1 Имеем в виду статью «Крах старых мораториев (проверочных и штрафных): да здравствует новый!» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 5).
«Ну-ка все вместе…»
Итак — перед нами Закон № 877. Изначально под его «зонтик» хотели загнать большую часть контролеров, чтобы «шагали» они на проверки «одним правильным строем» . Только вот со временем «не мытьем, так катаньем» самые маститые из-под этого «зонтика» и повыпрыгивали. Сейчас же сделана очередная попытка вернуть эти «заблудшие души» в семью. То есть самое время заново посмотреть, кого касается Закон № 877. Точнее, кого не касается.
Смотрим... О чудо, контрольных мероприятий налоговиков и «трудовиков» в списке исключений уже нет . Но не все так просто.
Эти товарищи вернулись в лоно Закона № 877 на «льготных условиях». Теперь их контрольные мероприятия должны проводиться в установленном Законом № 877 порядке, но с учетом особенностей, определенных законами в соответствующей сфере и международными договорами.

Но «не все коту масленица». По тем же «льготникам» в ч. 5 ст. 2 Закона № 877 четко перечислены нормы этого Закона, обязательные к исполнению для таких органов. То есть в том числе «обязательные рамки» определены для органов Гоструда и ГФСУ (кроме таможенного контроля на границе).

Общее — полезное
Теперь определено, что все «нестыковки» в законах и подзаконной нормативке должны истолковывать в пользу проверяемого . Именно это подразумевает принцип презумпции правомерности деятельности субъекта хозяйствования, предусмотренный абз. 15 ст. 3 и измененной ч. 7 ст. 4 Закона № 877.
Кроме того, появился принцип недопущения установления плановых показателей3 о привлечении субъектов хозяйствования к ответственности и применения к ним санкций.
3 Или любого другого планирования.
Проверяющие должны утверждать свои планы проверок на год (возможность поквартального планирования пресечена). Причем без права на изменения4 ( ч. 1 ст. 5 Закона № 877).
4 Кроме случаев изменения наименования субъекта хозяйствования и исправления технических ошибок.

Уточнили, что в течение года осуществление более одного планового мероприятия государственного надзора (контроля) в отношении одного субъекта хозяйствования одним и тем же органом государственного надзора (контроля) не допускается.
Что касается внеплановых мероприятий, то исключительные основания для их проведения перечислены в ч. 1 ст. 6 Закона № 877. И они подверглись изменениям.

В частности, «фэйслифтинг» постиг такой повод для проверок, как обращение «обиженного» физлица. Новая редакция — обращение физлица (физлиц) о нарушении, повлекшем вред его (их) правам, законным интересам, жизни или здоровью, окружающей среде либо безопасности государства. При этом здесь есть «непонятка», которая, как мы сказали выше, должна трактоваться в пользу проверяемого , но будет ли?
Касается она проверяющих, которые не подпадают под действие проверочного моратория5. Затрагивает ли их норма о необходимости согласования внепланового проверочного мероприятия на основании обращения физлица с центральным органом, уполномоченным на проведение проверочного мероприятия?
5 Смотрите статью «Крах старых мораториев (проверочных и штрафных): да здравствует новый!» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 5).
Формально на 2017 год необходимость такого согласования «исключена» благодаря Закону № 17286 .

Так или иначе обязанность предъявить копию решения с согласованием потенциальному проверяемому формально должна выполняться (эту норму не приостановили). Так что можно в случае чего «хвататься и за эту соломинку».
Важно знать: с нового года права субъекта хозяйствования во время осуществления относительно него мероприятия контроля (надзора)не только уточнили, но и расширили ( ст. 10 Закона № 877). В частности, теперь основаниями для недопуска проверяющих к проверке (кроме существовавших ранее) могут быть:
— неполучение уведомления об осуществлении планового мероприятия государственного надзора (контроля);
— невнесение записи должностным лицом органа государственного надзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) в журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) (при наличии такого журнала у субъекта хозяйствования);
— превышение установленной предельной продолжительности внепланового или планового мероприятия государственного надзора (контроля) или суммарной продолжительности таких мероприятий в течение года;
— повторное проведение внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) по тому же факту (тем же фактам), который был (которые были) основанием для проведенного внепланового мероприятия государственного надзора (контроля);
— неутверждение и необнародование органом госнадзора (контроля) на собственном официальном веб-сайте унифицированной формы акта, в которой предусматривается перечень вопросов в зависимости от степени риска;

— непредоставление должностными лицами копии согласования центрального органа исполнительной власти8 на осуществление внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) в предусмотренных законом случаях.
8 Или соответствующего государственного коллегиального органа.
Но последнее, как вы уже знаете, «палка о двух концах».
Важное дополнение внесли в ч. 11 ст. 7 Закона № 877. Оно позволяет уйти от санкций (как финансовых, так и административных) субъекту хозяйствования и его должностным лицам. Возможно это при выполнении в полном объеме и в установленный срок предписания, распоряжения, решения или иного распорядительного документа об устранении нарушений, выявленных во время осуществления мероприятия надзора (контроля).
Мало того, санкция, которая применяется к субъекту хозяйствования при первом нарушении, согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 877 не может быть выше минимальной санкции, предусмотренной соответствующим законом (снова-таки, это не обязательно для «привилегированных» контролеров: той же ГФСУ и «трудовиков»).

Еще одна приятная новость, что касается ответственности: ст. 19 Закона № 877 предусмотрен некий аналог налоговых консультаций, но предоставлять их могут другие органы государственного надзора (контроля). Такие консультации могут быть общими или индивидуальными. Причем в любом случае консультация может быть:
1) подспорьем во время доказывания правомерности своего поведения в отношениях с этими органами, другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также во время судебного разбирательства;
2) освобождением от привлечения к ответственности в случае, если лицо действовало согласно консультации органа государственного надзора (контроля). Даже после изменения или отменены индивидуальной либо общей консультации.

Также следует отметить, что в течение 2017 года КМУ должен обеспечить создание и введение в действие интегрированной автоматизированной системы государственного надзора (контроля).
Разобравшись с общими новшествами, рассмотрим то, что сейчас, несомненно, наиболее актуально.
Вопрос по Гоструда
Как мы уже выяснили, с нового года Гоструда также подчиняется требованиям Закона № 877. Но в обязательном порядке- лишь перечисленным в его ч. 5 ст. 2.
Как действует этот принцип, предлагаем выяснить на «жизненном» примере.
Итак, к вам с проверкой пожаловали представители территориального органа Гоструда. Должен ли работник Гоструда вносить запись в книгу регистрации проверок?
Здесь «вырисовывается» следующая ситуация. Требование к проверяющему до начала проверки внести запись в журнал содержится в ч. 12 ст. 4 Закона № 877 (ср. ). Эта норма «выпадает» из обязательного к применению Гоструда перечня.
В то же время в ст. 10 этого Закона, требования которой «трудовики» должны соблюдать, указано, что плательщик может вести журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) и требовать от должностных лиц контролеров внесения в него записей о проведении таких мероприятий до начала их проведения.
Ввиду возможности двоякой трактовки ситуации «разрулить» ее должна ч. 7 ст. 4 Закона № 877. Она обязывает трактовать нормы закона в интересах субъекта хозяйствования, если такие нормы допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей субъекта хозяйствования или полномочий органа государственного надзора (контроля).

Логично возникает вопрос: как в этом году Гоструда будет проводить плановые и внеплановые проверки?
Что касается плановых проверок, то большинство из вас, несомненно, уже знакомо с планами на этот счет региональных управлений Гоструда9. Если вы нашли себя / свое предприятие в этом списке, то ожидайте письменного уведомления о проведении планового мероприятия не позднее чем за 10 дней до дня его начала.
9 https://buhgalter911.com/news/news-1026046.html.
Во исполнение ч. 4 ст. 5 Закона № 877 такое уведомление должно содержать:
— дату начала и дату окончания осуществления планового мероприятия;
— наименование юрлица или Ф. И. О. физлица-предпринимателя, относительно деятельности которых осуществляется мероприятие;
— наименование органа государственного надзора (контроля).

10 Или уполномоченному лицу.
Не нашли себя в соответствующих списках? Прекрасно !
Но не спешите хлопать в ладоши, ведь гораздо большую угрозу, как правило, таят в себе внеплановые проверки. А как показывает практика, количество таких проверок в разы превышает количество плановых мероприятий .


Для их проведения необходимо наличие хотя бы одного из оснований, приведенных в ст. 6 Закона № 877.
Проверяемый должен ознакомиться с основанием проведения внепланового мероприятия и получить копию соответствующего удостоверения (направления) ( ч. 3 ст. 6 Закона № 877).
Мы же пожелаем, чтобы как «трудовые» (плановые и тем более внеплановые), так и любые другие проверки обходили вас стороной !