Темы статей
Выбрать темы

Налоги «второго эшелона»: изучаем новинки Закона

Шевчук Михаил, налоговый эксперт
Налоговая реформа — 2019, воплотившаяся в Закон № 2628*, не обошла стороной и «второстепенных» налогов и сборов. Заметьте, что уже второй год подряд в их число попал (в связи с незначительностью изменений) и единый налог. Предлагаем вам рассмотреть и эти изменения.

* Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по улучшению администрирования и пересмотра ставок отдельных налогов и сборов» от 23.11.2018 г. № 2628-VIII.

Единый налог пока продолжает свое существование. Кроме того, коснувшиеся его изменения в большинстве своем пойдут на пользу предпринимателям/юрлицам, работающим на упрощенке.

Начнем с приятных новостей, касающихся плательщиков налога группы 4. Согласно п. 5 подразд. 8 разд. ХХ НКУ индекс потребительских цен за 2015 и 2017 — 2023 годы, который используется для определения величины коэффициента индексации нормативной денежной оценки (далее — НДО) для целей обложения единым налогом четвертой группы, применяется со значением 100 %. Касается это сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов, пастбищ и многолетних насаждений) и/или земель водного фонда (внутренних водоемов, озер, прудов, водохранилищ). То есть фактически индексацию НДО можно и не проводить: НДО от того не изменится.

Также на едином налоге (группа 4) позволили находиться малым производствам винодельческой продукции из виноматериалов исключительно собственного производства (не приобретенных), полученных путем переработки плодов, ягод, винограда, меда собственного производства. Соответствующим образом поправлен п.п. 291.51.2 НКУ.

А физлицам-предпринимателям будет разрешена розничная торговля сидром и перри (без добавления спирта) согласно п.п. 3 п.п. 291.5.1 НКУ (где такой вид деятельности указан в качестве исключения из запрещенных).

Главное негативное нововведение-2019 заключается в том, что плательщиков единого налога, реализующих лекарственные средства и изделия медицинского назначения, лишили «РРО-иммунитета». Такие средства и изделия за компанию с технически сложными бытовыми товарами, подлежащими гарантийному ремонту, включили в последний абзац п. 296.10 НКУ.

«Параллельные» изменения внесли и в Закон об РРО.

При этом напомним, что если деньги за реализованные товары получать исключительно по безналичному расчету (без использования карточек), то РРО не нужен в принципе.

Лекарственное средство — это любое вещество или комбинация веществ (одного или нескольких АФИ и вспомогательных веществ): (1) имеющее свойства и предназначенное для лечения или профилактики заболеваний у людей; (2) которое может быть предназначено для предотвращения беременности, восстановления, коррекции или изменения физиологических функций у человека путем осуществления фармакологической, иммунологической или метаболического действия или для установления медицинского диагноза.

Изделия медицинского назначения (медицинские изделия) — это любой инструмент, аппарат, прибор, устройство, программное обеспечение, материал или другое изделие, предназначенные для диагностики, лечения, профилактики организма человека и (или) обеспечения таких процессов.

Экологический налог. Почти в 25 раз (с 0,41 грн./т до 10 грн./т) повысили ставку налога за выбросы углекислого газа (СО2). В то же время запланированное поэтапное повышение ставки до 30 грн./т в 2023 году наперед в НКУ не прописали. Но никто не отбирал у депутатов право ежегодно изменять Кодекс img 1. То есть то ли еще будет…

Но есть и «обратная сторона медали»: за выбросы в объеме не более 500 т в год уплачивать налог не придется. Если объем выбросов вписывается в указанный «лимит», регистрироваться плательщиком налога (естественно, при отсутствии других оснований) и подавать налоговую декларацию по эконалогу не придется — п. 240.7 НКУ. Если такой «лимит» превышен, регистрации (и подачи эко-отчетности img 2) не избежать. Но уплачивать налог придется лишь за объемы выбросов, превышающие 500 т за год, — п. 242.4 НКУ.

А вот обещанного img 3 (на стадии проекта) освобождения от начисления налога за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками мощностью до 100 кВт включительно в итоге в Законе не оказалось.

Рентная плата. На этот раз реформа «задела» лишь отдельные ее составляющие. Ставки рентной платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых за нефть и конденсат с 01.01.2019 г. изменились и… уровнялись. Они составляют (п. 252.20 НКУ):

— из залежей, которые полностью или частично залегают на глубине до 5000 м,31 %;

— из залежей, которые полностью залегают на глубине свыше 5000 м, — 16 %.

Временно (с 01.01.2019 г. до 31.12.2019 г. (включительно)) к ставке рентной платы за пользование недрами для добычи железной руды будет применяться невыгодный повышающий коэффициент 1,1.

Ураносодержащие полезные ископаемые, добытые на стадии геологического изучения на основании специальных разрешений, полученных после 01.01.2018 г., не будут являться объектом обложения рентной платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых согласно п.п. 252.4.9 НКУ.

Кроме того, значительно (на 50 %) подрастут ставки рентной платы за специальное использование лесных ресурсов (новые ставки найдете в измененном п. 256.3 НКУ). Коснулось повышение заготовки древесины как основных, так и неосновных лесных пород.

Налог на недвижимость. Внесли одно, но довольно существенное изменение. В новом году не будут являться объектом обложения налогом согласно п.п. «ж» п.п. 266.2.2 НКУ лишь те здания и сооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей**, которые: (а) относятся к классу «Здания сельскохозяйственного назначения, лесоводства и рыбного хозяйства» (код 1271) Государственного классификатора зданий и сооружений ДК 018-2000; (б) не сдаются их владельцами в аренду, лизинг, ссуду.

** Которыми с недавних пор могут стать не только юридические, но и физические лица (см., в частности, статью «Welcome to семейные фермерские хозяйства: принят Закон» в журнале «Бухгалтер 911», 2018, № 35), что теперь закреплено и на уровне Кодекса.

Передача зданий и сооружений сельхозтоваропроизводителей в аренду, лизинг или ссуду влечет за собой необходимость уплаты налога на недвижимость.

Фактически, данные требования новыми не являются. Налоговики и сейчас настаивают на том, что за объекты недвижимости, принадлежащие сельхозтоваропроизводителям, которые не используются ими для производства сельхозпродукции, переработки собственнопроизведенной сельхозпродукции и ее реализации, налог на недвижимость должен уплачиваться на общих основаниях (категория 106.02 ЗІР).

Земельный налог. Начнем с приятной новости: индекс потребительских цен за 2017 — 2023 годы, который используется для определения коэффициента индексации НДО сельхозугодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения, будет применяться со значением 100 % (п. 9 подразд. 6 разд. ХХ НКУ). Это значит, что НДО таких земель за соответствующие годы можно не индексировать.

Вводя отдельный земельный налог за лесные земли (Закон № 2497***), народные избранники предусмотрели не все «тонкости» обложения им. Теперь эти вопросы будут частично урегулированы.

*** Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно стимулирования создания и деятельности семейных фермерских хозяйств» от 10.07.2018 г. № 2497-VIII.

В частности, согласно пп. 10.21 и 10.3 НКУ установление налога местными советами не будет носить обязательного характера.

Кроме того, установлены «верхние пределы» ставок налога (конкретные размеры которых устанавливают местные советы). Они составят не более 0,1 % от их НДО — для земель, НДО которых проведена, или 0,1 % НДО площади пашни по области — для лесных земель, НДО которых не проведена.

Налог за земельные участки, предоставленные для железных дорог в пределах полос отвода, теперь будет взиматься «по полной» — без применения коэффициента 0,25.

Согласно обновленному п. 271.2 НКУ требование об официальном обнародовании решений советов по НДО земельных участков соответствующим органом местного самоуправления касается всех земель, НДО которых проведена. Срок обнародования — до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение НДО земель или изменений (плановый период). Сейчас это требование касается лишь земель, расположенных в пределах населенных пунктов.

АТО→ООС-льготы/освобождения. Предусмотренные п. 38 подразд. 10 разд. ХХ НКУ льготы/освобождения от налогообложения/особые правила продлили до окончания проведения Операции Объединенных Сил (ООС)****.

**** О «переформатировании» АТО на ООС вы могли прочесть в статье «Закончилась АТО, а с льготными правилами что?» в журнале «Бухгалтер 911», 2018, № 24.

Кроме того, мораторий на проведение любых проверок налоговых (отчетных) периодов, указанных в уведомлении о невозможности вывоза первичных документов, поданном в контролирующий орган, будет действовать бессрочно (а не до окончания АТО, как было предусмотрено ранее).

Такой мораторий предусмотрен абз. 7 п. 38.11 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше