«Пляски» у нас вокруг пп. 3 и 4 разд. ІІ Закона № 17911.
Первым из вышеназванных установлено, что с 01.01.2017 г. до принятия соответствующим органом местного самоуправления решения об установлении ставок местных налогов и сборов на 2017 год установленные таким органом ставки единого налога для плательщиков первой группы, налога на недвижимость и сбора за места для парковки транспортных средств следует применять с коэффициентом 0,5.
Поэтому при начислении и уплате этих налогов/сборов ориентироваться нужно на:
— старые решения местных органов + указанную норму — при начислении обязательств с 01.01.2017 г. по дату вступления в силу нового решения;
Внимание! Тот же Киев успел «привести в порядок» свое решение досрочно. Соответственно в таком случае коэффициенту 0,5 вообще нет места.— новые решения местных органов — при начислении обязательств с даты вступления в силу таких решений до конца года.
Например, решением местного совета была установлена ставка единого налога для предпринимателей группы 1 в размере 10 % минзарплаты. Законодатель же в п. 293.1 НКУ указал, что ставка для этой группы рассчитывается от прожитминимума2.
2 Точнее, от размера прожитминимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года.
До принятия соответствующих изменений местным советом плательщики группы 1 должны рассчитывать размер месячного платежа так: 3200 грн. х 10 % : 100 % х 0,5 = 160 грн. После принятия — платить согласно обновленному решению.
Подчеркнем, что для предпринимателей-единоналожников группы 2 никаких переходных поблажек (применение коэффициента 0,5) не предусмотрено . Поскольку ВРУ не имела цели защищать их от «двойного скачка».
Но здесь навстречу плательщикам в некоторых регионах пошли органы местного самоуправления, снизившие процентную ставку (об этом позже в статье).Теперь о том, что касается п. 4 разд. ІІ Закона № 1791 (ср. ). Принятые в 2017 году решения органов местного самоуправления об установлении местных налогов и сборов попали под его льготные условия. А именно к ним не применяются требования п.п. 4.1.9 и п. 4.5, пп. 12.3.4, 12.4.3 и п. 12.5 НКУ, а также Закона № 11603.
Так, тот же п.п. 12.3.4 НКУ требует от местных советов официально обнародовать свои решения до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений. В противном же случае нормы соответствующих решений применяют не ранее начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом. Но, получается, это правило «обезвредили». Что, в принципе, логично.
С этим понятно. Идем далее.
Конечно, желательным для плательщика выглядит вариант, когда размер налога с «переходным» коэффициентом 0,5 и размер, рассчитанный по новому «местному» решению, совпадают. Если налог декларируют на год вперед (как налог на недвижимость), то налоговые обязательства, рассчитанные с ориентиром на старые решения, не придется пересчитывать/уточнять.
Например, ставка налога на недвижимость за 1 м2 старым решением была установлена на уровне 3 % минзарплаты.
В 2017 году, таким образом, до принятия нового решения с учетом половинчатого коэффициента размер ставки за 1 м2 равен 48 грн. (3200 грн. х 3 % : 100 % х 0,5).
Новым решением аналогичная ставка установлена в размере 1,5 % минзарплаты. Получается, абсолютный ее размер не изменится и будет составлять те же 48 грн. (3200 грн. х 1,5 % : 100 %). Поэтому ни о каких пересчетах/уточнениях речь не будет идти даже в том случае, если новое решение обнародовали (или обнародуют) позднее 20.02.2017 г.
Именно на этот день приходился предельный срок подачи декларации по налогу на недвижимость на 2017 год согласно правилу «празднично-выходного» переноса ( п. 49.20 НКУ).Еще лучше, если новые размеры ставок налога (а как следствие, и рассчитанные налоговые обязательства) окажутся меньше, нежели раньше. В идеале, конечно, хотелось бы, чтобы такие гуманные решения появлялись до истечения предельных сроков декларирования того же налога на недвижимость.
Примером может служить решение Одесского горсовета от 08.02.2017 г. № 1599-VII44 Было обнародовано 18.02.2017 г. путем публикации в газете «Одесский вестник», 2017, № 7.
Но получается так далеко не всегда . К примеру, добрый Харьковский горсовет хоть и пошел путем, протоптанным одесскими коллегами5, но его решение увидело свет уже после истечения предельных сроков декларирования налога на недвижимость на 2017 год. А его ставки этим решением также были изменены. В связи с этим многим плательщикам придется подавать уточняющие декларации этого налога.
5 Решение Харьковского горсовета от 22.02.2017 г. № 542/17, которым, в частности, установлена ставка единого налога для плательщиков группы 2 в размере 10 % минзарплаты. Вступило в силу 01.03.2017 г.
Здесь отметим интересный момент со ставками единого налога для группы 2. Тот же Харьковский горсовет с 01.03.2017 г. установил эту ставку на уровне 10 % минзарплаты. Соответственно уже за март единый налог харьковчане могут платить в сумме 320 грн. в месяц.
Беда только в том, что еще не перенастроены программы, отвечающие за начисление таких авансов . Но стоит ли опасаться начисления штрафов за неполную уплату (или даже пени)?
Конечно, решать, платить по новому или пока по старому «тарифу», в конечном итоге вам, но никаких законных предпосылок для наложения санкций в таких случаях нет.