Все новое — это хорошо забытое старое. Возможно, кто-то еще помнит «баталии» 2004 года, когда масс-старт «охоты» на «ненастоящих» ФЛП был дан новым Законом о налоге с доходов физических лиц (конкретно его п. 1.8). Благо инициативу эту в спешном порядке «похоронили». В том же 2004 году.
Сейчас 2019 год. Видим нечто похожее. При этом «сети забрасывают» и на ФЛП, и на обычных физлиц — ГПДшников.
Речь идет о законопроекте Минсоцполитики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления защиты прав работников и противодействия применению незадекларированного труда». Он обнародован на сайте министерства (https://www.msp.gov.ua/projects/401/) и пока что находится на стадии общественного обсуждения — оно продлится до 8 марта.
Ни в правительстве, ни в парламенте этого документа еще нет.
В чем же «фишки» законопроекта?
Минсоцполитики предлагает на законодательном уровне (конкретно в КЗоТ) закрепить перечень признаков, которые будут свидетельствовать о наличии трудовых отношений. Всего их 7:
1) периодически (2 и более раз) лицу выплачивается вознаграждение за выполненные работы (предоставленные услуги). При этом форма вознаграждения (денежная или натуральная) значения не имеет;
Какой период хотят принимать во внимание, не уточняется .
2) физлицо лично выполняет работы (предоставляет услуги) по конкретной квалификации, профессии, должности по поручению и под контролем заказчика или уполномоченного им лица;
3) вознаграждение за выполняемую работу (предоставляемую услугу) является единственным источником дохода физлица или составляет 75 % и более его дохода в течение последних 6 месяцев;
Имеется в виду вознаграждение от конкретного заказчика, договор с которым попал «в поле зрения» контролеров.
4) физлицо выполняет работу (предоставляет услуги) на рабочем месте, определенном заказчиком, с соблюдением правил внутреннего трудового распорядка;
5) работы, которые выполняет физлицо, идентичны работам, выполняемым штатными сотрудниками работодателя;
6) заказчик работ обеспечивает организацию труда, в частности предоставляет оборудование, инструменты, материалы, сырье, рабочее место;
7) заказчик определяет продолжительность рабочего времени и времени отдыха работника.
Если есть хотя бы 3 (!) пункта из перечисленных, отношения будут квалифицированы как трудовые независимо от названия и вида договорных отношений, которые существуют между сторонами. По замыслу Минсоцполитики, полномочия определять факт наличия/отсутствия трудовых отношений должны быть переданы инспекторам Гоструда.
Государственная регуляторная служба Украины раскритиковала положения законопроекта и обратила внимание, в частности, на ст. 204 ГКУ. Эта статья устанавливает презумпцию правомерности сделки. То есть изначально договор считается правомерным. Стать недействительным он может лишь в том случае, если это прямо установлено законом или признано судом.
В то же время Минсоцполитики хочет, чтобы решение о переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые принимала Гоструда. Обратиться в суд «трудовики», конечно, могут, но это вовсе не обязательно.
Как показывает практика, даже при отсутствии законодательных норм, которые предлагает ввести Минсоцполитики, инспекторы труда часто пытаются перевести ГП-договоры в разряд трудовых. А принятие данного законопроекта еще больше развяжет им руки. И под эту гребенку могут попасть не только работники под маской ГПД, но и «реальные» ГПДшники (в т. ч. предприниматели).
Это не все новации законопроекта. В частности, он устанавливает, что ГП-договоры, которые предусматривают работу с тяжелыми, вредными условиями труда, условиями повышенного риска для здоровья, работу с повышенной опасностью или там, где есть потребность в профессиональном отборе, можно будет заключать только с лицами, имеющими предпринимательский статус.
Также планируется изменить подход к штрафам за использование труда физлиц без заключения трудового договора:
Вид нарушения | Размер штрафа (за каждого работника, в отношении которого выявлено нарушение) |
Выполнение физлицом работ (предоставление услуг) по ГП-договору, который фактически квалифицирован как трудовой | 30 МЗП* — если ЕСВ уплачивался в размере меньше минимального страхового взноса; 15 МЗП — если ЕСВ уплачивался в размере не менее минимального страхового взноса |
Оформление работника на неполное рабочее время в случае, если фактически работа выполняется полное рабочее время | 15 МЗП (сейчас — 30 МЗП) |
* Минимальная заработная плата, установленная законом на момент выявления нарушения.
В общем, час от часу не легче.
Следим за продвижением данной инициативы.