В чем проблема?
В справочнике номенклатур, который создан и используется предприятием, есть определенный товар. При этом от разных поставщиков приходит аналогичный по своим характеристикам товар, но с отличающимися наименованиями — в расходных документах контрагентов он называется по-другому.
Если приходовать товар под наименованием поставщика, то придется открывать для него отдельную номенклатуру, т. е. учитывать одно и то же под своим названием. Это, с одной стороны, затруднит поиск товара из-за неоправданного увеличения номенклатурных позиций. А с другой — может привести, например, к появлению в учете несуществующих на самом деле излишков и недостач. Ведь надо будет внимательно следить, чтобы товар был продан точно под тем названием, под которым его купили и теперь он числится в учете.
Еще ситуация. В инвойсе приобретенный у нерезидента товар указан на русском/английском языке. Предприятие намерено продавать его дальше на украинском. Допустим, в инвойсе название товара — «кофе», а будут реализовывать его как «каву».
Можно ли самим перевести иностранное название? Принципиальны ли вообще различия в наименованиях?
Наименование товара в НН
Фискалы настаивают на том, чтобы наименование товара в гр. 2 НН :
1) соответствовало формулировке в первичных документах, которыми сопровождается его поставка, и
2) не содержало других данных.
Номенклатура товаров, как и код товара согласно УКТ ВЭД, возведена в ранг обязательных реквизитов НН (пп. «е» и «і» п. 201.1 НКУ).
Кроме того, по мнению налоговиков, данные о товаре (включая импортный) в номенклатурной гр. 2 НН должны соответствовать документам (ЗІР 101.16):
— подтверждающим приобретение этого товара продавцом;
— на всех этапах поставки до конечного потребителя.
Заметьте! Ключевое слово здесь «соответствовать». Фискалы не обязывают «буква в букву» повторять наименование купленного и затем проданного товара. Они лишь твердят о «соответствии» номенклатуры «покупной» первичке. О дословном переписывании речи не идет. А о связи «продажной» номенклатуры с «покупной» никто и не спорит. Ведь «продажная» номенклатура базируется на «покупной». Поэтому, считаем, не обязательно переносить в НН входные формулировки наименований слово в слово. Вполне достаточно сохранять главные идентифицирующие признаки номенклатуры товаров на всех дальнейших этапах их поставки (и, разумеется, наследовать коды УКТ ВЭД).
Собственно, ни НКУ, ни Порядок № 1307* не требуют по всей цепочке продаж один в один повторять номенклатуру товаров. Да и определения номенклатуры они не дают.
* Порядок заполнения НН, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307.
Эти нормативы устанавливают лишь, что номенклатура товаров — обязательный реквизит НН. А значит, гр. 2 НН должна быть непременно заполнена.
Выходит, «продажную» номенклатуру плательщик вправе обозначить самостоятельно. Причем ее формулировки могут отличаться от «покупной». Поскольку НН выписывают на основе «продажной» первички, то номенклатура в гр. 2 должна соответствовать формулировке именно таких расходных товаросопроводительных документов. То есть в гр. 2 НН переходит номенклатура из отгрузочной первички. На этом же акцентируют внимание налоговики.
В общем, если «входную» номенклатуру несколько изменили (обобщили/расписали/переставили слова), то критичного ничего нет — это ваше право. В этом даже, повторим, может возникнуть необходимость. К примеру, одинаковый товар приходит от поставщиков с разными наименованиями. Вы же намерены его учесть под собственным наименованием. Тогда товар лучше переименовать еще при оприходовании, чтобы весь разнобой входной номенклатуры свести в одну учетную позицию и продавать/использовать в производстве уже с единообразным наименованием.
С тем, что порядок оприходования отличающихся номенклатур одного и того же товара, полученного от разных поставщиков, — сугубо бухучетный вопрос, соглашаются и фискалы (см. письмо ГФСУ от 05.07.2018 г. № 2979/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).
Что «думает» бухучет?
По требованиям ст. 9 Закона о бухучете** обязательными реквизитами первичного документа являются содержание, объем и единица измерения хозяйственной операции. Для товаров — это соответственно их наименование, количество и единица измерения. То есть поставщик в сопроводительных документах на товар должен четко указать его наименование.
** Закон Украины «О бухучете и финотчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.
Но обязан ли покупатель отражать «входное» наименование в первичных документах, сопровождающих товар от приемки до реализации/использования в производстве?
Прямого разрешения присваивать поступающим товарам принятое на предприятии унифицированное наименование бухучетная нормативка не содержит.
Но! Согласно ч. 5 ст. 8 Закона о бухучете систему учетных регистров, способ регистрации и обобщения информации в них предприятие устанавливает самостоятельно с учетом особенностей своей деятельности. При этом распорядительным документом определяют (п. 1.4 Методрекомендаций № 2***):
*** Методрекомендации о бухучете запасов, утвержденные приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2.
— правила документооборота и технологию обработки учетных данных;
— порядок аналитического учета запасов;
— порядок контроля за движением запасов и ответственность должностных лиц;
— единицу натурального измерения запасов для каждой бухучетной единицы (наименование или однородная группа/вид — п. 7 П(С)БУ 9 «Запасы»).
Получается, присваивать приобретаемым товарам собственные наименования — всецело в полномочиях предприятия. Это не противоречит правилам бухучета. Ведь вопросы организации бухучета на предприятии отнесены к компетенции его руководства (см. письмо ГФСУ от 29.06.2017 г. № 873/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).
Переименовав товар, вы ничего не нарушите.
Главное, чтобы закрепленные наименования соответствовали действительности и позволяли однозначно идентифицировать товар как тот же, который указан в документах вашего поставщика.
Фискалы даже не против объединения в однородные группы товаров с разными наименованиями, которые подпадают под определения идентичных (п.п. 14.1.80 НКУ) или однородных (п.п. 14.1.131 НКУ). Ссылаются при этом они на п. 7 П(С)БУ 9. Причем эту возможность налоговики советуют оговорить в приказе об учетной политике. Однако соглашаются с возможностью создания этой однородности, если изменение наименования товара не приведет к изменению кода УКТ ВЭД (см. письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 07.06.2018 г. № 2521/ІПК/26-15-12-03-11).
То есть для целей ведения бухучета и составления финотчетности в вопросе переименования товара вы можете поступать как заблагорассудится.
Как переназвать товар?
Какие действия предпринять, дабы переименовать товар при несовпадении входного наименования с учетным?
Для этого первым делом закрепите приказом руководителя возможность учета товаров под наименованиями из утвержденной внутренней номенклатуры.
Можно также разработать и утвердить таблицу соответствия каждого приведенного там наименования тем названиям, которые используют для этой позиции ваши поставщики.
При получении товара не с «вашим» наименованием составьте акт приемки (оформляют при расхождениях, а в данном случае — при несовпадении по наименованию). В нем оговорите, что поступивший от поставщика товар «такой-то» в учете будет именоваться как товар «этакий». Словом, что товар все тот же, только к учету вы его принимаете под другим наименованием. После чего приходуете такой товар. И уже дальше при его выбытии указываете в «продажных» документах (в расходной накладной с НН) с таким своим переиначенным наименованием. Ведь, как мы выяснили, в исходящей НН номенклатура должна соответствовать формулировкам в первичных документах, которые сопровождают поставку товаров. Оформив упомянутый акт приемки, по факту вы сведете весь идентичный товар в одну номенклатурную позицию.
Все эти нехитрые шаги (утверждение внутренней номенклатуры и таблицы соответствия наименований, оформление акта приемки) позволят документально подтвердить, что получен, а затем продан/отпущен в производство один и тот же товар.
Соответственно у фискалов не возникнет подозрения, что речь идет о разных товарах. Придраться им будет не к чему.
Впрочем, входную номенклатуру можете оставить, какой пришла, и не переименовывать. Тогда учтите! В учете товары с одинаковым кодом УКТ ВЭД будут иметь разные наименования. Их потом придется вносить и в первичку на поставку, и в НН (см. письмо ГФСУ от 01.06.2018 г. № 2411/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). А это значит, что под одним и тем же кодом УКТ ВЭД в вашей НН может фигурировать множество разных наименований конкретного вида товаров — как электролампочек (код УКТ ВЭД 9405), так и эмалей (код УКТ ВЭД 3208).
Так что вопрос, преобразовывать номенклатуру (что-то сокращать, добавлять, переставлять) или нет, находится в компетенции предприятия. Любой подход имеет право на жизнь.
Расхождение в описании (номенклатуре) товаров на входе и на выходе (при сохранении кодов УКТ ВЭД) — само по себе не повод для блокировки НН (см. письмо ГФСУ от 05.07.2018 г. № 2979/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).
Учтите единственное! Если впоследствии придется вернуть товары продавцу, то в возвратной накладной нужно будет указать то их наименование, которое фигурировало изначально во входной накладной от поставщика. Последний, в свою очередь, к «продажной» НН выпишет расчет корректировки (РК) с номенклатурой точь-в-точь какой она была в НН (без лишних слов, символов, пробелов и т. п.). Так что в РК номенклатуру он перенесет буква в букву как было в НН.
Наименование из ТД или из инвойса?
Откуда брать наименование для оприходования импортного товара — из таможенной декларации (ТД) или из инвойса?
Смуту внесли специалисты ГУ ГФС в г. Киеве. В своих письмах от 17.08.2018 г. № 3568/ІПК/26-15-14-08-28 и от 31.03.2017 г. № 6964/10/26-15-14-05-04-22 они заявили, что номенклатура импортного товара должна соответствовать сведениям, указанным в ТД.
Мы же такой подход налоговиков считаем неправильным. Документом для оприходования импортного товара будет не ТД, а товарно-транспортная накладная, международная товарно-транспортная накладная (CMR), железнодорожная накладная (ЦИМ, СМГС или ЦИМ/СМГС), коносамент, авиагрузовая накладная (Air Waybill), инвойс и т. д.
ТД — это тоже первичный документ. Но предназначена она совершенно для других целей. Как говорит Минфин в письме от 23.01.2013 г. № 31-08410-07-16/2073, ТД фиксирует хозоперацию по приему предприятием обязательства в сумме начисленных таможенных платежей.
То есть номенклатуру берем из инвойса, а не из ТД. При этом считаем, что предприятие само вправе перевести наименование товара на украинский язык с иностранного.
Указывать номенклатуру в НН на украинском языке очень важно, так как налоговики допускают иностранный язык только в случае невозможности перевода наименования товара или торговой марки. Только при таких обстоятельствах можно указывать номенклатуру в виде аббревиатуры без перевода (см. ЗІР 101.16).
Также на помощь можно призвать старенькую, но в этой части не утратившую актуальность ОНК № 127****. В ответе на вопрос 8 о языке в НН фискалы предлагают учитывать наименование различных товаров согласно классификации по УКТ ВЭД. Так, например, при поставке печатной продукции названием товара будет «Книга», «Брошюра» или «Журнал», а не название печатного произведения или имя его автора.
**** Обобщающая налоговая консультация, утвержденная приказом ГНСУ от 16.02.2012 г. № 127.
Еще раз заметьте! При дальнейшей продаже импортированного товара его описание (номенклатура) в НН должно соответствовать наименованию, указанному в первичке на отгрузку.
Так что самое главное — соблюдать однообразное «сквозное» наименование товара в учете самого предприятия!