* Приказ вступает в силу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем его официального опубликования. На момент подготовки номера не опубликован.
Присоединение к Договору. Электронный документооборот с контролерами, как и раньше, начинается с присоединения к Договору о признании электронных документов (изменения в этой части произойдут чуть позже, о чем читайте в конце публикации). Но для такого присоединения специально подавать Заявление будет не нужно (с момента, когда вступит в силу комментируемый приказ № 261, — очевидно, с 1 сентября). Достаточно отправить контролерам первый любой электронный документ в установленном формате (стандарте) с соблюдением требований законодательства касательно электронного документооборота и электронных доверительных услуг. Подтверждением присоединения плательщика к Договору будет квитанция о приеме документа контролирующим органом (п. 1 разд. III Порядка).
Получается, плательщик, который отправил первый электронный документ налоговикам и получил вторую квитанцию, может считать, что он присоединился к Договору успешно.
В связи с изменением процедуры присоединения к Договору подкорректирован и перечень оснований для отказа в таком присоединении. Их всего 4: (1) отсутствие автора на учете в контролирующем органе; (2) несоответствие данных подписанта первого электронного документа данным в ЕГР** о руководителе автора; (3) наличие в ЕГР записи о госрегистрации прекращения юрлица или прекращения предпринимательской деятельности ФЛП; (4) наличие в Госреестре физлиц — плательщиков налогов информации о закрытии регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов — подписанта первого электронного документа (руководителя) в связи со смертью.
** Единый госреестр юрлиц, физлиц-предпринимателей и общественных формирований.
Договор. Содержание Примерного договора о признании электронных документов (приложение 1 к Порядку) также подправили. В частности, из него убрали все упоминания о «присоединительном» Заявлении и определили, что контролеры обеспечивают отправку квитанций в Электронный кабинет или на электронный адрес автора.
Предоставление права подписи другим лицам. Чтобы предоставить право подписи электронных документов другим лицам, как и раньше, нужно подать Уведомление по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку (п. 3 разд. III Порядка).
При этом определено, что первая квитанция, сформированная по результатам автоматизированной проверки Уведомления, отправляется автору в течение 2 часов со времени его получения контролирующим органом, в противном случае — в течение первых 2 часов следующего операционного дня (п. 4 разд. III Порядка).
Вторая квитанция формируется автоматически и является подтверждением приема или сообщением о неприеме Уведомления контролерами.
Автоматизированная проверка. Установлено, что контролеры проводят автоматизированную проверку полученного электронного документа в день его поступления, а если документ поступил после окончания операционного дня — на следующий рабочий день (п. 6 разд. II Порядка).
Заметьте: ранее документ, поступивший позднее чем за 1 час до окончания операционного дня, проверяли на следующий рабочий день. Теперь, видимо, все документы, поступившие в течение операционного дня, даже за 1 минуту до его окончания, должны автоматизировано проверяться в тот же день.
Автоматизированная проверка электронного документа отныне включает проверку:
— правового статуса квалифицированной электронной подписи или печати в соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона № 2155***;
*** Закон Украины «Об электронных доверительных услугах» от 05.10.2017 г. № 2155-VIII.
— обязательности и последовательности наложения на электронный документ квалифицированной электронной подписи или печати подписантов в установленном порядке;
— соответствия электронного документа утвержденному формату (стандарту);
— наличия обязательных реквизитов;
— права подписи электронного документа подписантом.
Контролеры больше не будут проверять наличие Заявления о присоединении к Договору и срок действия такого Договора.
Прекращение действия Договора. Действие Договора и связанных с ним Уведомлений прекращается, если: (1) от квалифицированного предоставителя электронных доверительных услуг получена информация об окончании срока действия (или отмене) квалифицированного сертификата открытого ключа руководителя; (2) из ЕГР получена информация о смене руководителя, стороны Договора; (3) из ЕГР получена информация о госрегистрации прекращения юрлица; (4) в Реестре самозанятых лиц появилась информация о снятии с учета самозанятого лица как плательщика налогов; (5) в Госреестре физлиц — плательщиков налогов появилась информация о закрытии регистрационного номера учетной карточки подписанта электронного документа в связи со смертью.
Самостоятельно инициировать прекращение действия Договора, как это было раньше (путем подачи Заявления), плательщик больше не сможет.
В день прекращения действия Договора контролеры по-прежнему будут автоматически направлять плательщику соответствующее уведомление (по форме из приложения 3 к Порядку). Делать это они теперь будут либо через Электронный кабинет, либо на электронный адрес, внесенный в учетные данные автора.
Обратите внимание! С 07.11.2020 г. «благодаря» Закону № 786**** электронный документооборот с контролерами будет осуществляться вообще без заключения Договора. Так что через 3 месяца ждем очередных поправок в Порядке.