05.02.2020
Речь идет о Законе № 3781. Он вступил в силу с 02.02.2020 г. (со дня, следующего за днем его опубликования). Ниже в таблице приведем новые размеры финсанкций в зависимости от вида нарушений.
1 Закон Украины «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины» от 12.12.2019 г. № 378-IX.
№ п/п | Нарушение | Финансовые санкции | Комментарий |
1 | Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов | Если нарушитель (юрлицо или ФЛП) является плательщиком единого налога групп 1 — 3 — применяется предупреждение. Ко всем остальным нарушителям — штраф в размере 10 МЗП2 (в 2020 году — 47230 грн.) за каждого работника, относительно которого совершено нарушение. За повторное совершение нарушения в течение двух лет с даты выявления предыдущего нарушения к любому нарушителю (не важно, плательщик ЕН групп 1 — 3 или нет) применяется штраф в размере 30 МЗП (в 2020 году — 141690 грн.) за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение | 1. Обратите внимание! Ранее размер этого штрафа составлял 30 МЗП вне зависимости от повторности и субъектности. 2. Единоналожники групп 1 — 3 могут отделаться предупреждением только за первое нарушение. Опять же предупреждение получает субъект хозяйствования. А конкретное виновное лицо (в том числе ФЛП) в любом случае (не важно, первое это или не первое нарушение) «получит» админштраф по ст. 41 КоАП. Так, например, ч. 3 ст. 41 КоАП за допуск к работе неоформленного работника/работников предусматривает амдинштраф 8500 грн. — 17000 грн. 3. Механизм наложения этого и других штрафов, предусмотренных ст. 265 КЗоТ, прописан в Порядке № 5093 |
2 | Нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц. Выплата перечисленных выше выплат не в полном объеме | Штраф 3 МЗП (в 2020 году — 14169 грн.) | 1. Размер штрафа остается прежним. 2. Размер этого штрафа не зависит от количества работников, которых касается нарушение, продолжительности нарушения и количества случаев нарушений. 3. За какие именно нарушения будут применяться штрафы, можно прочесть в статье «Трудовая» ответственность: статья 265 КЗоТ от А до Я» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 18-19) |
3 | Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труде | Штраф 2 МЗП (в 2020 году — 9446 грн.) за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение | 1. Раньше этот штраф составлял 10 МЗП. 2. Подробнее о перечне минимальных госгарантий вы можете прочесть в статье «Трудовая» ответственность: статья 265 КЗоТ от А до Я» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 18-19) |
4 | Несоблюдение установленных законом гарантий и льгот по «солдатам предприятия» | Если нарушитель (юрлицо или ФЛП) является плательщиком единого налога групп 1 — 3 — применяется предупреждение. Ко всем остальным нарушителям применяется штраф в размере 4 МЗП (в 2020 году — 18892 грн.) за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение | 1. Ранее этот штраф составлял 10 МЗП. 2. Касательно единоналожников. Предупреждение получает субъект хозяйствования. А конкретное виновное лицо (в том числе ФЛП) «получит» админштраф по ч. 7 ст. 41 КоАП (в размере 850 — 1700 грн.) |
5 | Недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении | Штраф 3 МЗП (в 2020 году — 14169 грн.) | Размер этого штрафа остался прежним |
6 | Недопуск к проведению проверки, создание препятствий в ее проведении — если проверка проводится по вопросам выявления нарушений, указанных в п. 1 этой таблицы | Штраф 16 МЗП (в 2020 году — 75568 грн.) | Ранее этот штраф составлял 100 МЗП |
7 | Нарушение других требований трудового законодательства, кроме перечисленных в пп. 1 — 6 этой таблицы | При первом нарушении — штраф в размере 1 МЗП (4723 грн.) за каждое (!) такое нарушение. Повторное нарушение в течение года со дня выявления нарушения влечет за собой штраф в размере 2 МЗП (9446 грн.) за каждое (!) такое нарушение | 1. Ранее этот штраф применялся «оптом» в размере 1 МЗП за все выявленные такие нарушения при одной проверке. 2. К таким нарушениям, например, относятся: несоставление графика отпусков и неуведомление работников за две недели о начале отпуска; неначисление компенсации потери части зарплаты в связи с нарушением сроков ее выплаты; неприменение коэффициента корректировки согласно п. 10 Порядка № 1004. Более подробный перечень найдете в статье «Трудовая» ответственность: статья 265 КЗоТ от А до Я» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 18-19) |
2 Минимальная заработная плата. В течение всего 2020 года — 4723 грн.
4 Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.
Скажем несколько слов о том, спасает ли выполнение предписания об устранении нарушений от штрафов по статье 265 КЗоТ. Здесь нас ждут интересные новости.
Мы, можно сказать, уже привыкли
Многие испугались, что этот принцип «исчез» из новой редакции Порядка № 823. Но на самом деле это не так6.
6 Все детали найдете в статье «Порядок проведения инспекционных посещений: что изменилось?» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 3).
Так вот, комментируемый Закон переписывает этот подход на новый лад.
В любом случае штраф будет, если речь идет о нарушениях из пп. 1, 5, 6, а также о повторно совершенном в течение года со дня выявления нарушении из п. 7 нашей таблицы (абз. 2, 3, 7, 8, 10 ч. 2 ст. 265 КЗоТ).
По остальным нарушениям выполнение предписания в срок от финансовых санкций, предусмотренных ст. 265 КЗоТ, спасает.
А от админштрафов спасает?
Снова-таки, мы привыкли к тому, что формулировки Порядка № 823 либерализмом в этой части не блещут. Идет четкое разделение ответственности должностных лиц и ответственности объекта посещения (субъекта хозяйствования). Когда речь идет об ответственности должностных лиц (п. 24 Порядка № 823), «трудовой» инспектор в любом случае обязан запротоколировать админпроступок и отправить его на рассмотрение в суд7.
7 Подробности найдете в статье «Проверки Гоструда: предписание выполнили, будет ли админштраф?» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 18-19).
Меняет ли что-то в этом плане комментируемый Закон?
В интересующем нас контексте он оперирует таким понятием, как «меры по привлечению к ответственности». В эти меры, считаем, можно уместить и админответственность.
Возможно, законодатель хотел выстроить некую аналогию с п. 11 ст. 7 Закона № 8778 (где есть освобождение и от админштрафов), который суды отказывались напрямую применять к «трудовым» проверкам/штрафам.
Но четкости нет
Не исключено, что админштрафы тоже будут «сходить с рук» в тех случаях, когда «прощаются» финсанкции (выполнение предписания в срок). Но что-то утверждать наверняка пока сложно.
Интересный момент. Теперь установлено, что можно заплатить лишь половину «трудового» штрафа (финсанкции). Вторую половину могут «простить».
Что нужно для «скидки»? Нужно оперативно заплатить половину штрафа, указанную в постановлении о наложении санкции. Конкретно, в течение 10 банковских дней со дня вручения постановления о наложении штрафа за нарушение требований законодательства о труде. В таком случае постановление будет считаться выполненным в полном объеме
Административного штрафа по КоАП «скидка» не касается (касается только финсанкций по ст. 265 КЗоТ)! В КоАП есть своя «система мотивации». Но если говорить о «трудовых» админштрафах, то размер штрафа может только вырасти.
Если его вовремя не уплатить.
Опять же, помним, что уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде!
Никуда не девается нюанс, о котором мы в свое время рассказывали. ФЛП, на которого одновременно наложили и админштраф, и финсанкцию по ст. 265 КЗоТ, может в суде доказать, что может уплатить только что-то одно9.
9 Детали найдете в статье «Трудовое» нарушение у ФЛП: двум штрафам не бывать?» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 8).
Комментируемый Закон в этом плане ничего не меняет.