* Последние статьи на эту тему — «Эко-декларация за І квартал: разбираемся с особенностями» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 16) и «Заполнение СО2-приложения: новая версия» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 19).
За это время налоговики внесли ясность в некоторые вопросы, касающиеся выбросов СО2, которые могут быть интересными многим из вас, уважаемые читатели. Именно их мы и рассмотрим в этой статье.
Предельный срок подачи эко-декларации истекает в понедельник, 11 ноября. Уплатить отраженные в ней обязательства безопаснее не позднее вторника, 19 ноября**.
** Сами налоговики говорят именно о таком сроке уплаты налоговых обязательств (письмо ГФСУ от 16.01.2019 г. № 1422/7/99-99-12-03-04-17), хотя если предельный срок подачи налоговых деклараций определяется с учетом празднично-выходного переноса, то и предельный срок уплаты налоговых обязательств должен отсчитываться от такого срока (см. постановление ВСУ от 09.06.2015 г. по делу № 21-18а15).
«Сводная» эко-декларация по выбросам СО2: куда подавать? Напомним, откуда «растут ноги» у этого вопроса. В отличие от других выбросов, загрязняющих атмосферу, по которым приложение 1 к декларации эконалога подают по каждому источнику, по выбросам двуокиси углерода (СО2) налоговики рекомендовали подавать одно приложение по всем источникам. Только вот в какую налоговую подавать такое приложение, если стационарных источников несколько и они подконтрольны разным налоговым, они объяснили не сразу.
В ИНК от 04.04.2019 г. № 1438/6/99-99-12-02-03-15/ІПК ГФСУ дала добро на подачу «сводной» декларации для выбросов СО2 всеми источниками плательщика по налоговым обязательствам по эконалогу за выбросы диоксида по месту налоговой регистрации плательщика.
Речь шла о ситуации, когда выбросы загрязняющих веществ (в том числе диоксида углерода) осуществляли обособленные структурные подразделения плательщика.
В ИНК от 03.07.2019 г. № 3057/ІПК/28-10-27-01-11 ОКПН ГФСУ подтверждал такую позицию главного налогового ведомства.
Напомним, что согласно п.п. 250.1.2 НКУ декларацию за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения подают по месту размещения таких источников. Выходит, что выбросы СО2 — исключение из этого правила?
В ЗІР (категория 120.05) озвучено уже другое мнение по этому поводу . ГНСУ указывает, что плательщики эконалога декларируют налоговые обязательства за объемы выбросов двуокиси углерода, превышающих предельный объем, начиная с отчетного (налогового) периода, в котором достигнут предельный объем таких выбросов. Делают они это в отдельном приложении и подают в контролирующий(ие) орган(ы) по местонахождению стационарных источников загрязнения.
Такие разъяснения подхватили и областные управления. Так, в ИНК от 04.07.2019 г. № 3073/ІПК/16-31-12-03-19 полтавские налоговики говорили о возможности подачи отдельного приложения по выбросам СО2 в несколько контролирующих органов.
В ИНК-«близнецах» от 06.09.2019 г. № 48/6/99-00-04-04-03-15/ІПК и № 49/6/99-00-04-04-03-15/ІПК ГНСУ также тяготеет именно к позиции о подаче нескольких деклараций в разные контролирующие органы. В то же время, поскольку плательщик за І и ІІ кварталы 2019 года отчитывался по основному месту налогового учета, то ГНСУ позволила ему поступать так и далее… Но только до завершения отчетного налогового года .
Как видим, налоговики «путаются в показаниях» . На этом фоне очевидно допустимо подавать одну декларацию (с отдельным СО2-приложением 1) в части выбросов углекислого газа только по основному месту налогового учета плательщика. Но, учитывая последнее мнение налоговиков, похоже, что безопаснее подавать «сводное» приложение 1 во все налоговые по местонахождению источников загрязнения атмосферы.
Структурные подразделения не имеют права на уменьшение. Имеем в виду право уменьшить базу налогообложения эконалогом за выбросы двуокиси углерода на 500 т в год (согласно п. 242.4 НКУ).
Вряд ли следовало ожидать другого, но налоговики в один голос заявляют, что право на такое уменьшение имеет налогоплательщик в целом, а не его отдельные структурные подразделения. Не усматривается оснований распространения нормы п. 242.4 НКУ на обособленные структурные подразделения или отдельные источники.
Такие выводы озвучены в письме ГФСУ от 26.04.2019 г. № 13932/7/99-99-12-03-04-17 и более конкретно — в ряде ИНК***.
*** В частности, в ИНК ГФСУ от 10.05.2019 г. № 2061/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, от 16.05.2019 г. № 2203/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, от 30.05.2019 г. № 2476/6/99-99-12-02-03-15/ІПК и многих других ИНК.
Исправление, если не учли право на уменьшение. Не все «на лету» схватывают все законодательные новшества. Не исключение и экологический налог. В частности, то самое право на уменьшение базы обложения налогом на 500 т. Не все плательщики воспользовались этим правом, то есть начали рассчитывать и декларировать обязательства в части выбросов СО2 с первых же тонн . Как теперь им выйти из ситуации?
Налоговики указывают, что в таком случае плательщик может:
— подать в следующих налоговых (отчетных) периодах уточняющий расчет, где отразить верные данные (с учетом уменьшения базы налогообложения) или
— подать заявление-расчет и уведомить налоговую о соответствующем уменьшении объекта налогообложения для определения налоговых обязательств в любом следующем отчетном (налоговом) периоде.
Напомним: для того, чтобы не быть плательщиком налога в части выбросов СО2 или воспользоваться правом на уменьшение базы налогообложения, налоговики требуют подать заявление с приложением в форме расчета оценки инвентаризации объемов выбросов СО2 по всем источникам плательщика.
Такие выводы находим в ряде ИНК ГФСУ: от 05.07.2019 г. № 3120/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, от 10.07.2019 г. № 3181/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, от 12.07.2019 г. № 3229/6/99-99-12-02-03-15/ІПК и других.
Хотя, похоже, что уменьшить налоговые обязательства на основании одного только уточняющего расчета (без заявления-расчета) вряд ли получится.