(066) 87-010-10 Перезвоните мне
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
5/11
Бухгалтер 911
Бухгалтер 911
Июнь , 2016/№ 25

В неплатежеспособном банке «застряли» деньги: что учесть

Ситуации, когда банк, через который проводили расчеты с контрагентами и работниками, внезапно «лег», по сей день продолжают будоражить предпринимательское сообщество. Давайте рассмотрим, какие проблемы могут «свалиться» на предприятие и как можно «выкрутиться» из таких ситуаций.
неплатежеспособный банк, «замороженные» средства, задолженность по налогам и расчетам с поставщиками

Признание банка неплатежеспособным: чем чревато?

Первый шаг «по наклонной» для банка — признание его проблемным в соответствии со ст. 75 Закона № 21211. Но на этом этапе банк еще может поправить состояние дел. Чего не скажешь о случаях признания банка неплатежеспособным согласно ст. 76 указанного Закона. НБУ не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отнесении банка к категории неплатежеспособных, сообщает о таком решении ФГВФЛ, после чего тот вводит в банк временную администрацию (далее — ВА).

1 Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-III.

После этого управление банком осуществляет уполномоченное лицо Фонда. Требования к его действиям по выводу неплатежеспособного банка с рынка прописаны в ч. 2 ст. 39 Закона № 44522, согласно которой такой вывод возможен путем:

2 Закон Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» от 23.02.2012 г. № 4452-VI.

1) ликвидации банка с возмещением со стороны Фонда средств по вкладам физлиц;

2) ликвидации банка с отчуждением в процессе ликвидации всех или части его активов и обязательств в пользу принимающего банка;

3) отчуждения всех или части активов и обязательств неплатежеспособного банка в пользу принимающего банка с отзывом банковской лицензии неплатежеспособного банка и последующей его ликвидацией;

4) создания и продажи инвестору переходного банка с передачей ему активов и обязательств неплатежеспособного банка и последующей ликвидацией неплатежеспособного банка;

5) продажи неплатежеспособного банка инвестору.

НБУ не осуществляет банковский контроль над банком, в котором введена ВА или осуществляется ликвидация, кроме получения отчетности в установленном порядке.

Во время введения ВА согласно п. 1 ст. 36 Закона № 4452 не осуществляют удовлетворение требований вкладчиков3 и других кредиторов банка.

3 Вкладчики — это физлица (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 4452).

Исключения есть для вкладов по некоторым договорам в пользу обычных физлиц и физлиц-предпринимателей (ФЛП). Также это ограничение не работает при выполнении операций по выплате перевода средств физ- и юрлиц, поступивших на их счета со дня начала процедуры вывода Фондом банка с рынка.

Дальнейшая «судьба» банка может предусматривать либо полную его ликвидацию (для принятия решения о ликвидации банка НБУ отведено 5 дней со дня получения предложения ФГВФЛ о ликвидации банка), либо переход права собственности на него другому владельцу с последующим возобновлением нормальной работы.

Для предъявления претензий к ликвидируемому банку у вас есть 30 дней со дня отзыва банковской лицензии и ликвидации банка.

ФГВФЛ не позднее рабочего дня, следующего за днем получения решения НБУ об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка, размещает информацию об этом на своей официальной странице (http://www.fg.gov.ua/).

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 45 Закона № 4452 Фонд публикует сведения о ликвидации банка в газете «Урядовий кур’єр» или «Голос України» не позднее чем через 7 дней со дня начала процедуры ликвидации банка. В такой же срок ФГВФЛ размещает объявление, содержащее сведения о ликвидации банка, во всех помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание клиентов.

Но что мы все о банке? Предлагаем перейти непосредственно к проблемам, с которыми в случае его неплатежеспособности можете столкнуться вы сами.

Недоступны деньги на счете

Как вы уже знаете, во время введения ВА в банк тот прекращает удовлетворять требования своих вкладчиков и кредиторов. Часто возникает дискуссия на предмет «А разве клиент банка, заключивший с ним договор рассчетно-кассового обслуживания, кредитор?!» К сожалению для клиента, банки считают его таковым, опираясь на ст. 2 Закона № 2121, согласно которой кредитор банка — это юр- или физлицо, имеющее документально подтвержденные требования к должнику относительно его имущественных обязательств. Не в пользу клиента тот факт, что согласно п. 3 ч. 2 ст. 37 Закона № 4452 уполномоченное лицо ФГВФЛ (в случае делегирования ему полномочий) имеет право продолжать, ограничивать или прекращать осуществление банком любых операций.

Суды также часто подтверждают — «Да, кредитор!»4.

4 См., например, постановления ВСУ от 10.06.2015 г. № 3-223гс15, от 25.03.2015 г. № 3-24гс15, от 29.04.2015 г. № 3-61гс15.

Стало быть, придется ждать. При этом возможны два варианты развития событий. При «меньшем из двух зол» активы и обязательства банка перейдут новому собственнику, после чего банк возобновит обслуживание клиентов.

Если же банк подвергнется ликвидации, то клиент, хочешь не хочешь, станет его кредитором. В 30-дневный срок со дня опубликования сведений о ликвидации банка необходимо заявить о своих требованиях к нему.

Поторопитесь, ведь по истечении 30 дней ФГВФЛ прекращает прием требований кредиторов, а любые требования, поступившие после окончания этого срока, считаются погашенными, кроме требований вкладчиков-физлиц. Такой порядок прописан в ч. 1 ст. 49 Закона № 4452.

Требования погашают в порядке очередности, приведенном в ст. 52 Закона № 4452 (ср. 025069200). Причем юрлица — клиенты банка, не связанные с ним, там седьмые по счету. Требования к банку, не удовлетворенные в связи с недостаточностью имущества, считаются погашенными ☹.

Не уплатили налоги

Возможна ситуация, когда в связи с неплатежеспособностью банка он не выполнил поручение по уплате налога / сбора / обязательного платежа. «Кто прав, кто виноват» в подобной ситуации?

Отрада для налогоплательщика — п. 129.6 НКУ, согласно которому за нарушение сроков зачисления налогов в бюджеты5 по вине банка6 именно банк несет ответственность за нарушение порядка своевременного и полного внесения налогов, сборов, платежей в бюджеты5. А вот налогоплательщик освобождается от ответственности за несвоевременное перечисление или перечисление не в полном объеме таких налогов, сборов и других платежей в бюджеты5, включая начисленную пеню или штрафы.

5 Или государственные целевые фонды.

6 То же касается Госказначейства в случае обслуживания счетов плательщиков в СЭА НДС (но в рассматриваемом случае это нас не интересует).

Подтверждает справедливость такого утверждения и ГФСУ, указывая (категория 138.05 ЗІР), что налоговики не применяют к налогоплательщику штрафные санкции в случае несвоевременного перечисления (неперечисления) налогов, сборов, платежей по вине банка, в том числе вследствие регулирования НБУ экономических нормативов банка.

Но для освобождения от ответственности плательщик должен предоставить в налоговую заявление с копиями платежных документов, удостоверяющих факт их подачи в банк.

Такой же порядок действий плательщика и в случае «сбоя» в уплате ЕСВ (см. категорию 301.08 ЗІР).

Вместе с тем возникает вопрос с «зависшими» суммами: нужно ли вам повторно осуществлять платеж, если деньги в бюджет так и не попали? Однозначности при ответе на него, к сожалению, нет. Вывод зависит, главным образом, от того, какой из двух подходов к моменту выполнения налогового обязательства применять. Если тот, который ближе налоговикам (обязанность плательщика выполняется с зачислением средств на единый казначейский счет), то, очевидно, налог придется перечислить повторно. Налоговики при этом ссылаться могут на то, что п. 129.6 НКУ снимает с плательщика лишь ответственность, в то время как обязанность по уплате налога сохраняется ( письмо ГФСУ от 19.05.2015 г. № 1365/99-99-10-03-02-18). Понятно, что этот подход является самым безопасным.

Если же считать, что обязанность прекращается с предоставлением платежного поручения, то необходимости в повторном перечислении налога нет (ведь обязанность плательщика уже выполнена). Правильность этого подхода в свое время подтверждали как чиновники (см. письмо Комитета ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности от 05.09.2002 г. № 06-10/360), так и суды. Таким образом, если вы последуете этому подходу и решите не «кормить» бюджет еще одной порцией налогов, у вас есть все шансы отстоять свою правоту.

При этом отдельно выделим уплату ЕСВ. В отличие от НКУ, Закон о ЕСВ прямо указывает на день, который считается датой уплаты ЕСВ. При безналичной уплате им является день списания соответствующей суммы со счета плательщика.

«Завис» платеж контрагенту

Врагу не пожелаешь столкнуться с ситуацией, когда деньги, которые по поручению покупателя (заказчика) должны быть перечислены на счет поставщика (исполнителя, подрядчика), банк «заморозил» по причине своей неплатежеспособности.

Здесь ситуация еще более неприятная, ведь законодательные «поблажки» не спасут от ответственности перед контрагентами. Поэтому наш вам совет: попробовать договориться с ними по-хорошему, попросив пойти на отсрочку платежа.

Если же такой вариант не прошел, тогда учтите: п. 30.1 Закона № 23467 считает перевод завершенным с момента зачисления суммы перевода на счет получателя или ее выдачи ему в наличной форме. ВХСУ в постановлении № 148 указывает, что нарушение банком, обслуживающим плательщика (должника), срока перечисления средств в банк, обслуживающий кредитора, или несвоевременное зачисление банками средств на счет кредитора, в связи с чем произошла просрочка исполнения денежного обязательства, не освобождает должника от ответственности за его неисполнение.

7 Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III.

8 Постановление Пленума ВХСУ «О некоторых вопросах практики применения законодательства об ответственности за нарушение денежных обязательств» от 17.12.2013 г. № 14.

Однако это предоставляет должнику право обратиться в банк, который его обслуживает, с требованием об уплате пени в соответствии с п. 32.2 Закона № 2346.

А вот если нарушение сроков завершения перевода было допущено банком, обслуживающим получателя, тогда плательщик не несет ответственности за просрочку перед получателем (в соответствии с абз. 2 п. 32.2 Закона № 2346). Банк же «влетает» на пеню в таких же размерах, как и банк плательщика.

Нормы ГКУ также не на стороне плательщика, проводившего платеж через внезапно «сдувшийся» банк. Так, ст. 625 этого Кодекса гласит, что должник не освобождается от ответственности за невозможность выполнения им денежного обязательства. Причем если он просрочит выполнение денежного обязательства, то по требованию кредитора обязан будет уплатить не только сумму долга (с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки), но и 3 % годовых9 от просроченной суммы.

9 Если иной размер процентов не установлен договором или законом.

Учетные последствия

Ввод в банке ВА — сигнал о том, что в ближайшее время воспользоваться деньгами на своих счетах (как текущих, так и депозитных) предприятие не сможет. И поскольку есть вероятность того, что такие средства и вовсе не вернутся к своему законному владельцу, то бухгалтер на основании своего профессионального суждения может сделать вывод о том, что деньги на счетах предприятия можно считать сомнительной долгом.

Сомнительный долг согласно абз. 7 П(С)БУ 10 — это текущая дебиторская задолженность, относительно которой существует неуверенность в ее погашении должником.

Это сопровождается проводкой Дт 37 — Кт 31, на что в свое время указывал Минфин (письмо от 18.10.2010 г. № 31-34020-20-10/28202).

Средства в инвалюте имеет смысл переклассифицировать в сомнительную задолженность по официальному курсу НБУ, действовавшему на дату принятия решения об отзыве лицензии банка и его ликвидации. Объясняется это тем, что требование, заявленное в инвалюте, включают в реестр требований в национальной валюте в сумме, определенной именно по такому курсу согласно п. 4.21 разд. V Положения № 210.

10 Положение о выводе неплатежеспособного банка с рынка, утвержденное Решением исполнительной дирекции ФГВФЛ от 05.07.2012 г. № 2.

Резерв сомнительных долгов (далее — РСД) имеет смысл создавать по методу применения абсолютной суммы сомнительной задолженности, что сопровождается проводкой Дт 944 — Кт 38. Но только для высокодоходных плательщиков НПП такая операция является нежелательной в связи с требованиями п.п. 139.1.1 НКУ, согласно которым финрезультат до налогообложения на такую сумму придется увеличить. А вот уменьшают его лишь при корректировке суммы резерва в сторону уменьшения11.

11 С недавним фискальным разъяснением налоговиков по этому поводу вы могли ознакомиться в статье «Свежие» разъяснения налоговиков: радостные и «сомнительные» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 24).

Если при вводе в банк ВА задолженность была признана в бухучете сомнительной, то при ликвидации банка ее имеет смысл признать безнадежной.

Ликвидация банка считается завершенной, а банк ликвидированным с момента внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц и ФЛП.

Фактами, сигнализирующими о безнадежности задолженности, могут быть:

— несвоевременно (по истечении 30 дней со дня опубликования решения о ликвидации банка) заявлены требования по взысканию задолженности с банка;

— заявленные требования не удовлетворены в связи с недостаточностью имущества.

Списание задолженности сопровождают проводкой Дт 944 — Кт 377 (если РСД не создавали) или Дт 38 — Кт 377 (если РСД был создан).

В налоговом учете считать задолженность безнадежной позволит п.п. «з» п.п. 14.1.11 НКУ, согласно которому таковой является задолженность субъектов хозяйствования, признанных банкротами в установленном законом порядке или прекращенных как юрлица в связи с их ликвидацией.

Сумму списанной дебиторской задолженности согласно требованиям Инструкции № 29112 учитывают также на забалансовом субсчете 071 «Списанная дебиторская задолженность» в течение не менее трех лет с даты списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Вот только при полной ликвидации банка особого смысла в этом мы не видим.

12 Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291.

Если вам уж очень повезет и банк вернет-таки задолженность (либо вследствие его передачи новому инвестору, либо если имущества банка хватит для удовлетворения ваших требований), то в учете это должно отразиться так:

— если задолженность признали сомнительной, но РСД не создавали, — Дт 311, 312 — Кт 377;

— если задолженность признали сомнительной и создали РСД — такая же проводка + сторнируем создание резерва на сумму задолженности банка (Дт 944 — Кт 38);

— если задолженность вернули после признания ее безнадежной — Дт 311, 312 — Кт 716. Одновременно списываем сумму задолженности с забалансового субсчета 071.

Напоследок пожелаем, чтобы завершающим этапом сотрудничества с проблемным банком было именно получение своих денег обратно и в полной сумме ☺. Да, и не забывайте регулярно следить за «благосостоянием» банка, в котором открыли новый счет (счета) во избежание неприятных ситуаций в будущем.

неплатежеспособный банк, задолженность, замороженные средства добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье