Темы статей
Выбрать темы

Лицензионные news: на что обратить внимание?

Товстопят Юрий, налоговый эксперт
Есть Закон № 1391, анонсированный как способствующий «усовершенствованию действующего законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере лицензирования видов хозяйственной деятельности». Давайте обозначим грани этого усовершенствования, чтобы ими ненароком не порезаться.

1 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности» от 02.10.2019 г. № 139-IX.

Большинство норм Закона заработают с 18.12.2019 г. А с 18.04.2020 г. (т. е. через 6 месяцев со дня опубликования Закона) «побегут» изменения в Законе о рекламе2 (предусмотренные абз. 4 — 7 п.п. 1, п.п. 2 п. 4 разд. I Закона № 139), касающиеся рекламы объектов строительства.

2 Закон Украины «О рекламе» от 03.07.96 г. № 270/96-ВР.

Закон внесет изменения в КоАП и 13 других Законов3.

3 Кроме тех, на которых в статье остановимся чуть подробнее, это также законы «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» от 15.02.95 г. № 60/95-ВР, «О защите общественной морали» от 20.11.2003 г. № 1296-IV, «Об организации формирования и обращения кредитных историй» от 23.06.2005 г. № 2704-IV, «Об обращении со взрывчатыми материалами промышленного назначения» от 23.12.2004 г. № 2288-IV и др.

Логику изменений мы увидели в желании «повычищать» из других законов «отступления» от Закона о лицензировании4, плюс усовершенствовать собственно процесс лицензирования. Соответственно больше всего «пострадал» Закон о лицензировании (в него внесли больше всего правок).

4 Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222-VIII.

Так, досталось «эротическому» лицензированию из Закона о защите общественной морали, лицензированию деятельности Бюро кредитных историй из Закона об организации формирования и обращения кредитных историй, лицензированию деятельности протезно-ортопедических предприятий из Закона о реабилитации лиц с инвалидностью в Украине, лицензированию оптовой торговли ветеринарными препаратами из Закона о ветеринарной медицине (не касается производства ветпрепаратов). Упоминания о лицензировании этих видов деятельности «повычищали».

Что касается видов лицензируемой деятельности из Закона о лицензировании, то их изменения никак не коснулись.

В самом Законе о лицензировании будет прописана новая «воспитательная мера» за нарушения в сфере лицензирования в виде приостановления действия лицензии полностью или частично (п. 13 ч. 1 ст. 1, ст. 16 Закона).

Не путать с аннулированием, которое также сохранилось.

Соответственно, будут урегулированы и порядок восстановления действия лицензии, которая была приостановлена, и порядок обжалования лицензиатом решения органа лицензирования о приостановлении действия лицензии.

Законом о лицензировании будет предусмотрено ведение органами лицензирования лицензионных реестров. Вскоре именно их данные (а не Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (далее — ЕГР)) станут основной лицензионной базой данных img 1.

Органы лицензирования будут вносить в них информацию о выданных субъектам хозяйствования лицензиях и последующем изменении их статуса: приостановлении действия, восстановлении действия и аннулировании. Это должно сделать шаг вперед в плане открытости процесса лицензирования.

Лицензионный реестр — автоматизированная система сбора, накопления и обработки данных о субъектах хозяйствования, которые обратились в орган лицензирования с заявлением о получении лицензии, осуществляют деятельность на основании лицензии, действие лицензии которых приостановлено, лицензия которых аннулирована.

Именно со дня внесения в лицензионный реестр сведений о решении органа лицензирования о выдаче лицензии субъекту хозяйствования последний сможет осуществлять виды хозяйственной деятельности, подлежащие лицензированию.

Также со дня внесения записи в лицензионный реестр вступают в силу и решения о переоформлении, возобновлении действия лицензии полностью или частично, расширении, сужении осуществления вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию.

С 18.12.2019 г. уточнят порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) органа лицензирования о нарушении им законодательства в сфере лицензирования, поданных специально уполномоченному органу по вопросам лицензирования. В частности, пропишут основания для оставления такой жалобы без рассмотрения (ч. 7 ст. 5 Закона).

Отдельно прописали, что распоряжение специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования можно обжаловать в суде (ч. 2 ст. 4 Закона о лицензировании).

В этой же части приведут перечень обязательных реквизитов, которые должна содержать жалоба в специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования.

Существенно уточнят и порядок принятия решения по жалобе Экспертно-апелляционным советом по вопросам лицензирования.

Еще одно революционное новшество — внедрение Реестра рассмотрения жалоб соискателей лицензии, лицензиатов на действия (бездействие) органа лицензирования о нарушении законодательства в сфере лицензирования.

Согласно изменениям требования лицензионных условий вскоре будут обязательно включать и требования относительно доступности мест осуществления хозяйственной деятельности для маломобильных групп населения.

Несколько изменится порядок принятия заявления о получении лицензии к рассмотрению. В самом заявлении претендент на лицензию img 2 — юрлицо должен будет, кроме данных, которые приводили в таком случае и ранее, указывать также перечень обособленных подразделений, в рамках которых планируется осуществление хоздеятельности, подлежащей лицензированию.

Орган лицензирования будет принимать решение об оставлении без рассмотрения полученного заявления о получении лицензии в течение 5 (ранее — 3) раб. дн. со дня его получения (в случае наличия оснований для этого).

В случае принятия такого решения орган лицензирования обязан будет обнародовать его на своем официальном сайте и внести информацию о таком решении в лицензионный реестр на следующий рабочий день после его принятия.

Также Законом № 139 урегулирован вопрос о повторной подаче заявления о получении лицензии. С 18.12.2019 г. будет установлено, что в этом случае к заявлению должны прилагаться только те подтверждающие документы, которые послужили основанием для принятия решения об оставлении заявления без рассмотрения. Но при условии, что предварительно предоставленные документы, находящиеся в лицензионном деле, на момент повторной подачи заявления сохранили свою актуальность5.

5 Под сохранением актуальности при этом имеется в виду достоверность документов, которые прилагали к заявлению о получении лицензии, и соответствие указанных в них данных лицензионным условиям.

Важно и то, что при повторном рассмотрении документов не допускается отказ в выдаче лицензии по причинам, ранее не указанным в решении об отказе в выдаче лицензии. Опять же при условии, что на момент повторного рассмотрения ранее поданные документы сохранили свою актуальность.

Исключения: неустранение или устранение не в полном объеме соискателем лицензии причин, послуживших основанием для предыдущего отказа; наличие в новой информации, представленной соискателем лицензии, оснований для принятия решения об отказе в выдаче лицензии.

В случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии орган лицензирования обязан будет обнародовать его на своем официальном сайте и внести информацию о таком решении в лицензионный реестр на следующий рабочий день после его принятия.

Но такое решение — еще не приговор. Часть 2 ст. 13 Закона о лицензировании позволит обжаловать его в Экспертно-апелляционном совете по вопросам лицензирования или через суд.

Несколько уточнили и дополнили перечень оснований, которые служат для принятия решения об отказе в выдаче лицензии. С 18.12.2019 г. одним из них станет наличие у органа лицензирования информации о решении суда по соискателю лицензии, запрещающему ему вести отдельный вид хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, вступившем в законную силу в соответствии со ст. 255 КАСУ (ср. ).

Важным новшеством является также то, что Госказначейство должно будет обеспечивать органам лицензирования доступ к информации о внесении лицензиатами платы за выдачу лицензии.

На уровне Закона вскоре будет закреплено, что за нарушение лицензиатом срока уведомления органа лицензирования об изменениях данных, указанных в заявлении, документах и сведениях, которые прилагались к заявлению о получении лицензии, лицензиат привлекается также к административной ответственности.

К слову, внесли ясность относительно такого срока. Лицензиат будет обязан уведомить орган лицензирования обо всех изменениях данных, указанных в заявлении, документах и сведениях, которые прилагались к заявлению о получении лицензии:

при наличии лицензионных условий — в течение установленного ими срока;

при отсутствии лицензионных условий — в течение одного месяца со дня, следующего за днем наступления изменений.

Также в Законе о лицензировании появятся новые основания для аннулирования лицензии (см. ст. 16 Закона, которая вскоре будет регулировать не только порядок аннулирования, но и приостановления и возобновления действия лицензии).

В то же время будет исключено такое основание для аннулирования, как неуплата лицензиатом за выдачу лицензии.

Коснулись изменения и порядка проведения органами лицензирования плановых и внеплановых проверок соблюдения лицензиатами лицензионных условий (обновленная ст. 19 Закона о лицензировании).

Важные уточнения внесли в ст. 20 Закона о лицензировании.

В частности, уточнили, что админответственность «светит» не только за осуществление вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, без лицензии (как было ранее), но и в период приостановления действия лицензии полностью или частично. Также нарваться на штраф можно, если не выполнить предписания об устранении нарушений лицензионных условий, нарушить срок уведомления обо всех изменениях данных, указанных в заявлении и документах (зеркальные изменения внесли и в КоАП, о чем далее).

Наказуемым будет и наличие контроля за деятельностью лицензиата в значении, приведенном в ст. 1 Закона № 22106, резидентами государств, осуществляющих вооруженную агрессию против Украины, в значении, приведенном в ст. 1 Закона № 19327.

6 Закон Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г. № 2210-III.

7 Закон Украины «Об обороне Украины» от 06.12.91 г. № 1932-XII.

Кроме того, изменения в части админответственности внесли и в КоАП. И они также «побегут» только с 18.12.2019 г.

Во-первых, наравне с деятельностью без лицензии будет наказуема работа с приостановленной лицензией («в случае, если законодательством не предусмотрены условия осуществления лицензируемой деятельности в периоде приостановления действия лицензии»).

Во-вторых, введут админштраф за нарушение лицензиатом установленного законом срока уведомления органа лицензирования об изменении сведений, указанных в заявлении и документах, прилагаемых к заявлению о получении лицензии.

Согласно ч. 6 ст. 164 КоАП такое нарушение может быть чревато наложением штрафа в размере от 250 до 500 нмдг (4250 — 8500 грн.).

В-третьих, появится также штраф за невыполнение лицензиатом предписания об устранении нарушений лицензионных условий (в размере от 500 до 1500 нмдг, что равно 8500 — 17000 грн.).

Протоколы о правонарушениях, указанных в ст. 164 КоАП, будут уполномочены составлять уполномоченные на то должностные лица органов лицензирования8.

8 В части, касающейся правонарушений в области хозяйственной деятельности, лицензии на проведение которой выдает соответствующий орган лицензирования.

Также в два раза (а при повторном нарушении даже больше) увеличат размер админштрафов за осуществление должностным лицом субъекта хозяйствования операции с ценными бумагами, которая относится к деятельности на фондовом рынке, без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий лицензирования (ст. 1637 КоАП).

Подвергнутся изменениям и другие нормы КоАП, касающиеся админответственности. В частности, за торговлю (опт, розница, экспорт, импорт) спиртом этиловым, коньячным, плодовым и розничную торговлю алкогольными напитками или табачными изделиями без лицензии вместо ст. 156 КоАП будет применяться ч. 1 ст. 164. Как результат, нарушителям грозят уже большие админштрафы — от 17000 до 34000 грн.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше