1 Пока подобные задумки лишь на проектной стадии, о чем вы могли прочесть в статье «Очередная налоговая реформа — 2017: прощупываем почву» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 34).
Как должно быть?
По НКУ, на самом деле, все более-менее гладко.
Курирует вопрос возврата ошибочно или излишне уплаченных денежных обязательств ст. 43 этого Кодекса. Единственное препятствие для возможности такого возврата данная статья видит в наличии у плательщика налогового долга. В таком случае подобный возврат не является возможным. Но! Полное погашение налогового долга реанимирует право плательщика на возврат переплат (или излишне уплаченных обязательств).

Для возможности возврата необходимо подать в свою налоговую заявление о таком возврате. Не подадите его — деньги сами с неба не упадут . При этом для подачи заявления п. 43.3 НКУ отводит срок в 1095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы.
Составляют заявление в произвольной форме. Тем не менее НКУ закреплена обязанность указать в нем желаемое направление возврата средств. Это может быть:
— текущий счет налогоплательщика в учреждении банка;
— погашение денежного обязательства (налогового долга) по другим платежам2. Причем, что отрадно, независимо от вида бюджета;
2 Контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы.
— наличными средствами по чеку. Такой вариант возможен лишь в случае отсутствия у налогоплательщика счета в банке.

3 Это — новинка 2016 года, о чем вы могли узнать в том числе из статьи «Администрирование налогов: правки «косметические» и не только» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 3).
Порядок действий налоговой и Госказначейства в процессе возврата прописан в п. 43.5 НКУ. При этом «на все про все» им на двоих отведено 20 дней со дня подачи плательщиком заявления.
Собственно говоря, все, что требуется от налоговой, — подготовка заключения4.
4 Форма которого утверждена приложением 1 к Порядку взаимодействия территориальных органов Государственной фискальной службы Украины, местных финансовых органов и территориальных органов Государственной казначейской службы Украины в процессе возврата плательщикам налогов ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств, утвержденному приказом Минфина от 15.12.2015 г. № 1146 (далее — Порядок № 1146).
Причем несоблюдение этого требования может обернуться для них ответственностью «согласно закону» ( п. 43.5 НКУ). Только вот налоговики своими действиями четко дают понять, что такое наказание их нисколько не пугает и не останавливает…

Нюансы от налоговиков
Непосредственно НКУ предусмотрено, что Госказначейство5 осуществляет возврат ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств плательщикам в порядке, установленном ГФСУ6. Но вместо него такой Порядок (№ 7877) по-дружески разработал и утвердил Минфин.
5 В НКУ — орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств.
6 Согласно НКУ — центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.
На этом подзаконное нормотворчество должно бы ограничиться. Но ГФСУ считает иначе, регулярно (если быть точнее, ежеквартально) разрабатывая собственные «внутренние» документы, непосредственно влияющие на эту сферу.
Пока действует приказ № 6208 «на эту тему», но он рассчитан на ІІІ квартал этого года, т. е. вскоре следует ожидать появления очередного детища ГФСУ.
8 Приказ ГФСУ от 12.07.2016 г. № 620.
Причем проявляется такое влияние в том, что возможность возврата сумм в пределах 50 тыс. грн. проходит легче, чем более крупных сумм. Причина кроется в том, что местным налоговым инспекциям в таком случае не нужно согласовывать свои действия с областным главным управлением или ГФСУ.

Решение по небольшим суммам имеет право принимать начальник районной или межрегиональной налоговой инспекции (либо его заместитель).
Если же речь идет о более крупных суммах, то согласно п. 4.13 приказа № 620 осуществлять их возврат налоговая инспекция должна, предварительно проинформировав об этом Департамент мониторинга доходов и учетно-отчетных систем.
Но если бы дело было в одном только информировании! На деле возврат переплат для налогоплательщиков превращается в неподъемный труд . Стоит ли говорить, что о сроках, о которых вы читали в предыдущем разделе статьи, остается только мечтать?!
Значительно повысить шансы получить-таки переплату вы можете, сделав шаг навстречу своей налоговой. Для этого в заявлении можно сделать оговорку о том, что полученные средства вы обязуетесь тут же перечислить в бюджет. Причем особенно эффективной эта хитрость может быть, если пообещать провести уплату по тем налогам/сборам, по которым ожидается невыполнение местных планов по поступлению платежей в бюджет. Понятное дело, что обязать вас к таким действиям никто не вправе.
А раз пока «в разгаре» кампания по погашению обязательств по «месячным» налогам/сборам за август, можете воспользоваться подобной опцией! Причем эффект подобные действия могут иметь разве что до пятницы, 30 сентября (включительно).
Судебные решения: на стороне плательщиков!
Вы прекрасно понимаете, что, казалось бы, хорошие законодательные нормы на практике если и действуют, то очень редко. Потому в ряде случаев дело доходит до судебных разбирательств. Особенно, если речь идет о значительных суммах.
Так вот, если суд не заангажирован, то тяжбы, как правило, заканчиваются в пользу налогоплательщиков! Рассмотрим пару показательных примеров.
Начнем с постановления Киевского окружного админсуда от 14.06.2016 г. по делу № 810/5881/15 (ср. ). В нем суд стал на сторону плательщика, которому из бюджета должны были возместить, вдумайтесь только, около 25 млн грн.!

Налоговая инспекция не подготовила требуемого от нее заключения, соответственно, не передала его Госказначейству. Причем на то у нее были веские (по ее мнению ) причины — действующие на то время «внутренние» документы ГУ ГФС в Киевской области. Они обязывали налоговую согласовать такой возврат в областном ГУ ГФС. Причем их налоговая выполнила. Чего не скажешь о требованиях п. 43.5 НКУ, выдвигаемых к ней.
Суд признал такую бездеятельность налоговой противозаконной, обязав ее подготовить-таки требуемое заключение. Самым печальным в этой истории является то, что постановление еще раз продемонстрировало безнаказанность налоговиков. Фактически они не несут никакой ответственности за нарушение требований НКУ Еще более отрадно, что на сторону плательщиков стал и ВАСУ (см. определение от 16.06.2016 г. по делу № К/800/68118/14). Здесь ситуация несколько иная: налогоплательщик желал зачислить остатки денежных средств по счету платежей земельного налога в счет платежей НДФЛ.

И здесь уже налоговая инспекция откровенно «накосячила». Она отказала плательщику, «кивая» на 1095-дневный срок. Что самое главное, срок этот фактически нарушен не был! Вполне логично, что суд этот признал и снова-таки обязал налоговую исправиться. Без каких-либо других негативных последствий для нее.
Вывод из всего этого напрашивается следующий. Пока налоговикам не светят какие-либо реальные наказания (такие как, к примеру, начисление пени на вовремя не возвращенную сумму), ожидать цивилизованного решения вопроса не приходится.
Потому пока ничего не остается, как в поисках справедливости обращаться в суды, а также ожидать, что когда-то законодательство в этом аспекте изменится. Вот тогда заживем !