Операция «ликвидация»: путеводитель для юрлиц

В избранном В избранное
Печать
Шевчук Михаил, налоговый эксперт, m.shevchuk@buhgalter911.com
Бухгалтер 911 Февраль, 2017/№ 9
Ликвидация предприятия — естественное явление (жаль только, что в последнее время оно стало слишком распространенным). В связи с этим важно всегда держать в голове основные нюансы, связанные с ним. А в этом вам как раз и поможет данная статья.
прекращение деятельности

Ликвидация — дело не одного дня. Напротив, придется пройти несколько «кругов ада», чтобы закрыть все вопросы. Далее рассмотрим весь этот процесс по порядку.

Судьбоносное решение

«Началом конца» является принятие решения о ликвидации юрлица. Если ликвидация является добровольной, его вправе принять:

учредитель — в частном предприятии с одним учредителем ( ч. 2 ст. 135 ХКУ);

общее собрание учредителей — в обществе с ограниченной ответственностью (согласно п. 8 ч. 4 ст. 145 ГКУ; абз. «ї» ст. 41, ст. 59 и 60 Закона № 15761). Такое решение оформляют протоколом общего собрания.

1 Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII.

Пункт 1 ч. 1 ст. 15 Закона № 7552 требует составлять указанные документы на украинском языке.

2 Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Во исполнение требований п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона № 755 решение о ликвидации юрлица должно содержать:

1) сведения о персональном составе ликвидационной комиссии, ее председателе или ликвидаторе;

2) регистрационные номера учетных карточек3 таких лиц;

3 Или серию и номер паспорта — для физлиц, которые отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, о чем имеют соответствующую отметку в паспорте.

3) данные о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований.

Выполнение функций ликвидационной комиссии может быть возложено на орган управления юрлица ( ч. 3 ст. 105 ГКУ) — в частности, на исполнительный орган. Такая комиссия получает полномочия по управлению делами юрлица с момента ее назначения (такую дату можно зафиксировать в протоколе).

Как правило, ликвидационная комиссия состоит из 3 человек, в том числе руководителя и главного бухгалтера.

После принятия решения ликвидировать юрлицо об этом в течение 3 рабочих дней нужно уведомить госрегистратора (согласно ч. 1 ст. 105 ГКУ). При этом ему подают оригинал или нотариально удостоверенную копию такого решения.

Тот, в свою очередь, в день поступления этих документов вносит в Единый госреестр запись о решении учредителей (участников) юрлица о его прекращении и уведомляет об этом органы Госстатистики, ГФСУ и Пенсионного фонда (согласно ч. 2 ст. 13 Закона № 755).

Ликвидационная комиссия: работы непочатый край

Чем занимается ликвидационная комиссия? Не бездействует уж точно . Ей придется выполнить ряд задач, каждая из которых необходима на пути к «финишу».

Проведение инвентаризации активов и обязательств предприятия. К этому ликвидационную комиссию обязывают ч. 4 ст. 111 ГКУ и абз. 7 п. 12 Порядка № 4194.

4 Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Принятие мер по взысканию дебиторской задолженности. Такая обязанность предусмотрена ч. 1 ст. 111 ГКУ. В том числе комиссия должна письменно уведомить каждого из должников о прекращении юрлица.

В случае необходимости ликвидационная комиссия также заявляет требования и иски о взыскании задолженности с должников.

Закрытие текущих счетов предприятия. Причем закрытию подлежат все счета, открытые в финучреждениях, кроме счета, который будет использоваться для расчетов с кредиторами при ликвидации юрлица ( ч. 3 ст. 111 ГКУ).

Но в конце концов и этот счет придется закрыть (после завершения процедуры ликвидации).

Увольнение сотрудников. Не самая приятная процедура, но и от нее, увы, никуда не деться. Основанием для увольнения в данном случае будет ч. 1 ст. 40 КЗоТ.

Согласно ч. 1 ст. 492 КЗоТ о последующем увольнении работников нужно персонально предупредить не позднее чем за 2 месяца.

Обратите внимание: при наличии согласия работника (заявления о сокращении срока предупреждения) его увольнение по п. 1 ст. 40 КЗоТ до истечения двухмесячного срока является правомерным — считает Минсоцполитики в письме от 25.05.2010 г. № 107/06/186-10.

Организация проведения независимой оценки имущества. Такую оценку согласно ст. 7 Закона № 26585 проводят в обязательном порядке, лишь если предприятие является государственным или коммунальным6. В остальных случаях к независимой оценке прибегают по решению собственника.

5 Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III.

6 Или имеет долю государственного (коммунального) имущества.

Внеплановая документальная проверка. Подвергается такой проверке предприятие согласно п.п. 78.1.7 НКУ (ср. 025069200). Ее налоговики назначают не позднее 10 рабочих дней с даты получения сведений о решении учредителей (участников) юрлица или уполномоченного ими органа относительно прекращения юрлица. Продолжительность такой проверки устанавливается п. 82.2 НКУ и зависит от объемов деятельности предприятия (крупные плательщики, субъекты малого предпринимательства и прочие).

По результатам проведения проверки налоговики передают Госрегистратору сведения об отсутствии (наличии) задолженности по уплате налогов и сборов (по форме № 30-ОПП).

Ранее для этой цели служила форма № 22-ОПП, и передавал ее сам плательщик.

Уничтожение печати (при наличии). По мнению Госкомпредпринимательства (см. письмо от 18.07.2011 г. № 5916), печати могут уничтожать органы, которые обеспечивают их уничтожение, самостоятельно, о чем составляют соответствующий акт. При этом отметим, что на сегодня каких-либо требований к такой процедуре нет, поэтому предприятие может определить ее самостоятельно, в том числе в уставе (об этом см. письмо Минюста от 14.08.2014 г. № 6820-0-4-14/8.1).

Выход юрлица из других хозобществ. Понятно, что к такому шагу придется прибегать лишь в случае, если предприятие является участником/собственником других предприятий. Тем не менее он является необходимым, ведь иначе юрлицо не смогут ликвидировать (согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 1576).

Прием требований кредиторов. Последние могут заявить свои требования к юрлицу в срок, установленные решением учредителей/участников, который не может быть меньше 2 и больше 6 месяцев со дня опубликования сообщения о решении относительно прекращения юрлица. Причем заявлять они могут в том числе и о требованиях, срок оплаты по которым еще не наступил.

Каждое требование кредитора рассматривают отдельно. После этого комиссия принимает соответствующее решение, которое согласно ч. 6 ст. 105 ГКУ направляют кредитору не позднее 30 дней со дня получения юрлицом такого требования.

Проведение расчетов с кредиторами является логическим продолжением предыдущего этапа. Удовлетворение требований кредиторов проводят в строгой очередности, установленной ст. 112 ГКУ.

Требования относительно налогов, сборов (обязательных платежей) согласно этой статье удовлетворяют в третью очередь. Хотя налоговики указывают на общие сроки.

В случае недостаточности у ликвидируемого юрлица денежных средств для удовлетворения всех требований ликвидационная комиссия во исполнение требований ч. 9 ст. 111 ГКУ должна организовать реализацию имущества юрлица.

Формирование промежуточного ликвидационного баланса после завершения срока для заявления требований кредиторов. Закон не указывает, по какой форме его составлять, но с этой целью можно использовать формы № 1, 1-м или 1-мс. После этого баланс подают на утверждение органу, принявшему решение о ликвидации.

Проведение расчетов с учредителями (участниками). Источником для этого является имущество юрлица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов.

Передача документов в архив. Для правильного их отбора нужно руководствоваться перечнями № 430/57 и № 578/58 и, конечно же, «сроком годности».

7 Перечень видов документов, связанных с обеспечением социальной защиты граждан, которые должны поступать в архивные учреждения в случае ликвидации предприятий, учреждений, организаций, не относящихся к источникам формирования Национального архивного фонда, утвержденный приказом Минюста от 14.03.2013 г. № 430/5.

8 Перечень типовых документов, создаваемых во время деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, других учреждений, предприятий и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденный приказом Минюста от 12.04.2012 г. № 578/5.

Формирование окончательного ликвидационного баланса. Для его составления, как и для промежуточного ликвидационного баланса, используют обычные формы. Согласно ч. 11 ст. 111 ГКУ такой баланс обязан утвердить орган, принявший решение о прекращении юрлица. Учтите: предоставить этот отчет придется и налоговикам.

Снятие с регистрации плательщиком НДС. Аннулирование в соответствии с п.п. «б» п. 184.1 НКУ проводят путем исключения из Реестра плательщиков НДС после утверждения ликвидационного баланса. Как свидетельствует п. 184.2 НКУ, такое аннулирование можно осуществить как по заявлению плательщика, так и по самостоятельному решению контролирующего органа. При выборе первого варианта заявление придется подать по форме № 3-ПДВ9, после чего налоговики в тот же день аннулируют регистрацию плательщиком НДС.

9 Утверждена приложением 3 к Положению о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденному приказом Минфина от 14.11.2014 г. № 1130.

Составление акта ликвидационной комиссии. В нем нужно указать:

1) дату его составления;

2) перечень членов ликвидационной комиссии;

3) действия, проведенные в процедуре ликвидации (в хронологическом порядке);

4) документы, полученные в результате их проведения.

Подписывают такой акт члены ликвидационной комиссии, после чего его утверждает собственник ликвидируемого юрлица.

Госрегистрация прекращения юрлица

После окончания процедуры ликвидации, но не ранее окончания срока заявления требований кредиторами, для госрегистрации прекращения юрлица следует подать такие документы: (1) заявление о госрегистрации прекращения юрлица в результате его ликвидации; (2) справку архивного учреждения о принятии документов, подлежащих долгосрочному хранению.

Форма такого заявления утверждена приказом № 3268/510 (форма № 7).

10 Приказ Минюста «Об утверждении форм заявлений в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 18.11.2016 г. № 3268/5.

Рассмотрение документов Госрегистратор обязан провести в течение 24 часов после их поступления (кроме выходных и праздничных дней). После этого он вносит в Единый госреестр запись о прекращении юрлица. Со дня внесения такой записи согласно ч. 2 ст. 104 ГКУ юрлицо считается прекратившимся. Сведения из Единого госреестра о регистрации прекращения юрлица в соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона № 755 являются основанием для снятия его с учета в органах Госстатистики, ГФСУ, Пенсионного фонда11.

11 А также для совершения иных действий в соответствии с законодательством.

Последний… бухучет: «он сложный самый»

Особенностью ведения бухучета перед «финишем» является то, что после принятия судьбоносного решения предприятие больше не может руководствоваться принципом непрерывности, предусмотренным ст. 4 Закона о бухучете.

Он предполагает, что оценка активов и обязательств предприятия осуществляется исходя из предположения, что его деятельность будет продолжаться и дальше.

В таком случае все активы предприятия имеет смысл оценивать по наименьшей оценке — балансовой стоимости или чистой стоимости реализации12.

12 Последняя представляет собой ожидаемую цену реализации запасов в условиях обычной деятельности за вычетом ожидаемых расходов на завершение их производства и реализацию ( абз. 6 п. 4 П(С)БУ 9).

Кроме того, теряет актуальность разделение активов на необоротные и оборотные, а обязательств — на долгосрочные и текущие.

Потому долгосрочные обязательства и дебиторскую задолженность нужно перевести в состав текущих обязательств и дебиторской задолженности соответственно.

Что касается необоротных активов, то необходимо проверить, не обесценились ли они. Руководство к действию при этом — П(С)БУ 28. Те же необоротные активы, которые придется продать, нужно перевести на субсчет 286 «Необоротные активы и группы выбытия, удерживаемые для продажи».

С целью погашения обязательств предприятия, возникших в связи с ликвидацией, необходимо создать соответствующие обеспечения. К примеру, «заложены» они могут быть под выплату выходного пособия и других выплат увольняемым работникам. Создание таких обеспечений регулирует П(С)БУ 26. Их формирование в бухучете отражают проводками: Дт 949, 977 — Кт 474.

Остатки резервов и обеспечений, выплаты по которым больше не придется проводить , нужно списать на финансовые результаты периода.

И напоследок о том, как «не обидеть» учредителей (участников). Для правильного отражения расчетов с учредителями руководствуйтесь П(С)БУ 13. Прибыль от продажи, выпуска или аннулирования инструментов собственного капитала эмитент согласно п. 28 этого стандарта отражает увеличением дополнительного вложенного капитала. Убыток соответственно – его уменьшением.

В свою очередь, сумму превышения убытка от продажи, выпуска или аннулирования выпущенных инструментов собственного капитала над величиной дополнительного вложенного капитала следует отражать уменьшением нераспределенной прибыли (или увеличением непокрытого убытка).

Логичным завершением всех ликвидационно-учетных действий должно стать составление ликвидационного баланса. Само-собой разумеется, что все показатели в нем должны быть нулевыми. На это в свое время обращал внимание и Минфин. На этом пока все.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить