Темы статей
Выбрать темы

Крах старых мораториев (проверочных и штрафных): да здравствует новый!

Юрий Товстопят • налоговый эксперт, y.tovstopyat@buhgalter911.com
Для кого-то — праздник, а для кого-то — воистину сакральная дата. Вдумайтесь только: 1 января утратили силу три моратория/освобождения , а еще один был «заморожен» как минимум на год. Что предложено взамен — давайте сейчас и обсудим.
проверки, штрафы, налоговые проверки, «трудовые» проверки

На что больше не рассчитывать?

Начнем с того, что исчерпало свой «срок годности» 31.12.2016 г. То есть на эти моратории/освобождения больше уповать не приходится!

1. Проверочный мораторий-2015/16, предусмотренный п. 3 разд. ІІ Закона № 711. Напомним2: он спасал от проверок низкодоходных юр- и физлиц-предпринимателей (объем дохода до 20 млн грн. за предыдущий календарный год). Причем спасал по факту далеко не от всех проверяющих img 1.

1 Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 г. № 71-VIII.

2 Подробности о нем вы могли прочесть в статьях «Новый мораторий на проверки: кому повезло больше всех?» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 5) и «Штрафные (налог на прибыль) и проверочные моратории: на что уповать в этом году» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 9).

В этой связи интересный факт. Законом № 17283 (который далее станет «главным героем» img 2 нашего рассказа) в «норму о налоговом моратории» внесли изменения «посмертно» img 3. А именно уточнили, что под «контролирующими органами», на которых распространялось его действие, оказывается, имели в виду ГФСУ и Госфининспекцию4 и их территориальные органы. А сколько было «сломано копий» вокруг этого вопроса img 45!

3 Закон Украины «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 03.11.2016 г. № 1728-VIII.

4 Ныне Государственная аудиторская служба Украины.

5 Смотрите, в частности, статью «Проверки: горячие точки» в журнале «Бухгалтер 911», 2016, № 33.

img 5Чего хотела добиться ВРУ указанным уточнением, до конца не понятно img 6. Добавила ясности?

2. Проверочное освобождение по вопросам применения РРО, предусмотренное п. 28 подразд 10 разд. ХХ НКУ. Оно «грело» img 7 предпринимателей — единоналожников групп 2 и 3, заблаговременно начавших применять РРО. «Иммунитет» действовал с даты начала применения РРО и до 01.01.2017 г. img 8

3. Налоговое обязательство без штрафов в случае его определения контролерами и необжалования низкодоходным плательщиком. Такое освобождение было одноразовым (по отдельному налогу или сбору) на протяжении года и предусматривалось п. 35 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Но, как и всему хорошему, ему также пришел конец img 9.

4. «Проверочные привилегии» неплательщиков НДС из числа физлиц-предпринимателей (независимо от системы налогообложения) и юрлиц-единоналожников из Закона № 44486.

6 Закон Украины «Об особенностях осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности относительно физических лиц — предпринимателей и юридических лиц, которые применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 23.02.2012 г. № 4448-VI.

img 10Обязательное условие при этом — деятельность таких плательщиков не должна быть отнесена к высокой степени риска согласно Закону № 8777.

7 Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Но с Законом № 4448 и установленным им ограничением не попрощались, а лишь «заморозили» (спасибо ч. 2 ст. 7 Закона № 1728) на 2017 год. А дальше видно будет.

Новый мораторий: основные «черты»

Теперь время разобраться с новым мораторием. Ему, в отличие от всех ранее действовавших «коллег», посвятили отдельный Закон. Это уже упомянутый Закон № 1728. В то же время этот мораторий «похудее» img 11 своих предшественников. Рассмотрим основные его «черты».

Срок действия определен ст. 2 Закона № 1728 и ограничен одним годом.

img 12Мораторий уже действует. С 01.01.2017 г. — даты вступления в силу Закона № 1728. Об ограничениях, связанных с временным отсутствием подзаконной нормативки, расскажем далее.

Виды проверок. Закон использует понятие «мероприятия государственного надзора (контроля)». А оно шире, чем просто проверки, и включает в себя плановые и внеплановые мероприятия, которые осуществляют в форме проверок, ревизий, осмотров, обследований и в других формах, предусмотренных законом.

Так вот, мораторий полностью на 2017 год останавливает плановые мероприятия img 13!

Для внеплановых, в свою очередь, установлены ограничения ( ст. 3 Закона № 1728). Так, проводить их можно:

1) на основании обоснованного обращения физлица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав (после согласования Госрегуляторной службой).

img 14О порядке такого согласования поговорим в отдельном разделе статьи.

Форма и порядок предоставления согласования на проведение внепланового мероприятия государственного надзора (контроля) на основании обоснованного обращения физлица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав должны быть утверждены ГРС8;

8 С этой целью разработан совместный приказ Минэкономразвития и ГРС, появление которого последняя анонсировала в письме от 18.01.2017 г. № 227/0/20-17.

2) по письменному заявлению субъекта хозяйствования в соответствующий орган государственного надзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию;

3) по решению суда;

4) в случае наступления аварии, смерти пострадавшего в результате несчастного случая, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования.

Кого касается? Из проверяющих — органов государственного надзора (контроля). Под ними Закон № 877 подразумевает центральные органы исполнительной власти, их территориальные органы; государственные коллегиальные органы; местные государственные администрации и органы местного самоуправления.

Но в то же время ст. 6 Закона № 1728 определяет целый ряд органов, которым мораторий нипочем. Среди них, увы, и ГФСУ и ее территориальные органы.

«Вне зоны доступа» моратория-2017

№ п/п

Орган государственного надзора (контроля)

1

Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг

2

Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку

3

Госслужба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей*

4

ГФСУ (налоговики)*

5

Госаудиторская служба Украины*

6

Госслужба экспортного контроля Украины

7

Госинспекция ядерного регулирования Украины*

8

Госслужба Украины по вопросам труда*

9

Госавиационная служба Украины

10

Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины

11

Министерство экологии и природных ресурсов Украины

12

Нацсовет Украины по вопросам телевидения и радиовещания

13

Нацбанк Украины

14

Антимонопольный комитет Украины

* И ее территориальные органы.

Два интересных момента в этой связи. Хороших img 15.

Да, налоговики вне моратория. Но не забывайте о новогоднем новшестве — их проверки перенесли на областной и центральный уровни. Районные ГНИ проводить проверки уже не вправе ( ст. 193 НКУ).

img 16Интересные нюансы, в том числе переходные моменты, вы можете найти в письме ГФСУ «Об организации проверок в 2017 году» от 17.01.2017 г. № 1005/7/99-99-14-03-03-17.

Новоявленные «трудовые» контролеры — исполнительные органы городских советов городов областного значения и объединенных территориальных громад (о них вы могли прочесть в прошлом номере журнала) попадают в сферу действия моратория. Согласно Закону № 877 органы местного самоуправления относятся к органам государственного надзора (контроля). А в списке исключений их нет!

Мало того, Госрегуляторная служба не спешит согласовать подзаконную нормативку, необходимую в том числе для «старта» их проверочной деятельности9.

9 https://buhgalter911.com/news/news-1025940.html.

Так что, вероятнее всего, ждать их на пороге можно будет не скоро!

Порядок согласования жалобы физлица

Как уже обещали, поговорим о порядке согласования обращения физлица, которое в итоге может стать основанием для проведения внепланового мероприятия. Подать такое обращение-жалобу обиженное физлицо, очевидно, сможет в орган госконтроля, не выпадающий из-под действия моратория.

Законом № 1728 предусмотрено, что для согласования орган госнадзора (контроля) предоставляет Госрегуляторной службе (а) копию соответствующего обращения физлица и (б) обоснование необходимости проведения проверки.

Обосновано обращение или нет, Госрегуляторная служба решит при рассмотрении предоставленных документов. При этом во исполнение требований ст. 4 Закона № 1728 она будет обязана обнародовать на своем официальном веб-сайте согласование на проведение проверочных мероприятий.

img 17Причем до начала проведения таких мероприятий.

Проверяемый перед началом проверки знакомится с согласованием Госрегуляторной службы на ее проведение и получает копию соответствующего документа.

При этом если такое согласование не предъявят, потенциальный проверяемый согласно ст. 5 Закона № 1728 получает право не допускать проверяющих к мероприятию.

АТО-мораторий

О некоторых послаблениях для предприятий/предпринимателей из зоны АТО вы уже знаете10. Также на период проведения АТО (!) п. 5 разд. ІІ Закона № 172611 введен запрет на проверки налоговиками субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в населенных пунктах, (1) на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия; (2) расположенных на линии столкновения.

10 См. статью «АТО-налоги и налоговая реформа» в журнале «Бухгалтер 911», 2017, № 5.

11 Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» относительно либерализации системы государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 03.11.2016 г. № 1726-VIII.

img 18Напомним: перечислены такие территории в распоряжении № 108512.

12 Распоряжение КМУ «Об утверждении перечня населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия, и перечня населенных пунктов, расположенных на линии столкновения» от 07.11.2014 г. № 1085-р.

Установлено также, что запрет на проведение плановых и внеплановых проверок (в том числе налоговиками) распространяется также на субъектов хозяйствования, осуществивших госрегистрацию изменения местонахождения с территории проведения АТО на территорию, подконтрольную Украине, и утративших первичку относительно осуществления ими хоздеятельности на территории и в период проведения АТО ( п. 6 разд. ІІ Закона № 1726).

img 19Мероприятия контроля в отношении таких субъектов могут осуществляться в случае их ликвидации или по их заявлению ( п. 7 разд. ІІ Закона № 1726).

В части налоговиков «развитие» проверочных ограничений можно найти в п. 38 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

В частности, в п.п. 38.11 НКУ прописано, что налогоплательщики, подавшие в установленном этим пунктом порядке уведомление об утрате первичных документов (такая утрата связана с проведением АТО), не могут быть проверены налоговиками относительно указанных в уведомлении периодов, в том числе после окончания АТО.

Если документы не утрачены, а их только невозможно вывезти, то после подачи налоговикам соответствующего уведомления вводится мораторий на проведение любых налоговых проверок относительно указанных в уведомлении отчетных периодов.

На этом сегодня все. Но проверочную тему не закрываем. В следующих номерах встречайте «общие» проверочные новшества и нюансы по налоговикам.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше