Проблема, ставшая поводом для написания данного материала, следует из единственной нормы, существующей уже давно (п. 291.6 НКУ), — плательщики единого налога (ЕН) групп 1 — 3 должны осуществлять расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) исключительно в денежной форме (наличной и/или безналичной). Данная норма часто выступает причиной споров с налоговиками (векселя, зачеты и прочее), и сегодня ГФС в очередной раз использовала ее как инструмент для наполнения бюджета.
Здесь важно понимать, что нарушение правила об исключительно денежной форме расчета чревато:
— применением ставки ЕН 15 % для плательщиков ЕН — ФЛП / двойной ставки ЕН для плательщиков ЕН — юрлиц к доходу, «полученному при применении другого способа расчета» (п.п. 3 п. 293.4 НКУ и п.п. 2 п. 293.5 НКУ соответственно);
— «слетом» с ЕН (п.п. 4 п.п. 298.2.3 НКУ).
То есть последствия более чем…
Так вот, комментируемое письмо дает понять, что, по мнению ГФС1, расчеты с использованием системы LiqPay являются расчетами с использованием электронных денег2. На этом основании контролеры делают вывод, что подобные расчеты не удовлетворяют указанному выше условию о денежных расчетах, и поэтому они для единоналожников под запретом.
1 См. письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 20.12.2018 г. № 5313/ІПК/26-15-13-06-09.
2 Об агрессивном настрое налоговиков в отношении применения единоналожниками электронных денег вы знаете, в частности, из материала «За какие расчеты единоналожник может «слететь» с упрощенки?» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 16).
Причем заметим, что хотя письмо касалось только предпринимателей, данная позиция ГФС касается всех единоналожников групп 1 — 3 — как предпринимателей, так и юридических лиц.
Что касается 4 группы единого налога (сельскохозяйственные производители), то их данное ограничение не касается. Счастливчики…
Для налоговиков это достаточно смелое заявление — особенно если учесть численность торговцев на едином налоге, которые используют LiqPay (в частности, путем размещения на своих сайтах продаж соответствующего интерфейса). Но насколько подход ГФС законный?
Здесь нужно вспомнить несколько законодательных тезисов, после которых ответ на этот вопрос станет очевидным:
— электронные деньги — это единицы стоимости, которые хранятся на электронном устройстве, принимаются как средство платежа иными лицами, нежели лицо, которое их выпускает, и являются денежным обязательством этого лица, которое выполняется в наличной или безналичной форме (п. 15.1 Закона № 23463);
3 Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III.
— выпуск электронных денег может осуществлять исключительно банк (п. 15.1 Закона № 2346). При этом такой банк обязан согласовать правила их использования с НБУ (п. 15.2 Закона № 2346). Кроме того, НБУ размещает сведения о согласовании правил использования электронных денег на своем официальном сайте (п. 6 разд. 6 Положения об электронных деньгах в Украине4, далее — Положение);
4 Утвержденное постановлением Правления НБУ от 04.11.2010 г. № 481.
— субъект хозяйствования, принимающий электронные деньги как оплату за товары, работы, услуги, имеет право использовать их исключительно для обмена на безналичные средства или возвращать пользователям в случае возвратов, установленных Законом о защите прав потребителей (п. 15.1 Закона № 2346). При этом заметим, что в таком случае у него должен иметься договор с эмитентом или агентом по расчетам, предусматривающий возможность расчета электронными деньгами (п. 1.3 разд. 1 Положения);
— сумма электронных денег на электронном устройстве, которое не может пополняться, не должна превышать 4000 грн., а которое может пополняться, — 14000 грн. (п. 2.4 разд. 2 Положения).
Система LiqPay относится к ПАО «Приватбанк». При этом он согласно данным на сайте НБУ вправе эмитировать электронные деньги5. Вместе с тем о том, что LiqPay имеет какое-либо отношение к электронным деньгам, на сайте НБУ или в других официальных источниках ничего не сказано. Более того, по факту данная система представляет собой лишь набор программных решений, которые упрощают расчеты за товары (работы, услуги). Но сами расчеты за товары (работы, услуги) происходят в безналичной форме — предприятие/предприниматель получает денежные средства на свой текущий счет, который подвязан к его сайту через LiqPay. Таким образом, о расчетах за проданный товар (работу, услугу) электронными деньгами речь не идет!
5 https://bank.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=66296&cat_id=66292.
В теории покупатель может рассчитаться за товар/работу/услугу со своего электронного кошелька LiqPay. Но и в этом случае предприятие/предприниматель все равно получит оплату исключительно в денежных средствах и на свой счет.
Так что условие о денежных расчетах соблюдается и в этом случае.
Более того, в этом случае не соблюдаются также иные условия из Положения, упомянутые выше (договор с эмитентом об использовании электронных денег не заключается, суммовые лимиты на расчеты электронными деньгами не применяются и т. п.).
Учитывая вышеизложенное, налоговики явно поспешили с выводами или же, чего мы также не исключаем, они просто прощупывали почву.
Недаром письмо было издано не ГФСУ, а ГУ ГФС в г. Киеве. Ведь его будет легче отозвать «малой кровью», сославшись на ошибочность позиции местных налоговиков.