«Зри в корень». В данном случае — в Кодекс гражданской защиты Украины (КГЗУ). Данный документ к обязанностям субъектов хозяйствования относит, среди прочего (ст. 20 КГЗУ), организацию и осуществление во время возникновения чрезвычайных ситуаций эвакуационных мероприятий относительно работников и имущества субъекта хозяйствования. В свою очередь, согласно п. 9 ст. 33 КГЗУ проведение эвакуации обеспечивается в том числе путем планирования эвакуации. А такое планирование осуществляется согласно Методике МВД (п. 16 ст. 33 КГЗУ), которая недавно и увидела свет. «Круг замкнулся».
С какого времени? Приказ № 579*, о котором, собственно, и пойдет речь, был утвержден еще 10 июля. Но в силу вступил только 22.08.2017 г. (дата опубликования в издании «Офіційний вісник України»).
* Приказ МВД «Об утверждении Методики планирования мероприятий по эвакуации» от 10.07.2017 г. № 579.
Кто «в деле»? Здесь нам будут интересны Порядок проведения эвакуации** и собственно Методика, утвержденная приказом № 579. Первая скрипка — руководитель субъекта хозяйствования. Для планирования эвакуации он должен создать комиссию по вопросам эвакуации.
Это если речь идет о субъекте с численностью работающего персонала 50 человек или больше. Если 49 или меньше, то можно назначить одного уполномоченного по вопросам эвакуации (п. 3 Методики).
Далее эта комиссия или уполномоченный разрабатывают план эвакуации работников.
План эвакуации работников. Планирование эвакуации начинается с того, что комиссия по эвакуации принимает решение: об анализе ситуации (текущей или будущей); о районах, в которых необходимо осуществлять эвакуацию; о безопасных районах для размещения работников; о времени начала эвакуации и времени ее окончания; о порядке вывоза работников (вывода пешком); об организации управления эвакуацией; о мероприятиях по обеспечению эвакуации работников.
После этого составляется план эвакуации работников.
Он должен состоять из текстовой части и карты (схемы).В текстовой части указываются:
— порядок оповещения и сбора работников;
— порядок инструктажа работников о порядке действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий;
— безопасный район (пункт) размещения эвакуированных работников;
— транспортные средства, выделяемые для эвакуации, и их распределение между структурными подразделениями;
— сборные пункты эвакуации, пункты посадки (высадки) и время прибытия к ним работников;
— порядок размещения работников в безопасном районе и организация их всестороннего обеспечения;
— управление мероприятиями по эвакуации;
— отдельно должны быть предусмотрены меры по эвакуации работников-инвалидов, людей с ограниченными возможностями и т. п.
На карте (схеме) к плану надо отметить:
— размещение органов эвакуации;
— границы зон возникновения чрезвычайных ситуаций;
— станции (пункты) посадки и высадки (загрузки и разгрузки);
— безопасные районы (пункты) размещения эвакуированных работников;
— маршруты вывоза (вывода) работников в безопасные районы;
При наличии двух (и более) маршрутов эвакуации их нумеруют.— посты регулирования движения на маршрутах эвакуации;
— учреждения здравоохранения на маршрутах эвакуации и в районах размещения эвакуированных;
— автозаправочные станции, станции (пункты) технического обслуживания и ремонта;
— пункты связи и другие необходимые условные обозначения.
Кто подписывает. План эвакуации работников подписывается главой комиссии по эвакуации (или уполномоченным) и утверждается руководителем, создавшим эту комиссию (у предпринимателей, по-видимому, — самим предпринимателем). Но это еще не все .
План эвакуации нужно согласовать с «принимающей стороной» , т. е. с комиссией по эвакуации, созданной тем органом местного самоуправления, на территории которого планируется разместить эвакуированных.
Планы эвакуации работников, составленные таким образом, нужно будет ежегодно уточнять (до 1 марта).
Если «нет музы». Как представляется, к нашей ситуации (отсутствие плана эвакуации работников) близки разве что админштрафы по ст. 1888 и ст. 18816 КУоАП за невыполнение предписаний и законных требований контролеров об устранении нарушений.
Штраф по ст. 18816 КУоАП налагается за «Невыполнение законных требований должностных лиц… по разработке и реализации мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций…».Более «тяжелый» штраф по ст. 18816 КУоАП налагается на должностных лиц (предприниматели, кстати, также являются таковыми при наличии наемных работников) и составляет от 170 до 340 грн. При повторном нарушении в течение года штраф возрастает до 340 — 850 грн.