Темы статей
Выбрать темы

Подарки от предприятия детям работников: налогообложение и учет

Савченко Елена, податковий експерт
Новогодняя суета постепенно охватывает все вокруг. Кто-то любит новогодние хлопоты, а кто-то, наоборот, всеми силами пытается избежать праздничных сложностей. Но вряд ли есть такие, кто не обрадуется новогоднему подарку, особенно если речь идет о детях. Именно о детских подарках и пойдет речь в данной статье.

Документальное оформление

1. Приказ (распоряжение) о выдаче детских подарков к празднику. В приказе нужно четко указать, кто будет получателем подарков. Это избавит вас от ненужных претензий со стороны контролеров.

Совет! В приказе (распоряжении) пропишите примерно так: «вручить работникам, имеющим детей, детские новогодние подарки». И в ведомости на выдачу подарков укажите фамилии таких работников. Тогда именно работники будут получателями «подарочного» дохода.

Если же работодатель в приказе и в ведомости укажет Ф. И. О. детей работников, то получателями подарочного дохода становятся дети.

А значит, предприятие должно будет собрать их регистрационные номера, чтобы отразить такие доходы в отчетности.

И еще в приказе (распоряжении) укажите предельный возраст ребенка, на которого (которому) будет выдаваться подарок. Настоятельно рекомендуем не превышать границу в 18 лет. Ведь именно до этого возраста физлицо имеет правовой статус ребенка (ст. 6 СКУ). Это важно для целей взимания ЕСВ (см. ниже).

2. Копии свидетельств о рождении детей, если получателями детских подарков будут родители детей.

3. Документы на приобретение подарков (смета, договор, накладная, выписка банка и пр.).

4. Ведомость выдачи подарков с подписями получателей.

5. Акт на списание детских подарков.

НДФЛ, ВС, ЕСВ

Стоимость неденежного подарка, полученного от работодателя, включают в общий месячный налогооблагаемый доход физлица как дополнительное благо и облагают НДФЛ по ставке 18 % у источника выплаты (см. п. 174.6 НКУ). Но не следует забывать о «подарочном» п.п. 165.1.39 НКУ. Так, в налогооблагаемый доход физлица не попадает стоимость неденежных подарков, если их стоимость не превышает 25 % одной минзарплаты (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года.

В 2018 году можно не включать в налогооблагаемый доход физлица стоимость неденежных подарков, если она не превысит 930,75 грн. (в расчете на месяц).

Если вы планируете дарить детские подарки в 2019 году (начисление «подарочного» дохода пройдет в 2019 году), то стоимость необлагаемых подарков будете исчислять уже исходя из нового размера минзарплаты (установленного на 01.01.2019 г.).

Обращаем внимание: если стоимость неденежного подарка превысит необлагаемую сумму, то исходя из нынешней позиции фискалов НДФЛ нужно обложить всю стоимость подарка, а не сумму превышения над необлагаемой величиной (см., в частности, разъяснение в категории 103.02 ЗІР).

Интересный факт. Законом, принятым на базе законопроекта от 05.11.2018 г. № 9260 (документ принят, но еще не подписан и не опубликован), предусмотрено внесение с 01.01.2019 г. изменения в п.п. 165.1.39 НКУ, благодаря чему НДФЛ будет облагаться только «вершок» неденежного подарка, если его стоимость превысит необлагаемую сумму img 1.

Вывод на поверхности. Оформление передачи подарков 02.01.2019 г. может дать экономию на НДФЛ (актуально для дорогих подарков).

Поскольку облагаемый «подарочный» доход предоставляется в неденежной форме, то базой налогообложения будет стоимость такого подарка, рассчитанная по обычным ценам, умноженная на «натуральный» коэффициент (п. 164.5, п.п. 164.2.17 НКУ). При ставке НДФЛ 18 % он равен 1,219512.

Будьте внимательны при заполнении раздела I ф. № 1ДФ. В нем «подарочный» доход показывают следующим образом:

— не облагаемый на основании п.п. 165.1.39 НКУ неденежный подарок (например, если подарок предоставлен в 2018 году и его стоимость не превысила 930,75) — с признаком дохода «160»;

— стоимость облагаемого неденежного подарка с учетом «натурального» коэффициента (т. е. подарки 2018 года стоимостью выше 930,75 грн.) — с признаком дохода «126».

В базу обложения ВС войдут лишь облагаемые НДФЛ подарки. Если «подарочный» доход не облагается НДФЛ (например, неденежный подарок, стоимость которого не превышает в 2018 году 930,75 грн. в расчете на месяц), то и ВС с него удерживать не нужно (см. пп. 1.2 и 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Обращаем внимание: налоговики настаивают на том, что в базу обложения ВС неденежные подарки попадают без применения «натурального» коэффициента.

Что касается ф. № 1ДФ, то в ее разделе II по строке «Військовий збір» нужно отразить как облагаемые, так и не облагаемые ВС подарки.

Что касается ЕСВ, то если получатели подарков — дети работников (а не работники предприятия), на подарочный доход ЕСВ начислять не нужно (подарки предоставляют лицам, которые не состоят с предприятием в трудовых отношениях). Если подарки для деток вручают работникам предприятия (получатели — работники предприятия), то смотрим в п. 8 разд. II Перечня № 1170*.

* Перечень видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется ЕСВ, утвержденный постановлением КМУ от 22.12.2010 г. № 1170.

Он выводит из базы начисления ЕСВ стоимость подарков к праздникам для детей работников.

Но если работник получит подарок на своего ребенка, которому уже исполнилось 18 лет, то стоимость подарка для целей ЕСВ превратится для такого работника в зарплату. А значит, придется уплатить ЕСВ. Именно поэтому мы рекомендуем иметь под рукой свидетельства о рождении детей.

Налог на прибыль

В бухучете стоимость подарков деткам работников попадает в бухрасходы. Поэтому в налоговоприбыльном учете через бухрасходы на общих основаниях уменьшает финрезультат — объект обложения этим налогом. При этом никакие корректировки, скажем, по причине «нехозяйственности» ни высокодоходникам, ни малодоходникам не грозят.

К тому же при подарках работникам предприятие может не опасаться и «бесплатных» корректировок по п.п. 140.5.10 НКУ.

Еще один вариант поучаствовать в поздравлении детей, имеющий свои налоговоприбыльные последствия, — привлечь профсоюз. Но в таком случае плательщикам, применяющим разницы, придется оглядываться на требования п.п. 140.5.9 НКУ. Он разрешает учесть в налоговом учете сумму средств, перечисленных неприбыльным организациям в размере, не превышающем 4 % налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный год. Все, что сверх этих 4 %, образует увеличивающую разницу, снимающую «лишние» расходы в налоговом учете.

НДС

При приобретении подарков сумму «входного» НДС относят в налоговый кредит (НК). Конечно, при условии, что поставщик зарегистрировал «входную» НН. Но имейте в виду: дарение подарков подпадает под понятие поставки (п.п. 14.1.191 НКУ). Поэтому на дату вручения подарка физлицу предприятие — плательщик НДС должно начислить обязательства по этому налогу. В связи с этим при дарении составляют две НН:

— первую — на договорную (т. е. нулевую) стоимость;

— вторую (на себя) — на минбазу (т. е. на стоимость приобретения подарка/обычной цены готовой продукции) с типом причины «15».

Обе НН необходимо зарегистрировать в ЕРНН.

Налоговики не против, чтобы подарочные кондитерские наборы и прочие наборы кодировать в НН одной строкой (письмо ГУ ГФС в Днепропетровской обл. от 10.11.2017 г. № 2576/ІПК/04-36-12-01‑16, консультация в категории 101.16 ЗІР).

Что касается «компенсирующих» налоговых обязательств по НДС, то налоговики на этом не настаивают (см. письмо ГФСУ от 06.10.2017 г. № 2154/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, консультация в категории 101.06 ЗІР). По их мнению, при бесплатных передачах налоговые обязательства возникают только один раз — исходя из базы, определенной согласно п. 188.1 НКУ. Вторых налоговых обязательств на основании п. 198.5 НКУ начислять не нужно img 2.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше