Да, может. При этом одного договора достаточно.
Напомним, что возвратная финпомощь по своей сути является разновидностью займа. Значит, ориентироваться необходимо на ст. 1046 — 1053 ГКУ.
Их анализ и убеждает нас в том, что для предоставления суммы финпомощи частями в рамках одного договора препятствий нет. Стороны вольны прописать условия займа, как им удобно.
Если о факте предоставления возвратной финпомощи частями стало известно уже после заключения договора, ничего не мешает сторонам, если они считают это условие существенным, зафиксировать такой порядок предоставления в дополнительном соглашении к договору.
Возможно, причина вопроса кроется в реальности договора займа (абз. 2 ч. 1 ст. 1046 ГКУ).
Так, договор займа является заключенным с момента передачи денег или других вещей, определенных родовыми признаками.
Это, в частности, означает, что если заемщиком получена лишь часть указанной в договоре суммы займа, договор считается заключенным лишь на эту фактически полученную часть. При получении остальных частей мы вроде как снова имеем дело с заключением договоров займа на такие части — на старых условиях.
Но нужны ли дополнительные договоры? Нет, поскольку стороны уже зафиксировали свои намерения в первоначальном договоре и действуют в его рамках.
Поэтому считаем, такая ситуация (один договор, выплата частями) не должна вызвать абсолютно никаких проблем.
Полезным «дробление» платежа может стать для обхода тех же наличных ограничений.*
В нашем случае имеем дело с 50-тысячным ограничением (по расчетам между субъектами хозяйствования и обычными физлицами)*.
* Детали найдете в статье «Кассовые операции «по-новому»: пробежка по изменениям» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 3).
К слову, со вступлением в силу нового Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине**, в этом вопросе фактически ничего не изменилось.
** Утверждено постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148. Знакомству с этим документом были посвящены статьи «Кассовые операции «по-новому»: пробежка по изменениям» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 3); «Кассовые операции у предпринимателя: что нового?» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 4) и «Кассовые операции «по-новому»: углубляемся в подробности» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 5).
И ранее финпомощь под указанное ограничение, по мнению главного налогового ведомства, подпадала, и сейчас причин для изменения позиции не усматривается. Пока ГФСУ для решения этого вопроса советует плательщикам обращаться к НБУ как к разработчику Положения.