Люминесцентные лампы: бухгалтерский учет. В начале жизненного цикла лампы (как обычные, так и люминесцентные) — часть запасов предприятия. Отражать их следует на субсчете 209 «Другие материалы». Поэтому при передаче ламп в эксплуатацию (установке в осветительные приборы) их стоимость сразу же списывают в состав расходов. Логично, что конкретный вид расходов при этом зависит от направления использования здания (административное, сбытовое и т. д.).
Лампы превращаются… в опасные отходы. Что с ними делать? После того, как перестанут светить , люминесцентные лампы становятся опасными отходами. Не даст соврать абз. 3 ст. 1 Закона № 1871. Опасными отработанные лампы делают содержащиеся в них пары ртути.
1 Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.
![img 2](/cache/image/real/38/388d121deb351da1b98f157c02c8d329.png)
Проводить любую хоздеятельность, связанную с образованием отходов, без получения разрешения на осуществление операций в сфере обращения с отходами в соответствии с требованиями Закона № 187 запрещается (согласно п. «а» ч. 1 ст. 32 Закона). Но с оговоркой из п. «с» ч. 1 ст. 17 Закона, обязующей иметь разрешение на осуществление операций в сфере обращения с отходами, лишь если ваша деятельность приводит к образованию отходов, для которых значение показателя Пзув превышает 1000.
Что это за показатель? Его определение дано в последнем абзаце ст. 1 Закона № 187 (ср. ). Показатель общего образования отходов (именно так расшифровывается Пзув) — это критерий объема образования отходов, который рассчитывают по формуле:
Пзув = 5000 х М1 + 500 х М2 + 50 х М3 + 1 х М4, где
М1, М2, М3, М4 — масса в тоннах отходов 1, 2, 3 и 4 классов опасности соответственно, образованных за предыдущий год.
![img 3](/cache/image/real/40/40c0d2b7634f3d0db83e9a6a3362289c.png)
Кроме того, обзавестись лицензией на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами согласно ч. 3 ст. 34 Закона № 187 придется, если в течение года со дня образования опасные отходы не будут переданы субъектам хозяйствования, которые имеют лицензию на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами.
Следует обратить внимание также на ч. 2 ст. 17 Закона № 187, вменяющую субъектам в обязанность подавать ежегодную декларацию об отходах, если их деятельность приводит исключительно к образованию отходов, для которых Пзув равен от 50 до 1000.
Ее форма утверждена постановлением № 1182.
![img 4](/cache/image/real/38/388d121deb351da1b98f157c02c8d329.png)
Но что значат эти цифры? Чтобы вы понимали, ртуть и ее пары относятся к самому высшему — первому классу опасности. К этому классу опасности относятся и «накачанные» ей отработанные люминесцентные лампы3.
3 Отработанные люминесцентные лампы как отходы «закодированы» в Классификаторе отходов ДК 005-96.
В формуле определения Пзув масса таких отходов — это М1 (в тоннах). И возле этого показателя «красуется» коэффициент 5000 . Это значит, что на значение Пзув 50 мы выходим, если М1 достигнет 0,01 т, или 10 кг (0,01 т х 5000 = 50). А это, согласитесь, не так уж и много (ведь учитываем вес самих ламп, а не паров ртути). Тем более что в формуле могут быть и другие составляющие
.
Что с эконалогом? Уже достаточно давно плательщиком эконалога вы рискуете стать только в том случае, если будете осуществлять размещение отходов. Под размещением отходов п.п. 14.1.223 НКУ понимает постоянное (окончательное) пребывание или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение уполномоченных органов.
Из этого недвузначно следует, что плательщиками эконалога должны быть лишь те, кто занимается окончательным захоронением отходов (а значит, имеет соответствующую лицензию на такую деятельность).
Но попробуй убедить в этом налоговиков! Долгие годы они придерживаются мнения (категория 120.01 ЗІР), что субъекты хозяйствования, которые осуществляют временное размещение (хранение) отходов, в том числе опасных4, до их передачи на утилизацию и захоронение, не являются плательщиками экологического налога лишь при наличии у них договора на удаление и утилизацию отходов с субъектами хозяйствования (коммунальными или специализированными предприятиями и т. д.).
4 Аккумуляторы, шины, люминесцентные лампы и т. д.
Если же договора нет, то добро пожаловать в ряды плательщиков!
Считаем, такая позиция налоговиков ничем не обоснована, в то же время, дабы отбиться от их нападок, лучше все же заключить такой договор.
![img 8](/cache/image/real/40/40c0d2b7634f3d0db83e9a6a3362289c.png)
Расходы на утилизацию. Понятное дело, что коммунальные или специализированные предприятия возьмутся за ваши опасные отходы не за «спасибо».
Так вот, расходы на утилизацию отходов, реализация и/или использование которых в производственном процессе не предполагается, включаются в прочие операционные расходы (согласно последнему абзацу п. 2.13 Методрекомендаций № 25).
Поэтому учитывать их необходимо на субсчете 949 «Другие расходы операционной деятельности».
В части таких расходов каких-либо корректировок по налогу на прибыль не предусмотрено.
![img 9](/cache/image/real/38/388d121deb351da1b98f157c02c8d329.png)
Отчетность по эконалогу: по обновленной форме. Выше мы выяснили, в каких случаях придется отчитываться за размещение отходов. Если вы попали в когорту «счастливчиков» (или имеете другие основания для подачи декларации, что более вероятно), то учтите, что за ІІІ квартал этого года впервые придется отчитываться по обновленной форме6.
6 С учетом изменений, внесенных приказом Минфина «Об утверждении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Украины» от 13.05.2017 г. № 495.
Это следует из требований п. 46.6 НКУ и подтверждается разъяснениями ГФСУ (категория 120.05 ЗІР).
Идентификатор формы в «Єдиному вікні» — F0302004 — для плательщиков-физлиц и J0302004 — для юрлиц (F/J0320104 — Приложение 1, F/J0320204 — Приложение 2, F/J0320304 — Приложение 3, F/J0320404 — Приложение 4, F/J0320504 — Приложение 5, F/J0320604 — Приложение 6).
![img 10](/cache/image/real/38/388d121deb351da1b98f157c02c8d329.png)
В чем же суть изменений? Касаются они исключительно пени. Во всех шести «рабочих» приложениях7 сделано уточнение (в примечаниях к строкам, в которых приводят сумму пени), что такую сумму рассчитывают согласно п.п. 129.1.3 и абз. 2 п. 129.4 НКУ. Напомним, в чем суть.
7 Напомним, есть еще 3 справочных приложения-Кодификатора, которые вместе с декларацией не подаются, а лишь способствуют ее правильному заполнению.
Во-первых, действует «льготный» период продолжительностью 90 к. дн., на протяжении которого есть возможность уточниться без начисления пени.
Во-вторых, если в этот период не вложились, пеню нужно начислять лишь с 91-го календарного дня из расчета 100 % годовой учетной ставки НБУ (а не 120 %, как было предусмотрено ранее).
![img 11](/cache/image/real/40/40c0d2b7634f3d0db83e9a6a3362289c.png)
Из приложений исчезли формулы для расчета пени, а также дополнительные данные, которые ранее отражали в отдельных строках, связанные с определением ее размера, а именно: предельный срок погашения согласованного денежного обязательства; фактический срок погашения согласованного денежного обязательства; период занижения согласованного денежного обязательства, дней; учетная ставка Национального банка Украины, действующая на день занижения; количество дней в календарном году.
При этом, напомним, дискуссионным является вопрос, обязаны ли налогоплательщики вообще самостоятельно заниматься расчетом пени8.
8 Вам будет полезна статья «Пеняй на себя»: о взимании налоговой пени» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 21).
Первичный учет отходов. От чего уж точно не отвертеться пользователям люминесцентных ламп, так это от подачи типовой формы № 1-ВТ9. При ее заполнении в графе 03 лампы отражайте по коду 7710.3.1.26 (согласно Классификатору отходов ДК 005-96).
9 Утверждена приказом Минприроды от 07.07.2008 г. № 342.