На что больше не рассчитывать?
Начнем с того, что исчерпало свой «срок годности» 31.12.2016 г. То есть на эти моратории/освобождения больше уповать не приходится!
1. Проверочный мораторий-2015/16, предусмотренный п. 3 разд. ІІ Закона № 711. Напомним2: он спасал от проверок низкодоходных юр- и физлиц-предпринимателей (объем дохода до 20 млн грн. за предыдущий календарный год). Причем спасал по факту далеко не от всех проверяющих .
2 Подробности о нем вы могли прочесть в статьях «Новый мораторий на проверки: кому повезло больше всех?» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 5) и «Штрафные (налог на прибыль) и проверочные моратории: на что уповать в этом году» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 9).
В этой связи интересный факт. Законом № 17283 (который далее станет «главным героем» нашего рассказа) в «норму о налоговом моратории» внесли изменения «посмертно»
. А именно уточнили, что под «контролирующими органами», на которых распространялось его действие, оказывается, имели в виду ГФСУ и Госфининспекцию4 и их территориальные органы. А сколько было «сломано копий» вокруг этого вопроса
5!
4 Ныне Государственная аудиторская служба Украины.
5 Смотрите, в частности, статью «Проверки: горячие точки» в журнале «Бухгалтер 911», 2016, № 33.


2. Проверочное освобождение по вопросам применения РРО, предусмотренное п. 28 подразд 10 разд. ХХ НКУ. Оно «грело» предпринимателей — единоналожников групп 2 и 3, заблаговременно начавших применять РРО. «Иммунитет» действовал с даты начала применения РРО и до 01.01.2017 г.
3. Налоговое обязательство без штрафов в случае его определения контролерами и необжалования низкодоходным плательщиком. Такое освобождение было одноразовым (по отдельному налогу или сбору) на протяжении года и предусматривалось п. 35 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Но, как и всему хорошему, ему также пришел конец .
4. «Проверочные привилегии» неплательщиков НДС из числа физлиц-предпринимателей (независимо от системы налогообложения) и юрлиц-единоналожников из Закона № 44486.

Но с Законом № 4448 и установленным им ограничением не попрощались, а лишь «заморозили» (спасибо ч. 2 ст. 7 Закона № 1728) на 2017 год. А дальше видно будет.
Новый мораторий: основные «черты»
Теперь время разобраться с новым мораторием. Ему, в отличие от всех ранее действовавших «коллег», посвятили отдельный Закон. Это уже упомянутый Закон № 1728. В то же время этот мораторий «похудее» своих предшественников. Рассмотрим основные его «черты».
Срок действия определен ст. 2 Закона № 1728 и ограничен одним годом.

Виды проверок. Закон использует понятие «мероприятия государственного надзора (контроля)». А оно шире, чем просто проверки, и включает в себя плановые и внеплановые мероприятия, которые осуществляют в форме проверок, ревизий, осмотров, обследований и в других формах, предусмотренных законом.
Так вот, мораторий полностью на 2017 год останавливает плановые мероприятия !
Для внеплановых, в свою очередь, установлены ограничения ( ст. 3 Закона № 1728). Так, проводить их можно:
1) на основании обоснованного обращения физлица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав (после согласования Госрегуляторной службой).

Форма и порядок предоставления согласования на проведение внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) на основании обоснованного обращения физлица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав должны быть утверждены ГРС8;
8 С этой целью разработан совместный приказ Минэкономразвития и ГРС, появление которого последняя анонсировала в письме от 18.01.2017 г. № 227/0/20-17.
2) по письменному заявлению субъекта хозяйствования в соответствующий орган государственного надзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию;
3) по решению суда;
4) в случае наступления аварии, смерти пострадавшего в результате несчастного случая, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования.
Кого касается? Из проверяющих — органов государственного надзора (контроля). Под ними Закон № 877 подразумевает центральные органы исполнительной власти, их территориальные органы; государственные коллегиальные органы; местные государственные администрации и органы местного самоуправления.
Но в то же время ст. 6 Закона № 1728 определяет целый ряд органов, которым мораторий нипочем. Среди них, увы, и ГФСУ и ее территориальные органы.
«Вне зоны доступа» моратория-2017
№ п/п | Орган государственного надзора (контроля) |
1 | Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг |
2 | Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку |
3 | Госслужба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей* |
4 | ГФСУ (налоговики)* |
5 | Госаудиторская служба Украины* |
6 | Госслужба экспортного контроля Украины |
7 | Госинспекция ядерного регулирования Украины* |
8 | Госслужба Украины по вопросам труда* |
9 | Госавиационная служба Украины |
10 | Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины |
11 | Министерство экологии и природных ресурсов Украины |
12 | Нацсовет Украины по вопросам телевидения и радиовещания |
13 | Нацбанк Украины |
14 | Антимонопольный комитет Украины |
* И ее территориальные органы. |
Два интересных момента в этой связи. Хороших .
Да, налоговики вне моратория. Но не забывайте о новогоднем новшестве — их проверки перенесли на областной и центральный уровни. Районные ГНИ проводить проверки уже не вправе ( ст. 193 НКУ).

Новоявленные «трудовые» контролеры — исполнительные органы городских советов городов областного значения и объединенных территориальных громад (о них вы могли прочесть в прошлом номере журнала) попадают в сферу действия моратория. Согласно Закону № 877 органы местного самоуправления относятся к органам государственного надзора (контроля). А в списке исключений их нет!
Мало того, Госрегуляторная служба не спешит согласовать подзаконную нормативку, необходимую в том числе для «старта» их проверочной деятельности9.
9 https://buhgalter911.com/news/news-1025940.html.
Так что, вероятнее всего, ждать их на пороге можно будет не скоро!
Порядок согласования жалобы физлица
Как уже обещали, поговорим о порядке согласования обращения физлица, которое в итоге может стать основанием для проведения внепланового мероприятия. Подать такое обращение-жалобу обиженное физлицо, очевидно, сможет в орган госконтроля, не выпадающий из-под действия моратория.
Законом № 1728 предусмотрено, что для согласования орган госнадзора (контроля) предоставляет Госрегуляторной службе (а) копию соответствующего обращения физлица и (б) обоснование необходимости проведения проверки.
Обосновано обращение или нет, Госрегуляторная служба решит при рассмотрении предоставленных документов. При этом во исполнение требований ст. 4 Закона № 1728 она будет обязана обнародовать на своем официальном веб-сайте согласование на проведение проверочных мероприятий.

Проверяемый перед началом проверки знакомится с согласованием Госрегуляторной службы на ее проведение и получает копию соответствующего документа.
При этом если такое согласование не предъявят, потенциальный проверяемый согласно ст. 5 Закона № 1728 получает право не допускать проверяющих к мероприятию.
АТО-мораторий
О некоторых послаблениях для предприятий/предпринимателей из зоны АТО вы уже знаете10. Также на период проведения АТО (!) п. 5 разд. ІІ Закона № 172611 введен запрет на проверки налоговиками субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в населенных пунктах, (1) на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия; (2) расположенных на линии столкновения.
10 См. статью «АТО-налоги и налоговая реформа» в журнале «Бухгалтер 911», 2017, № 5.

Установлено также, что запрет на проведение плановых и внеплановых проверок (в том числе налоговиками) распространяется также на субъектов хозяйствования, осуществивших госрегистрацию изменения местонахождения с территории проведения АТО на территорию, подконтрольную Украине, и утративших первичку относительно осуществления ими хоздеятельности на территории и в период проведения АТО ( п. 6 разд. ІІ Закона № 1726).

В части налоговиков «развитие» проверочных ограничений можно найти в п. 38 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.
В частности, в п.п. 38.11 НКУ прописано, что налогоплательщики, подавшие в установленном этим пунктом порядке уведомление об утрате первичных документов (такая утрата связана с проведением АТО), не могут быть проверены налоговиками относительно указанных в уведомлении периодов, в том числе после окончания АТО.
Если документы не утрачены, а их только невозможно вывезти, то после подачи налоговикам соответствующего уведомления вводится мораторий на проведение любых налоговых проверок относительно указанных в уведомлении отчетных периодов.
На этом сегодня все. Но проверочную тему не закрываем. В следующих номерах встречайте «общие» проверочные новшества и нюансы по налоговикам.