Электроэнергия — товар или услуга? В законодательстве можно найти определение электроэнергии как товара (п. 26 ч. 1 ст. 1 Закона № 2019*, п.п. 14.1.191 НКУ). Однако, на наш взгляд, учитывать электроэнергию как товар больше свойственно ее производителям. Потребители же получают от поставщика услугу по электроснабжению, которую и отражают в учете (см. письма ГФСУ от 23.12.2016 г. № 40753/7/99-99-15-13-01-17, от 05.09.2017 г. № 1817/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).
* Закон Украины «О рынке электрической энергии» от 13.04.2017 г. № 2019-VIII.
Документальное оформление. Как правило, в зарядных устройствах (и стационарных, и мобильных) уже есть счетчик потребляемой электроэнергии и энергометр. Поэтому зафиксировать потребление электроэнергии в этом случае просто.
Несложно также фиксировать потребление кВт-ч при зарядке электрокара на электрозаправках. А как учесть расход электроэнергии?
Важно! Никаких официально утвержденных норм расхода электроэнергии для электрокаров нет. На этом фоне может показаться, что никакого контроля за использованием электроэнергии на электромобиль осуществлять, в принципе, не нужно. Однако это не так. Ведь для благоприятных налоговых последствий (амортизация авто, «входной» НДС, исключение рисков признания дополнительного блага физлица, пользующегося авто, и т. д.) нужно подтверждать факт использования автомобиля в хозяйственной деятельности.
Доказательством использования авто в хоздеятельности, полагаем, может служить путевой лист, который оформляют в произвольной форме. Например, для электромобиля можно взять путевой лист легкового автомобиля, в котором литры заменить на заряд в кВт-ч.
В нем указываем информацию о количестве потребленной электроэнергии при зарядке аккумулятора, маршрут и пробег электромобиля.
Бухучет. По нашему мнению, стоимость электроэнергии, потраченной на зарядку электромобиля, имеет смысл сразу списывать на расходы отчетного периода.
Использование счета 39 «Расходы будущих периодов» для учета кВт-ч зарядки авто, а затем их постепенного списания согласно фактическому пробегу мы считаем нецелесообразным. Ведь при использовании счета 39 предприятие, по идее, должно так же учитывать электроэнергию для зарядки аккумуляторов мобильных телефонов, powerbankов и пр. А это абсурд. К тому же потребление электроэнергии как услуги происходит в момент заправки электромобиля. Использовать заряд аккумулятора сможет только конкретный электрокар.
Впрочем, осторожный плательщик может получить на этот счет индивидуальную консультацию от налоговиков.