Общее о бенефициарах. Какой «фурор» в свое время произвела тема внесения данных о конечных выгодополучателях в данные ЕГР, напоминать, полагаем, не стоит1. Много воды утекло с тех пор, но обязанность сообщать госрегистратору о бенефициарах2 никуда не делась. Закреплена она ст. 641 ХКУ.
1 Если хотите провести экскурс в историю , поднимите статьи «Не забудьте внести в ЕГР своего выгодополучателя» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 18-19), «Шло 25 мая, в очереди я был 531-м… Что будет, если не успеть подать форму 4 (бенефициары)?» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 21) и «Могут же, когда захотят… срок подачи формы 4 продлили» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 22).
2 Так, с вашего позволения, далее будем называть конечных бенефициарных собственников (контролеров).
Она гласит: предприятия, кроме государственных и коммунальных предприятий, обязаны устанавливать своего конечного бенефициарного собственника (контролера), регулярно обновлять и хранить информацию о нем и предоставлять ее государственному регистратору в случаях и в объеме, предусмотренных законом.
Что касается Закона № 7553, то со времен баталий , имевших место в связи с внесением данных о бенефициарах в ЕГР, он был коренным образом изменен. Об обязанности вносить информацию о бенефициарах свидетельствует тот факт, что согласно п. 9 ч. 2 ст. 9 этого Закона в ЕГР должны содержаться, в частности, такие сведения о юрлице4, как информация о его бенефициаре, в том числе бенефициаре его учредителя, если учредитель — юрлицо.
4 Кроме государственных органов и органов местного самоуправления — юридических лиц.
Не касается обязанность сообщать о своих бенефициарах целого ряда юрлиц, перечисленных в п. 9 ч. 2 ст. 9 Закона № 755 (общественных формирований, адвокатских объединений, ОСМД и т. д.).
Такая информация включает: (1) Ф. И. О. (отчество — при наличии), (2) дату рождения, (3) страну гражданства, (4) серию и номер паспорта гражданина Украины или паспортного документа иностранца, (5) место проживания, (6) регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при наличии), (7) дату рождения, а также (8) полное наименование и идентификационный код (для резидента) учредителя юрлица, в котором это лицо является бенефициаром.
Но есть важная деталь! Если учредителями юрлица являются исключительно физические лица, являющиеся бенефициарными собственниками (контролерами) юридического лица, то информация о конечном бенефициарном собственнике (контролере) юридического лица не подается.
Но если не все физлица-учредители являются бенефициарами, информацию подать нужно, сообщив лишь о тех учредителях, которые к тому же являются бенефициарами.
В нашем случае среди учредителей вообще числятся юрлица, поэтому разбираемся дальше.
Who is who? Чтобы понять, кто из физлиц-учредителей (или учредителей юрлиц-учредителей и далее по цепочке) является бенефициаром, заглянем в определение этого понятия из п. 20 ч. 1 ст. 1 Закона № 17025.
Бенефициар — это физлицо, которое соответствует хотя бы одному из двух следующих признаков.
Признак 1: такое физлицо независимо от формального владения имеет возможность оказывать решающее влияние на управление/хозяйственную деятельность юрлица (непосредственно или через других лиц), которое осуществляется, в частности, путем реализации права:
— владения или пользования всеми активами или их значительной частью;
— решающего влияния на формирование состава (похоже, имеется в виду состав органов управления юрлица), результаты голосования, а также совершение сделок, которые предоставляют возможность определять условия хозяйственной деятельности;
— давать обязательные к исполнению указания или выполнять функции органа управления.
Признак 2: такое физлицо имеет возможность оказывать влияние путем прямого или опосредованного (через другое физ- или юрлицо) владения самостоятельно или совместно со связанными физ- и/или юрлицами долей в юридическом лице в размере 25 или более процентов уставного капитала/прав голоса в юрлице.
При этом бенефициаром не может быть лицо, имеющее формальное право на 25 или более процентов уставного капитала / прав голоса в юрлице, но являющееся агентом, номинальным держателем (номинальным владельцем) или только посредником относительно такого права.
То есть бенефициары — это в общем случае учредители, участники и/или собственники. А вот директора, члены правления (иных органов управления) бенефициарами не являются, если не могут оказывать влияние на предприятие в указанных выше формах.
Бенефициарами могут быть как резиденты, так и нерезиденты.
Часто бенефициаров бывает несколько. В таком случае в ЕГР должна быть информация о каждом из них.
Чтобы было проще определить бенефициаров, важно понимать, что это всегда физлицо/физлица, реально (а не формально) владеющее или управляющее предприятием. При прозрачной структуре собственности проблем с определением бенефициаров не должно возникать. Но иногда даже сами должностные лица предприятия не знают, кто является их бенефициаром , что связано с непрозрачной структурой собственности.
Собственно, даже штрафы, предусмотренные ст. 16611 КУоАП, не всегда пугают реальных собственников предприятий, не желающих «светиться» в ЕГР.
Штраф в размере от 5100 до 8500 грн. на директора юрлица или на лицо, уполномоченное действовать от имени юрлица (исполнительного органа).
Тем более, что такая информация может попасть в руки конкурентов или других нежелательных пользователей. Но давайте уже перейдем к главному вопросу нашей статьи.
Изменение в составе бенефициаров юрлица-учредителя. Именно этот вопрос (см. преамбулу) стал поводом для написания статьи.
Так вот, как мы уже выяснили, предприятия обязаны не только устанавливать своего бенефициара, но и регулярно обновлять информацию о нем и предоставлять ее государственному регистратору в случаях и в объеме, предусмотренных законом.
Сведения о бенефициарах содержатся в ЕГР, соответственно изменение этих сведений должно иметь следствием внесение соответствующих изменений в ЕГР. При этом предоставлять госрегистратору нужно в том числе обновленную информацию о бенефициаре(ах) своего учредителя-юрлица (если в составе его бенефициаров произошли изменения).
По логике Закона № 755, если учредителем предприятия является юрлицо, то в ЕГР нужно вносить (актуализировать) данные и о бенефициарах этого юрлица независимо от размера его доли в уставном капитале интересующего нас предприятия.
Таким образом, если у учредителя-юрлица конечных бенефициаров стало 2 вместо 1, то предприятию формально нужно зарегистрировать соответствующие изменения.
В принципе, все этого неплохо «ложилось» на старую форму 3 «Заява про державну реєстрацію змін до відомостей про юридичну особу, що містяться в Єдиному державному реєстрі юридичних осіб, фізичних осіб — підприємців та громадських формувань»6.
Но вот после последних изменений, задевших в том числе эту форму7, остается больше вопросов, чем ответов. Такой причины, как изменение состава бенефициаров, в принципе, нет в перечне причин для подачи заявления .
7 Утверждены приказом Минюста от 29.08.2018 г. № 2824/5.
Мало того, видим уже совершенно другой подход к определению конечных бенефициаров. По сути, игнорируется принцип Закона № 755, что по учредителю-юрлицу в любом случае показываем его конечных бенефициаров. В случае с учредителем-юрлицом нужно ориентироваться на опосредованное бенефициарное владение долей в интересующем нас юрлице 25 и более процентов.
Получается, если доля учредителя-юрлица меньше 25 %, информацию о его бенефициарах формально вообще можно не приводить?
В связи с этим даже не до конца понятно, как предприятию внести соответствующие изменения в ЕГР. С соответствующим запросом, очевидно, лучше обратиться к госрегистратору.
Опять же админштраф, предусмотренный ст. 16611 КУоАП, может быть наложен лишь в случае неподачи юрлицом госрегистратору информации о его бенефициаре(ах), предусмотренной Законом № 755 (ср. ).
Соответственно, если такую информацию уже внесли в ЕГР, но не актуализировали (четких сроков для такой актуализации, к слову, нет), оснований для наложения этого штрафа, считаем, нет.