотрите, как все это выглядит в цифрах.
Ставки пенсионного сбора в зависимости от стоимости авто
№ п/п | Стоимость авто | Ставка пенсионного сбора, % | ||
в прожиточных минимумах на трудоспособное лицо* | в грн. (для 2016 года) | в грн. (для 2017 года**) | ||
1 | Не выше 165 | 227370 и меньше | 264000 и меньше | 3 |
2 | Свыше 165, но не выше 290 | 227370,01 — 399620 | 264000,01 — 464000 | 4 |
3 | Свыше 290 | Свыше 399620 | Свыше 464000 | 5 |
* По состоянию на 1 января отчетного года. ** Исходим из того, что прожитминимум на 01.01.2017 г. установлен на уровне 1600 грн. |
Уплатить пенсионный сбор придется на счета общего фонда госбюджета по месту первой регистрации авто в территориальном сервисном центре МВД.
Документальное подтверждение уплаты сбора понадобится для возможности его госрегистрации, о которой далее предлагаем поговорить подробнее.
Государственная регистрация
Начнем с того, что зарегистрировать авто — «святой долг» новоиспеченного собственника.
Порядок госрегистрации автомобиля в органах МВД регулирует Порядок № 13883.Выполнить его можно по месту обращения владельца (его уполномоченного лица) независимо от местонахождения юрлица4.
4 Или места регистрации (проживания) физлица.
На его выполнение п. 7 Порядка № 1388 отводит 10 суток после (1) приобретения (получения); (2) таможенного оформления; (3) временного ввоза на территорию Украины.
Формируем первоначальную стоимость
Для целей бух- и налогового учета автомобиль, который предприятие использует в своей деятельности, в общем случае классифицируется как объект основных средств (п. 4 П(С)БУ 7 и п.п. 14.1.138 НКУ). Рассмотрим, как сформировать первоначальную стоимость приобретенного транспортного средства.
Бухгалтерский учет. Не все расходы, с которыми предприятие сталкивается при покупке автомобиля, прямо указаны в п. 8 П(С)БУ 7. Из таблицы далее вы сможете узнать, как повлияют наиболее распространенные из них на первоначальную стоимость вновь приобретенного объекта основных средств.
Формирование первоначальной стоимости автомобиля
№ п/п | Статья расходов | Формирует первоначальную стоимость |
1 | Пенсионный сбор | Да |
2 | Платные услуги сервисных центров МВД | Да |
3 | Расходы на страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств | Нет |
4 | Расходы на добровольное страхование автомобиля (КАСКО и т. п.) | Нет |
Подтверждает это и Минфин в письме от 21.07.2004 г. № 31-17310-01-29/13178 | ||
5 | Финансовые расходы, связанные с покупкой автомобиля | Нет |
Речь идет о тех случаях, когда приобретение автомобиля связано с финансовыми расходами. Самый простой пример — покупка автомобиля в кредит. Поскольку автомобиль не относится к квалификационным активам, финансовые расходы в его первоначальную стоимость не включают | ||
6 | Платные услуги банков | Нет |
Речь идет о комиссионных и прочих подобных платежах, которые банки взимают за свои услуги. В перечне расходов, которые попадают в первоначальную стоимость основного средства, они отсутствуют. Поэтому нет оснований их туда включать | ||
7 | Вознаграждение посредникам | Нет |
Расходы предприятия на выплату вознаграждения посреднику (комиссионеру, агенту и т. п.) за услуги при покупке автомобиля по договорам поручения (комиссии и т. п.) в первоначальную стоимость не включаем. Причина проста — такой позиции в перечне, приведенном п. 8 П(С)БУ 7, нет. Суммы, причитающиеся посредникам, относим в состав расходов отчетного периода | ||
8 | Стоимость услуг таможенного брокера. Плата за таможенное оформление, если оно происходит вне места расположения таможенных органов или в нерабочее время | Да |
Такие расходы могут возникнуть, если предприятие приобретает автомобиль за рубежом | ||
9 | Акцизный налог | Да |
Включаем в первоначальную стоимость автомобиля как непрямой налог, не возмещаемый предприятию (абз. 5 п. 8 П(С)БУ 7) |
Еще один интересный момент связан с включением в первоначальную стоимость автомобиля сумм невозмещаемого «входного» НДС.
Сейчас абсолютно весь «входной» НДС попадает в налоговый кредит (п. 198.3 НКУ). Однако если автомобиль будет использоваться в необлагаемой (необъектной/льготной) или нехозяйственной деятельности, предприятию следует начислить «компенсирующие» налоговые обязательства (п. 198.5 НКУ). Из-за этого «входной» НДС можно считать невозмещаемым. А для невозмещаемых сумм непрямых налогов п. 8 П(С)БУ 7 предусматривает один путь — в первоначальную стоимость основного средства.
Но всегда ли начислять «компенсирующие» налоговые обязательства по НДС следует путем увеличения первоначальной стоимости?
Если уже при покупке автомобиля вы точно знаете, что будете использовать его в необлагаемой/нехозяйственной деятельности, то необходимость начислить налоговые обязательства появляется сразу при зачислении нового объекта основных средств на баланс.
В этом случае не возникает сомнений, что сумма НДС увеличит первоначальную стоимость автомобиля (см. п.п. 1.4 Инструкции № 1415).Но часто бывает по-другому. Транспортное средство приобрели для облагаемой/хозяйственной деятельности, «входной» НДС отнесли в налоговый кредит, первоначальную стоимость объекта основных средств сформировали. Позже решили использовать автомобиль в необлагаемой/нехозяйственной деятельности и начислили, как положено, «компенсирующие» НДС-обязательства.
Добавлять ли теперь НДС, ставший невозмещаемым, к сформированной в прошлом первоначальной стоимости? Однозначно, нет!
Первоначальная стоимость — вещь неприкасаемая. Ее нельзя менять, когда вздумается, за исключением случаев, строго прописанных в П(С)БУ 7.Поэтому начисленный НДС без колебаний относите в расходы отчетного периода — в дебет субсчета 949 (п.п. 1.3 Инструкции № 141).
Налоговый учет. Начнем с того, что отдельный налоговый учет основных средств ведут только высокодоходные (с доходом более 20 млн грн. в год) и малодоходные предприятия, не отказавшиеся от корректировок.
Все прочие малодоходники для целей обложения налогом на прибыль ориентируются исключительно на бухправила. Поэтому информация, приведенная далее, их не касается .
В налоговом учете автомобили включают в состав основных средств группы 5 (п.п. 138.3.3 НКУ). Первоначальная стоимость объекта основных средств в налоговом учете формируется в полном соответствии с бухгалтерскими стандартами.
Расчет налоговой амортизации осуществляется согласно бухправилам, но с учетом ограничений, установленных пп. 14.1.138, 138.3.2 и 138.3.3 НКУ (ср. ). Ниже перечислим основные аспекты, которые влияют на появление налоговых разниц в учете транспортных средств, приобретенных после 01.01.2015 г.
1. Соответствие определению объекта основных средств в бухгалтерском и налоговом учете. Для признания актива в налоговом учете объектом основных средств его стоимость должна быть выше 6000 грн., срок службы более одного года и такой объект должен использоваться в хоздеятельности предприятия (п.п. 14.1.138 НКУ).
Что касается стоимостного критерия и срока службы, то транспортное средство, безусловно, в эти требования «впишется». А вот связь с хоздеятельностью — это именно тот критерий, который может повлиять на возникновение разницы между бухгалтерским и налоговым учетом. Возможно, транспортное средство приобретается предприятием не с целью использования его в хозяйственной деятельности.
Допустим, для волонтерской, благотворительной деятельности. Тогда расходы на приобретение автомобиля не будут участвовать в налоговом учете.2. Разные сроки использования. Налоговый кодекс устанавливает минимально допустимые сроки амортизации. Так, согласно п.п. 138.3.3 НКУ для основных средств группы 5 (транспортные средства) минимально допустимый срок амортизации составляет 5 лет. В свою очередь, в бухгалтерском учете срок амортизации предприятие устанавливает самостоятельно.
3. Производственный метод амортизации. В налоговом учете используются все бухгалтерские методы амортизации, кроме производственного. Поэтому, если вы в бухучете применяете производственный метод, то это также приведет к появлению налоговых разниц (п.п. 138.3.1 НКУ).
4. Уценки и дооценки. Налоговые разницы возникают также при проведении процедуры уценки и/или дооценки транспортного средства (пп. 138.1 и 138.2 НКУ).
Но еще раз подчеркнем: касается это лишь тех, кто имеет дело с разницами.Форма № 20-ОПП
Вы, наверняка, знаете, что налогоплательщик обязан уведомлять о всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, контролирующий орган по основному месту учета. Таковы требования п. 63.3 НКУ и п. 8.1 Порядка № 15886.
6 Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588.
На это отведено 10 рабочих дней после «регистрации, создания или открытия» объекта. Казалось бы, в отношении автомобилей соответствующий срок необходимо отсчитывать от даты их регистрации. Но в категории 119.11 ЗІР налоговики требуют подачи формы № 20-ОПП в течение 10 рабочих дней после приобретения автомобиля. Советуем учесть такую их позицию.
Эта консультация касается приобретения7 автомобиля для обособленного подразделения (филиала) предприятия, тем не менее, отсчет срока в связи с этим отличаться не должен.7 Или оформления договора аренды.
Для этих целей служит Уведомление об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением либо через которые осуществляется деятельность, по форме № 20-ОПП. Приведено оно в приложении 11 к Порядку № 1588.
Не подать форму или подать несвоевременно — себе дороже. Такой проступок «тянет» на 510 грн. Соответствующий штраф предусмотрен п. 117.1 НКУ. Не забывают о нем и налоговики (категория 119.12 ЗІР).
Транспортный налог
Плательщиком этого налога вам придется быть в случае, если купили вы именно легковое авто не старше 5 лет, среднерыночная стоимость которого составляет более 750 размеров минзарплаты, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.
В 2016 году эта величина равняется 1033,5 тыс. грн.При этом по «только что приобретенным» авто деку юрлицо (физлица не касается) подает в течение месяца со дня возникновения права собственности на него ( п.п. 267.6.4 НКУ). А налог уплачивают начиная с месяца, в котором возникло право собственности на авто.