Темы статей
Выбрать темы

«Стой-постой…», или НДС и плата за простой транспорта

Казанова Марина, налоговый эксперт, m.kazanova@buhgalter911.com
Предприятие заключило с перевозчиком договор на доставку товара покупателю. Вследствие задержки по нашей вине с оформлением документов транспорт перевозчика «застрял» у нас. За простой транспорта нам был выставлен дополнительный счет. Как должен решаться вопрос с НДС по такому платежу?
НДС-учет, штрафные санкции

Для ответа на этот вопрос в первую очередь нужно определить суть платежа, взимаемого за простой: это штраф или услуга? Ведь если это штраф, тогда плата за простой не должна включаться в базу обложения НДС ( п. 188.1 НКУ), а если это услуга — то сумма, уплачиваемая за время простоя, является объектом обложения НДС.

Правовая природа платы за простой в законодательстве четко не урегулирована. Хотя нам не привыкать img 1.

Если заглянуть, к примеру, в п. 142 Устава автомобильного транспорта*, то там простоем автомобиля считается задержка или неиспользование транспортного средства сверх установленных сроков. Логично в этом свете плата за простой определена именно как штрафная санкция.

* Устав автомобильного транспорта УССР, утвержденный постановлением Совета Министров УССР от 27.06.69 г. № 401.

Подчеркнем: в качестве штрафной санкции вышеназванный Устав определяет плату именно за сверхнормативный простой автотранспорта (когда транспорт задержали /использовали сверх нормы времени, установленной договором).

На практике, как правило, в договоре перевозки устанавливают:

— нормативные сроки простоя (получается, что с точки зрения Устава это вообще не простой). Плата за нормативный простой транспорта, если таковая взимается отдельно, штрафной санкцией в любом случае считаться не может! А значит, является компенсацией стоимости услуги и должна облагаться НДС;

img 2Ведь в этом случае имеем дело с выполнением сторонами договорных обязательств в установленный ими срок.

— сверхнормативные сроки простоя. Оговорки в договорах на практике могут быть самыми разными. Одни прямо определяют плату за свехнормативный простой как штрафную санкцию, другие ограничиваются фиксацией стоимости каждого часа сверхнормативного простоя без указания на то, что это штрафная санкция.

Хозсуды в большинстве случаев склонны считать, что плата за сверхнормативный простой является по своей природе штрафной санкцией за невыполнение обязательства в установленный срок.

img 3См., в частности, решения Хозяйственного суда Винницкой области от 12.07.2016 г. по делу № 902/1586/15 и Хозяйственного суда Киевской области от 12.03.2013 г. по делу № 5/103-12.

Собственно говоря, в случае сверхнормативного простоя действительно можно считать, что сторона не выполнила обязательство в установленные договором нормативные сроки, а значит, это является ничем иным, как нарушением договорных обязательств.

Интересна ситуация и с демереджем (платой за простой судна под погрузкой-разгрузкой). Многие суды склонны считать, что термин «демередж» используется в морских, железнодорожных и других перевозках и означает плату за сверхнормативный простой. Поэтому демередж суды также признают в качестве санкции за нарушение договорных обязательств (решение Хозяйственного суда Житомирской области от 08.07.2015 г. по делу № 906/1180/14, определение ВАСУ от 01.11.2011 г. № К/9991/28778/11, определение Одесского апелляционного админсуда от 27.01.2015 г. по делу № 815/593/14).

Впрочем, есть и решение ВАСУ, в котором суд признает, что демередж не может считаться штрафной санкцией — это не что иное, как плата за дополнительное время пребывания судна под разгрузочно-погрузочными работами, предусмотренная условиями договора (определение ВАСУ от 29.10.2013 г. по делу № К/9991/43317/12).

Правда, отметим, что в этом случае ВАСУ несколько по-другому трактует само определение «демередж». Суд отмечает, что КТМ** различает понятия сталийного (время, в течение которого груз должен быть погружен на судно или выгружен из него), контрсталийного (дополнительное время на погрузку/разгрузку, установленное сторонами) и сверхконтрсталийного времени. Так вот, согласно ст. 149 КТМ демередж — это плата за простой в течение контрсталийного времени (по сути — нормативного простоя, установленного договором). Поэтому он и не может считаться штрафной санкцией. А вот простой после контрсталийного времени уже и будет нарушением договорных обязательств и штрафной санкцией.

** Кодекс торгового мореплавания Украины от 23.05.95 г. № 176/95-ВР.

img 4Впрочем, налоговики считают, что даже простой в течение контрсталийного времени является штрафной санкцией ( письмо ГФСУ от 12.01.2016 г. № 355/6/99-99-19-03-02-15).

Учитывая законодательную неурегулированность вопроса, очень важное значение имеет то, как стороны в договоре пропишут условия о плате за простой.

Если речь идет о плате за сверхнормативный простой, то ее лучше четко называть штрафом (неустойкой) и фиксировать в разделе договора «Ответственность сторон». Тогда у налоговиков не возникнет оснований и соблазна считать эту сумму допплатой за услуги.

Отметим и такой риск. Если, к примеру, вы обозначите сверхнормативный простой в качестве платы за услуги (а не как штраф) и начислите НДС, то учитывая мнение о том, что сверхнормативный простой — это санкция, налоговики могут снять налоговый кредит у заказчика по этой сумме img 5.

Резюмируем.

Плата за сверхнормативный простой — штраф. Выплачиваемые заказчиком суммы за сверхнормативный простой не облагаются НДС. Ведь согласно п. 188.1 НКУ в состав договорной (контрактной) стоимости не включаются суммы неустойки (штрафов и/или пени), полученные налогоплательщиком в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств. Поэтому перевозчик, получивший штраф от заказчика, не должен составлять налоговую накладную. Понятно, что у заказчика, уплачивающего штраф, не может быть и мыслей о налоговом кредите по НДС.

img 6По факту признания штрафа заказчик делает проводку Дт 948 — Кт 631 (685); а перевозчик — Дт 374 — Кт 715.

Плата за нормативный простой (если таковая взимается отдельно) — услуга. Сумма, уплачиваемая за простой, подпадает под объект обложения НДС на основании п.п. «б» п. 185.1 НКУ, если место поставки услуги перевозки (в составе которой уплачивается и простой) — таможенная территория Украины.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше