Темы статей
Выбрать темы

Все ли деньги «грязные», или О финансовом мониторинге «крупных» платежей

Мирошниченко Виталина, налоговый эксперт
Сегодня мы поговорим о тех субъектах хозяйствования, которые проводят платежи в крупных размерах. Какой размер платежа считается настолько крупным, что банк им заинтересуется и станет его проверять? Будет ли он сообщать об этих платежах налоговикам? В чем заключается проверка платежа (финмониторинг)? И чем это чревато? Об этом вы узнаете прямо сейчас.

Виды финмониторинга. С какой целью банки проводят финмониторинг? К этому их обязывает Закон № 1702*, чтобы воспрепятствовать субъектам хозяйствования проводить незаконные операции, в частности по финансированию терроризма и по отмыванию «грязных» денег.

* Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 14.10.2014 г. № 1702-VII.

При этом существуют два вида финмониторинга:

обязательный: условия, при которых он проводится, — стандартные, они прописаны в Законе № 1702;

внутренний: условия, при которых он проводится, определяются самим банком, поэтому в разных банках они могут отличаться.

Когда банк обратит внимание? Итак, допустим, мы имеем дело с самой обычной операцией по продаже товара (работ, услуг) внутри Украины на крупную сумму. Столкнемся ли мы с более пристальным вниманием банка? Не всегда img 1.

Во-первых, обязательный финмониторинг касается операций, при которых разовый платеж ≥ 150 тыс. грн.

Но учтите, что для внутреннего мониторинга банки могут установить и более низкий порог, т. е. они могут заинтересоваться и менее «крупной» операцией.

Во-вторых, финмониторинг проводится, только если операция равна или превышает 150 тыс. грн. и одновременно является «подозрительной». Все случаи «подозрительности» перечислены в ст. 15 Закона № 1702. Из того, что может касаться, скажем, обычных субъектов хозяйствования, можно выделить:

— операции с наличными (внесение, перевод, получение денег);

— если расчет по финансовой операции происходит в наличной форме;

— деньги поступают на текущий счет или списываются с текущего счета юрлица или предпринимателя, со дня госрегистрации которых не прошло 3 месяцев;

— деньги поступают на текущий счет счет или списываются с текущего счета, по которым еще не осуществлялись операции со дня их (счетов) открытия;

— деньги переводятся за границу по ВЭД-контрактам, кроме договоров, которые предусматривают фактическую поставку товаров в Украину. При этом согласно разъяснениям НБУ «фактической поставкой товаров на таможенную территорию Украины являются действия, связанные с обеспечением поставки на таможенную территорию Украины товаров, которые являются движимыми вещами в значении Таможенного кодекса Украины» (письмо НБУ от 15.04.2015 г. № 25-02002/24990).

Также обратите внимание на Перечень лиц, к которым применяются санкции**. Не находится ли под санкциями ваш партнер или банк вашего партнера;

** Утвержден Указом Президента Украины «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)» от 15.05.2017 г. № 133/2017.

— осуществление операций с векселями (кроме финансовых казначейских векселей), ордерными ценными бумагами;

— если вы получаете или переводите деньги неприбыльной организации;

— осуществление финопераций по договорам, в которых не установлена форма расчетов;

получение (уплата, перевод) страхового или перестраховочного платежа (кроме ЕСВ);

— проведение страховой или перестраховочной выплаты или выплаты выкупной суммы, кроме зачисления или списания средств на/со счета (счетов) государственных внебюджетных фондов;

предоставление кредитных средств лицу, являющемуся членом небанковской кредитной организации, в один и тот же день два раза и более при условии, что общая сумма финансовых операций равна или превышает 150 тыс. грн.;

— финоперации лиц, в отношении которых установлен высокий риск и т. д.

Таким образом, мы видим, что в общем случае, если вы работаете более 3 месяцев и при этом получаете/отправляете платеж в сумме 150 тыс. грн. в рамках вашей обычной деятельности (т. е. назначение платежа не выбивается из общей картины и вписывается в ваши обычные КВЭДы), причем платеж проходит по безналу, в пределах Украины и не предназначен для неприбыльной организации, то банк не будет проводить обязательный финмониторинг этой операции img 2.

Но, как мы уже говорили, банк может заинтересоваться вашей операцией даже в том случае, если она меньше 150 тыс. грн img 3. Речь идет о внутреннем финансовом мониторинге (ст. 16 Закона № 1702).

Чтобы понять, когда это происходит и как, нужно понимать, в чем заключается суть финмониторинга.

Как проходит финмониторинг? Суть финмониторинга заключается, в частности, в идентификации и верификации клиентов, в обязательной подаче отчетов по таким операциям в Госфинмониторинг (п. 29 ч. 1 ст. 1 Закона № 1702).

Налоговикам банки не отчитываются! Информацию о наличии у лиц банковских счетов налоговикам банки предоставляют по их письменному требованию. Другую информацию — по решению суда (ст. 62 Закона № 2121***).

*** Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-III.

Порядок об осуществлении банками финмониторинга прописан в Положении № 417****. Основные составляющие финмониторинга — идентификация и верификация, т. е. проверка того, кто осуществляет финоперацию. Ничего особо страшного в этой проверке нет, так как при открытии счета в банке любой субъект хозяйствования обязательно проходит этот этап.

**** Положение об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденное постановлением правления НБУ от 26.06.2015 г. № 417.

Идентификация проводится не только, когда операция подлежит финмониторингу (обязательному или внутреннему), но и в других случаях (п. 3 ст. 9 Закона № 1702). Например, если у работника банка возникают подозрения относительно достоверности или полноты полученной от клиента информации. Разумеется, регулярно повторяющиеся операции, не связанные с вашей хоздеятельностью и не имеющие экономического смысла, вполне могут быть подвергнуты углубленной проверке (п. 72 Положения № 417). По таким операциям банк может запросить дополнительные документы для оценки вашего финсостояния и проверки источников поступления средств.

«Особое внимание» банков должно быть нацелено на рисковых клиентов. Причем критерии риска опять же определяет сам банк (к примеру, это может быть: частая смена видов деятельности, предоставление финпомощи, переуступка долга, миллионные операции с наличкой при нулевом остатке на конец дня, много операций по карточным счетам и т. д. — письмо НБУ от 26.05.2017 г. № 25-0008/37888). При этом НБУ призвал банки не третировать клиентов, которые осуществляют финоперации в размерах, соответствующих их финсостоянию, давно сотрудничают с банком, не имеют подозрений и/или имеют счета для получения зарплаты, пенсионных и соцвыплат (письмо НБУ от 25.06.2018 г. № 25-0008/34922).

Таким образом, даже если вы будете проводить значительные финоперации, но они соответствуют вашей обычной деятельности и финсостоянию, и вы давно сотрудничаете с банком, то финмонитвопросов к вам со стороны банка, по логике, быть не должно img 4.

Может ли финмониторинг задержать платеж? Как бы то ни было, но никто не застрахован от того, что работнику банка именно ваша операция покажется подозрительной и он поставит ее «на контроль», т. е. финмониторинг. Чем это чревато для плательщика и получателя средств?

В основном — задержкой платежа. Банк может приостановить операцию на 2 рабочих дня со дня приостановки (включительно). При этом банк сообщит об этой операции в Госфинмониторинг (ст. 17 Закона № 1702).

Далее Госфинмониторинг может либо приостановить эту операцию на срок до 5 рабочих дней, либо не отреагировать на нее, и тогда банк возобновляет финоперацию. Если же Госфинмониторинг остановит операцию, но не обнаружит в ней признаки отмывания «грязных» денег, он обязан мгновенно аннулировать это решение — и уже на следующий день банк обязан провести платеж.

Максимальный срок приостановки финоперации не должен превышать 30 рабочих дней.

При этом не стоит игнорировать просьбы банка о дополнительных документах для финмониторинга. Так как в противном случае он может вообще отказаться от проведения финоперации (ст. 10 Закона № 1702). Впрочем, отказ от проведения операции, подлежащей финмониторингу, — это в любом случае право банка img 5 (ст. 10 Закона № 1702). Но если вы уверены, что у вас «все чисто», просто обратитесь в другой банк, ведь единых правил, как вы уже поняли, в этой сфере нет img 6.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше