Страховой стаж, Отчет по задолженности, ответственность: разъяснения от ФСС

В избранном В избранное
Печать
Огай Елена, эксперт по вопросам оплаты труда
Бухгалтер 911 Сентябрь, 2019/№ 37
В последнее время за соцстраховскими изменениями скучать не приходится. Много нового и «все непросто». Но надо отдать должное специалистам ФСС: они не стоят в стороне, а разъясняют и подсказывают, что да как, и на сайте фонда (fssu.gov.ua) и в официальных письмах. Сегодня мы предлагаем вам подборку новых разъяснений. Уверены, они будут полезны для каждого страхователя.

Страховой стаж

Как правильно заполнить колонки 21 и 22 со страховым стажем приложения 1.1 Заявления-расчета?

Колонка 21 «Страховий стаж (в повних місяцях). Загальний»:

1) заполняем для проверки правильности расчета суммы пособия в зависимости от общего страхового стажа работника согласно ст. 24 Закона №1105* (50 %, 60 %, 70 % и 100 %);

* Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

2) указываем в полных месяцах (а не годах!). Причем если общий страховой стаж застрахованного лица составляет:

— 8 полных лет и более, то в графе 21 проставляем «96» (8 лет х 12 месяцев);

— менее 8 лет, то отражаем стаж в месяцах, отбрасывая последний неполный месяц (при наличии). Например, страховой стаж — 3 года 2 месяца и 15 дней. В графу 21 вносим «38» (3 года х 12 месяцев + 2 полных месяца);

3) информацию о страховом стаже формируем (а) на основании сведений, указанных в справках из ПФУ по формам ОК-5, ОК-7 и «Дані про трудовий та страховий стаж» (можно заказать через программное обеспечение на портале portal.pfu.gov.ua) (соответственно приложения 4, 5 и 9 к Положению, утвержденному постановлением правления ПФУ от 18.06.2014 г. № 10-1), а также (б) с учетом записей в трудовых книжках работников.

Если работник работал последние 8 и более лет только на вашем предприятии, в учреждении, организации, страховой стаж можно рассчитать самостоятельно по данным ЕСВ-отчетов и трудовой книжки (при необходимости).

Колонка 22 «Страховий стаж (в повних місяцях). За останні 12 місяців»:

1) заполняем с целью контроля выполнения п. 29 Порядка № 1266** и ч. 4 ст. 19 Закона №1105. Эти нормы устанавливают ограничения по сумме пособия для лиц, которые за последние 12 месяцев перед наступлением страхового случая по данным Госреестра общеобязательного государственного соцстрахования заработали себе страховой стаж менее 6 месяцев;

** Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266.

2) указываем количество полных месяцев страхового стажа за последние 12 месяцев перед наступлением страхового случая;

3) информацию о страховом стаже формируем, используя те же источники, что и для графы 21.

Помним, что с 01.01.2011 г. в страховой стаж месяц включается как полный, если за такой месяц ЕСВ уплачен в размере не менее минимального страхового взноса. Если за месяц ЕСВ уплачен в сумме меньше, чем минимальный страховой взнос (например, месяц приема/увольнения), то часть, в которой такой месяц будет засчитан в страховой стаж, определяем по формуле:

ПП = Св : В,

где ПП — продолжительность периода, который засчитывается в страховой стаж и определяется в месяцах;

Св — ЕСВ, уплаченный за соответствующий месяц;

В — минимальный размер страхового взноса за соответствующий месяц.

Если за последние 12 месяцев расчет дает несколько таких неполных месяцев, то их показатели (ПП от 0,01 до 0,99) суммируем между собой. Затем общее значение полных месяцев проставляем в колонке 22 Заявления-расчета.

Работник находился в трудовых отношениях с работодателем часть месяца. Однако уплата страховых взносов осуществлена в сумме не ниже минимального страхового взноса. Какое количество дней засчитывается в страховой стаж?

Как мы уже говорили выше, с 01.01.2011 г. расчет страхового стажа за месяц привязан не к количеству дней в трудовых отношениях, а к сумме страхового взноса за месяц (см. в предыдущем ответе). Поэтому при расчете страхового стажа за период с 01.01.2011 г. в первую очередь обращаем внимание на сумму ЕСВ, уплаченного за соответствующий месяц. Если она больше (или равна) минимального страхового взноса, то работнику в страховой стаж месяц засчитывается как полный. И не имеет значения, сколько застрахованное лицо находилось в трудовых отношениях с работодателем. В ином случае для определения части, в которой месяц войдет в страховой стаж, используем формулу, приведенную выше.

Если же определяете страховой стаж за время до 01.01.2011 г., то обращайте внимание на даты начала/окончания периодов, которые формируют такой стаж.

Нужно ли при каждом наступлении страхового случая у застрахованного лица получать сведения о его страховом стаже (форму ОК-5, форму ОК-7 или приложение 9)?

В своих разъяснениях ФСС указывает на то, что работодателю достаточно один раз, принимая работника на работу, рассчитать страховой стаж такого работника, используя сведения из ПФУ.

Далее достаточно будет к имеющимся данным о страховом стаже на день приема на работу прибавлять месяцы страхового стажа, заработанные у этого работодателя до наступления временной нетрудоспособности (берем из ЕСВ-отчетов).

Если лицо работает у одного страхователя более 8 лет, регулярно получает заработную плату, с которой уплачивается ЕСВ в размере не менее минимального, то дополнительные сведения о страховом стаже собирать нецелесообразно.

Однако будьте внимательны, когда рассчитываете больничные внешнему совместителю. Здесь без постоянной сверки по стажу с ПФУ не обойтись.

В приложении 9 «Дані про трудовий та страховий стаж» указан период военной службы. Включать ли его в страховой стаж?

Фонд отмечает: начиная с 01.01.2016 г. период уплаты единого взноса с денежного обеспечения за лиц, которые проходят военную службу, службу в органах МВД, засчитывается в страховой стаж при назначении застрахованным лицам материального обеспечения за счет средств ФСС.

Зачисление такого периода осуществляется на основании данных, отраженных в приложении 9, которыми может воспользоваться работодатель с 01.01.2016 г.

Этот же период службы с 28.01.2001 г. по 31.12.2015 г. не засчитывается в страховой стаж.

Включается ли в страховой стаж период получения женщиной помощи при рождении ребенка, если она в этот период нигде не работала?

Вердикт ФСС таков: период получения помощи при рождении ребенка включается в «больничный» страховой стаж только начиная с 01.01.2016 г.

Фонд обращает внимание на то, что данные персонифицированного учета, указанные в формах ОК-7 и ОК-5 до 2016 года, содержат информацию о суммах, с которых был уплачен ЕСВ органами социальной защиты населения за период получения государственной помощи при рождении ребенка. И если женщина нигде не работала (не находилась в отпуске для ухода за ребенком), а получала такую помощь, то такие периоды до 2016 года, подтвержденные формами ОК-7 и ОК-5, нельзя включать в «больничный» страховой стаж.

Отчет по задолженности

В каких случаях подается Отчет по задолженности страхователя по уплате страховых средств в Фонд?

Форма этого Отчета утверждена постановлением правления ФСС от 12.12.2018 г. № 28. Его подают лишь те страхователи, которые на отчетную дату имеют задолженность по уплате страховых средств в ФСС.

Речь идет о непогашенной задолженности перед Фондом, которая образовалась:

— по состоянию на 01.01.2011 г. и не погашена на отчетную дату (т. е. задолженность за доЕСВшные периоды, связанная с несвоевременной выплатой заработной платы);

— по результатам проведенных Фондом проверок отчетного года и прошлых лет и состоит из суммы не принятых к зачету расходов по соцстрахованию, пени и штрафов за несоблюдение законодательства о социальном страховании.

Обратим особое внимание на тех страхователей, у которых возникла задолженность перед ФСС после прохождения проверки. В случае погашения всей суммы задолженности по уплате страховых средств (пени, штрафов) до конца отчетного периода Отчет по задолженности в ФСС не подается.

Страхователь самостоятельно обнаружил ошибку в расчетах суммы пособия. В результате от ФСС получена сумма пособия больше положенной. Нужно ли подавать Отчет по задолженности?

В письме от 19.04.2019 г. № 894-11-1 ФСС указал: если страхователь обнаружил ошибку, повлекшую за собой завышение суммы пособия, то Отчет по задолженности подавать не нужно.

В такой ситуации страхователь обязан: перечислить ФСС излишне полученные суммы пособий; уведомить ФСС об ошибке — направить ему письменные пояснения. Форма — произвольная.

Сроки подачи Отчета по задолженности — до 10 апреля, до 10 июля, до 10 октября, до 15 января. Каков предельный срок подачи Отчета: 9-е или 10-е (для годового Отчета — 14-е или 15-е) число месяца, следующего за отчетным периодом?

Несмотря на то что на бланке Отчета по задолженности указано «до», ФСС подходит к определению предельного срока лояльно. Он готов признать поданным своевременно Отчет по задолженности за I квартал, I полугодие, 9 месяцев, если он предоставлен не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, Отчет по задолженности за год — не позднее 15 января года, следующего за отчетным годом.

Предусмотрен ли перенос предельного срока предоставления Отчета по задолженности, если он приходится на выходной, праздничный или нерабочий день?

ФСС согласен на перенос. Если последний день срока предоставления Отчета по задолженности приходится на выходной, праздничный или другой нерабочий день, последним днем подачи считается первый после него рабочий день.

Отчет по задолженности подается по почте. До какого срока должна быть осуществлена его отправка?

Отправку по почте необходимо осуществить не позднее чем за пять дней до истечения предельного срока предоставления Отчета с уведомлением о вручении и с описью вложения.

В отчетном периоде страхователь сменил местонахождение с изменением административно-территориальной единицы. В какое отделение ФСС подавать Отчет по задолженности: по старому или новому местонахождению?

В случае изменения местонахождения или места жительства с изменением административно-территориальной единицы в отчетном периоде отчетность за этот период (с первого до последнего календарного числа отчетного периода) страхователь подает в отделение Фонда, соответствующее новому местонахождению (месту жительства).

В течение какого срока можно подать Заявление-расчет в ФСС?

С 1 октября 2018 года предусмотрена подача страхователем (работодателем) Заявления-расчета в течение 5 рабочих дней с даты утверждения протокола заседания комиссии (решение уполномоченного).

Пункт 2 Порядка, утвержденного постановлением ФССУ от 19.07.2018 г. № 12.

Ответственность

Можно ли привлечь к ответственности работодателя за несоздание комиссии по социальному страхованию?

При несоздании комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию на предприятии будет нарушен порядок назначения материального обеспечения застрахованным лицам, а не порядок использования средств Фонда.

Однако привлечение работодателя к ответственности предусмотрено ч. 5 ст. 15 Закона № 1105 за нарушение порядка использования средств Фонда, несвоевременный или неполный их возврат.

Если в будущем ФСС обнаружит, что на предприятии отсутствует комиссия по соцстрахованию (хотя должна была быть), то такому предприятию будет отказано в предоставлении финансирования по Заявлениям-расчетам до момента ее создания.

Причина: они были сформированы не на основании протоколов комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию предприятия.

Применяется ли административная ответственность за несвоевременное предоставление или непредоставление Отчета по задолженности?

Да, админответственность применяется. Должностные лица предприятий и ФЛП-работодатели за несвоевременное предоставление отчетности или непредоставление установленной отчетности могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 1654 (ответственность за нарушение законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности) и ст. 1655 КоАП (ответственность за нарушение законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности).

Штрафы предусмотрены в одинаковом размере: от 136 до 255 грн., за повторное нарушение в течение года — от 170 до 340 грн.

Основание для применения админштрафа (ст. 1654 или ст. 1655 КоАП) будет зависеть от того, по какому виду социального страхования имелась задолженность у страхователя, но Отчет по ней не был подан.

Страхователь выявил ошибку, которая была допущена в прошлом периоде и привела к завышению суммы пособия. Излишне полученные суммы возвращены ФСС в текущем периоде. Будет ли штраф за неправомерное использование страховых средств?

Ответ Фонда порадовал (см. письмо от 27.06.2019 г. № 1322-11-4). В случае самостоятельного выявления ошибки и возврата излишне начисленной суммы в полном объеме в Фонд до начала проверки страхователя финансовые санкции за нарушение порядка использования страховых средств к страхователю не применяются.

Обязаны ли работодатели вести журнал регистрации листков нетрудоспособности? Предусмотрен ли штраф за его неведение?

Действительно, ст. 739 разд. I Перечня типовых документов, создаваемых в ходе деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, других учреждений, предприятий и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минюста от 12.04.2012 г. № 578/5, предусмотрен такой вид документа, как журнал регистрации листков нетрудоспособности. Срок его хранения — три года.

Однако, поверьте, расстраиваться, если вы не вели такой журнал, не стоит!

Дело в том, что нормативно-правовыми актами об общеобязательном государственном социальном страховании, в том числе основополагающим Законом о соцстраховании не предусмотрено обязательное ведение страхователями такой учетной формы, как «Журнал регистрации листков нетрудоспособности».

Это подтверждает ФСС в письме от 11.07.2019 г. № 1419-11-1.

То есть если работодатель имеет дело со значительным количеством больничных листов и хочет, например, фиксировать даты поступления листка нетрудоспособности, передачи в комиссию (уполномоченному) по социальному страхованию для назначения пособия и бухгалтеру для расчета и начисления больничных и т. д., то он может завести такой журнал. Для него это будет целесообразно.

Но обязать его вести такой журнал, как и применять какие-либо штрафные санкции за его неведение, ни контролеры из ФСС, ни инспекторы труда не вправе.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить