Казалось бы, что может быть проще исправления ошибок в первичном документе? Но если говорим о товарно-транспортной накладной*, то есть ряд нюансов, которые обязательно нужно учесть.
* Интересную подборку вопросов о товарно-транспортных накладных мы предоставляли вашему вниманию в статье «ТТН-вопросы: ни конца, ни края» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 12).
Вы прекрасно знаете, что заказчик (грузоотправитель) выписывает ТТН на перевозку грузов автомобильным транспортом в количестве не менее четырех экземпляров (согласно п. 11.4 Правил № 363**). При этом лишь один из них (первый) остается у заказчика. Второй же экземпляр передается грузополучателю, третий и четвертый — перевозчику.
Поскольку ошибка «просочилась» в каждый экземпляр ТТН, то и исправить, по-хорошему, нужно их все. Потому едва ли не самая главная трудность — получить обратно все эти документы, после чего опять доставить их перевозчику и грузополучателю. Или, по крайней мере, уведомить их о том, что перевозка осуществлялась другим автомобилем, нежели был указан в ТТН.
Требования гл. 11 Правил № 363 однозначно намекают на то, что ТТН выписывают в бумажном виде*** (в том числе потому, что грузополучателю ТТН передает водитель или экспедитор).
*** Убеждает нас в этом и п. 1 Перечня документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденного постановлением КМУ от 25.02.2009 г. № 207, согласно которому наличие ТТН обязательно для водителя юридического лица или физического лица — предпринимателя, осуществляющего грузовые перевозки на договорных условиях.
Что касается самой техники исправления, то здесь особых проблем возникнуть не должно. Регулирует этот вопрос разд. 4 Положения № 88****.
Из предложенных п. 4.2 Положения способов для описанной в преамбуле ситуации подойдет лишь корректурный. При его использовании неправильный текст или цифры зачеркиваются и над зачеркнутым надписывается правильный текст или цифры. При этом зачеркивание осуществляется одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное. Исправление ошибки должно быть обусловлено надписью «виправлено» и подтверждено подписями лиц, которые подписали этот документ, с указанием даты исправления.
Также отметим, что ситуация, когда груз именно перегружался из одного автомобиля в другой (к примеру, если первый поломался), прямо предусмотрена п. 11.9 Правил № 363. В таком случае составляется акт произвольной формы с рядом обязательных реквизитов. Об этом обязательно должны указать в ТТН.