Начнем с того, что действие моратория на проверки, установленного Законом Украины от 03.11.2016 г. № 1728-VIII, на Гоструда и ее территориальные органы не распространяется. Причина — они занесены в «привилегированный» Перечень, утвержденный постановлением КМУ от 18.12.2017 г. № 11041.
1 Подробнее — в статье «Проходящие «сквозь стены» моратория: появился Перечень» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 10).
Так что в 2018 году инспекторы Гоструда вправе наведаться к любому хозсубъекту . Чтобы пережить такую проверку с минимальными потерями, нужно быть к ней готовым. Поехали…
Чем руководствуются проверяющие
Главными законодательными актами, на которые ориентируются должностные лица Гоструда, являются: КЗоТ, Закон об охране труда2, Закон № 8773, Конвенция МОТ об инспекции труда в промышленности и торговле от 11.07.47 г. № 81, Конвенция МОТ об инспекции труда в сельском хозяйстве от 25.06.69 г. № 129, Порядок № 12324.
Также органы Гоструда опираются на Положение № 965 и Положение № 3406.
2 Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694XII.
Кроме того, что касается проверок по вопросам охраны труда (далее — ОТ), Гоструда продолжает руководствоваться некоторыми актами, разработанными в бытность Госгорпромнадзора, в частности Критериями № 4137, приказом № 8268.
7 Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хоздеятельности в сфере промышленной безопасности и охраны труда и определяется периодичность проведения плановых мероприятий госнадзора (контроля), утвержденные постановлением КМУ от 28.04.2009 г. № 413.
В прошлом году на сайте Гоструда был размещен проект приказа Минсоцполитики «Об утверждении Положения об организации и осуществлении госнадзора (контроля) за соблюдением законодательства в сферах промышленной безопасности, охраны и гигиены труда Гоструда и ее территориальными органами» (http://dsp.gov.ua/...). Этим приказом планировалось также утвердить форму уведомления о плановой проверке, служебное удостоверение и направление на проверку, унифицированную форму акта и предписания, составляемых по итогам проверки. Но, к сожалению, этот документ пока так и остается на стадии проекта .
Виды проверок ОТ
Принципиальный момент. Проверку законодательства по охране труда не следует путать с инспекционными посещениями и невыездными инспектированиями соблюдения работодателями законодательства о труде, которые проводятся согласно Порядку № 2959.
Да, в ходе инспекционного посещения (невыездного инспектирования) соблюдения работодателями законодательства о труде могут проверяться в том числе некоторые трудоохранные вопросы10, но это не является проверкой законодательства о труде.
10 См. форму Акта инспекционного посещения (невыездного инспектирования) юридического лица (физического лица), которое использует наемный труд (необходимое подчеркнуть), утвержденную приказом Минсоцполитики от 18.08.2017 г. № 1338.
Напомним: позиция Гоструда такова, что с утверждением Порядка № 295 не существует больше такого понятия, как плановые и внеплановые проверки работодателей по вопросам соблюдения ими законодательства о труде. Они заменены инспекционными посещениями (невыездными инспектированиями). В то же время по другим вопросам, в том числе по интересующему нас соблюдению законодательства по охране труда, Гоструда продолжает проводить «традиционные» проверки. О чем красноречиво свидетельствуют годовые планы осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) управлений Гоструда в областях на 2018 год, где в предмете проверок фигурирует именно «соблюдение требований законодательства об охране труда, промышленной безопасности и горном надзоре».
А вот проверок с таким предметом, как соблюдение требований законодательства о труде, нет. Но это опять же не значит, что проверяющие на заявятся с тем же инспекционным посещением.
Итак, мы выяснили, проверка соблюдения законодательства по охране труда — это именно проверка соблюдения законодательства по охране труда . Соответственно, если имеем дело именно с таким проверочным мероприятием, то тот же штраф из ст. 265 КЗоТ в трехкратном размере минзарплаты за недопуск к проверке по вопросам соблюдения законодательства о труде применяться не должен. Это важно!
Также важно, что в таком случае не работает оговорка из Закона № 877, согласно которой требования данного Закона должны соблюдаться лишь в определенной части при осуществлении мероприятий государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения. Ведь, как мы выяснили, мы имеем дело с другим — контролем соблюдения требований законодательства об охране труда.
Опять же нельзя исключать такой хитрости, что проверяющие захотят провести проверку, что называется 2 в 1. То есть к трудоохранной проверке «присоединят» инспекционное посещение.
В таком случае нужно быть подкованным по части прав Гоструда при проведении таких посещений.
В этом вам помогут наши многочисленные материалы11.
11 См. статьи «На майские КМУ явил миру порядки трудовых проверок» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 20); «Инспектор труда, да с новым удостоверением!» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 29); «Трудовые проверки: актуальные акценты» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 36).
Далее. «Трудоохранные» проверки (мероприятия) бывают плановыми и внеплановыми.
Плановая проверка (мероприятие). О назначении такой проверки и ее сроках можно узнать из годового плана, который размещен на сайте соответствующего областного управления Гоструда. Частота встреч с проверяющими зависит от степени риска осуществляемой хоздеятельности (ч. 2 ст. 5 Закона № 877). Так, периодичность проведения проверок хозсубъектов: с высокой степенью риска — не чаще 1 раза в 2 года; со средней степенью риска — не чаще 1 раза в 3 года; с незначительной степенью риска — не чаще 1 раза в 5 лет.
Кто и как определяет степень риска? Сегодня продолжают действовать Критерии № 413, разработанные еще для Госгорпромнадзора. Кабмин постановлением от 18.12.2017 г. № 1103 распространил эти Критерии на Гоструда и параллельно привел периодичность проведения плановых проверок, установленную Критериями № 413, в соответствие с Законом № 877.
Внеплановые проверки. Все основания для проведения внеплановых мероприятий мы перечислять не будем. Вы их можете найти в ст. 6 Закона № 877. Среди них, скажем так, наиболее реальные:
— обращение физического лица (физических лиц) о нарушении, которое повлекло ущерб его (их) правам, законным интересам, жизни или здоровью, окружающей природной среде или безопасности государства, с приложением документов или их копий, подтверждающих такие нарушения (при наличии);
— наступление аварии, смерти потерпевшего в результате несчастного случая или профессионального заболевания, которое было связано с деятельностью субъекта хозяйствования.
Важно! Во время проведения внеплановой проверки проверяются только те вопросы, которые стали основанием для данной процедуры.
Сроки проверок. Закон № 877 ограничивает сроки проведения проверок:
Категория хозсубъекта* | Срок проведения проверки | Норма Закона № 877 |
Плановые проверки | ||
Субъекты среднего и крупного предпринимательства | Не более 10 рабочих дней | Ч. 5 ст. 5 |
Субъекты малого (в том числе микро-) предпринимательства | Не более 5 рабочих дней | |
Внеплановые проверки | ||
Субъекты среднего и крупного предпринимательства | Не более 10 рабочих дней | Ч. 4 ст. 6 |
Субъекты малого предпринимательства | Не более 2 рабочих дней | |
* Критерии отнесения хозсубъектов к субъектам крупного, среднего и малого предпринимательства для интересующих нас целей смотрим в ч. 3 ст. 55 ХКУ (не в Законе о бухучете). |
Важно! Продление срока осуществления плановых и внеплановых проверок не допускается.
Допуск к проверкам. О плановой проверке хозсубъекта должны предупредить не позднее чем за 10 дней. Уведомление направляют заказным письмом и/или с помощью электронной почты либо вручают лично под расписку руководителю (ФЛП) или уполномоченному лицу хозсубъекта (ч. 4 ст. 5 Закона № 877).
«Письмо счастья» вам не пришло, а проверяющие прибыли на предприятие? Закон № 877 позволяет не допускать их к проверке (последний абзац ч. 4 ст. 5 Закона № 877).
Понятно, что о внеплановой проверке вас никто уведомлять не будет. Но до начала проверки должностные лица Гоструда должны ознакомить хозсубъекта с основаниями проведения такой проверки (ч. 3 ст. 6 Закона № 877).
Теперь поговорим об общих требованиях как для плановых, так и для внеплановых мероприятий. Перед их началом контролер должен предъявить руководителю юрлица/обособленного подразделения (ФЛП) или его представителю:
1) удостоверение (направление) на проверку;
2) служебное удостоверение.
Более того, инспектор должен предоставить проверяемому хозсубъекту копию первого документа (ч. 5 ст. 7 Закона № 877).
Контролер не предъявил указанные документы? Статья 7 Закона № 877 предоставляет право не допустить его к проверке.
Если несмотря на нарушения «правил игры» вы все-таки допустили контролеров, то, в принципе, потом можно будет в суде побороться за отмену результатов проверки и освобождение от ответственности. Но гарантии на успех нет, поскольку есть как «хорошие», так и «плохие» судебные решения.
Что могут проверить
Компетенцию Гоструда в сфере проверок ОТ и промышленной безопасности на сегодняшний день определяет Закон об охране труда. В частности, круг вопросов, которые могут стать предметом проверки, определен ст. 5 — 24 этого Закона. Укажем главные из них:
— соответствие условий трудового и коллективного договоров нормативно-правовым актам по ОТ;
— информированность работников об условиях труда и наличии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов;
— обеспечение работников спецодеждой, другими средствами индивидуальной защиты, моющими и обеззараживающими средствами в соответствии с установленными нормами;
— обеспечение работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой;
— предоставление льгот и компенсаций работникам за тяжелые и вредные условия труда;
— соблюдение законодательства об ОТ женщин, несовершеннолетних работников и работников с инвалидностью;
— обучение руководителей и должностных лиц предприятия вопросам законодательства об ОТ;
— проведение инструктажей, обучения, проверки знаний работников предприятия по ОТ;
— соблюдение законодательства о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и аварий;
— наличие и содержание организационно-распорядительной документации и локальных актов, содержащих требования по ОТ;
— функционирование системы управления ОТ, создание соответствующих служб и назначение должностных лиц, ответственных за ОТ, и разработанных для них должностных инструкций;
— проведение обязательных медосмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, а также работников в возрасте до 21 года;
— выполнение требований ОТ при организации рабочих мест;
— соответствие санитарно-бытовых условий требованиям законодательства об ОТ;
— проведение аттестации рабочих мест в порядке и сроки, определенные законодательством;
— выделение средств на финансирование расходов по ОТ (не меньше 0,5 % фонда оплаты труда за предыдущий год).
Также список проверяемых трудоохранных вопросов можно найти в акте, утвержденном приказом № 826.
Понятно, что основанием для проведения внеплановой проверки могут стать отдельные из перечисленных вопросов (выходить за их рамки контролеры не вправе). Если же речь идет о плановом мероприятии, то контролеры вполне могут начать «копать» практически во всех указанных направлениях.
Заметьте! Если, например, к вам пришли с проверкой соблюдения законодательства по ОТ работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, инспектор параллельно может проверить факт установления таким работникам повышенной оплаты труда, предоставления им дополнительных отпусков и т. д. То есть при проверке ОТ в некоторых случаях также может возникнуть необходимость проверить соблюдение законодательства о труде. Однако этот факт никак не должен расширять предмет проверки.
Пришли проверять ОТ работников, работающих на работах с вредными и опасными условиями труда, — значит, обязаны ограничиться только этой категорией работников.
Важные нюансы
Права проверяющих перечислены в том числе в ст. 39 Закона об охране труда и весьма широки. При этом реализовываться они должны в том числе с учетом требований Закона № 877.
В частности:
— производство (изготовление) или реализация продукции, выполнение работ, предоставление услуг субъектами хозяйствования могут быть остановлены полностью или частично исключительно по решению суда (п. 5 ст. 4 Закона № 877);
— в случае выполнения в полном объеме и в установленный срок предписания, распоряжения, решения, другого распорядительного документа об устранении нарушений, выявленных во время осуществления мероприятия надзора (контроля), финансовые и административные санкции, меры реагирования к субъекту хозяйствования, его должностным лицам не применяются (п. 11 ст. 7 Закона № 877).