Темы статей
Выбрать темы

Электронное общение с ФСС

Беляева Елена, эксперт по вопросам оплаты труда
Ввиду обострившейся ситуации с заболеваемостью COVID-19 Фонд соцстраха продолжает настоятельно рекомендовать работодателям на время карантина предпочесть дистанционную форму взаимодействия*. В связи с этим напомним основные правила электронного общения с Фондом.

* www.fssu.gov.ua/fse/control/main/uk/publish/article/971821

Начнем с того, что с 01.10.2018 г. заработал новый Порядок финансирования страхователей** (далее — Порядок № 12).

** Порядок финансирования страхователей для предоставления материального обеспечения застрахованным лицам в связи с временной потерей трудоспособности и отдельных выплат пострадавшим на производстве за счет средств Фонда социального страхования Украины, утвержденный постановлением правления Фонда соцстраха от 19.07.2018 г. № 12.

С этой же даты (01.10.2018 г.) у страхователей появилась возможность взаимодействовать с Фондом в электронной форме. Для этого нужно:

1) оформить квалифицированную электронную подпись ответственных лиц (руководитель, главбух) и электронную печать (конечно, если печать у вас вообще имеется);

2) установить специализированное программное обеспечение для создания и отправки электронных документов в ФСС. Страхователь выбирает его самостоятельно, никаких особых требований на этот счет со стороны Фонда нет. Например, это может быть та же «Соната» или «M.E.doc»;

3) заключить договор о подаче электронных документов в Фонд.

Примерную форму такого договора, утвержденную приказом исполнительной дирекции ФСС от 26.08.2020 г. № 415-од, можно найти на сайте Фонда (см. по ссылке: www.fssu.gov.ua/fse/control/main/uk/publish/article/970830) или получить непосредственно в Фонде.

Договор заключается в бумажной форме в двух экземплярах и содержит требования относительно электронного документооборота.

На практике ФСС требует от страхователя вместе с договором предоставить извлечение из ЕГРПОУ и приказ на назначение руководителя.

Далее. Все подаваемые документы должны быть заверены подписью руководителя и печатью (при наличии) предприятия. Электронные документы от страхователей ФСС принимает через существующую автоматизированную систему принятия электронных документов, которая использовалась для приема отчета Ф4-ФССзТВП.

По электронке вы можете подать как заявление-расчет, так и уведомление о выплате средств (в реестре бланков они имеют соответственно коды С1100101 и С1100201). По факту поступления этих документов ФСС направляет страхователю квитанции. Их всего три:

первая фиксирует факт и время получения электронного документа. Эта дата и считается датой подачи заявления-расчета (уведомления);

вторая формируется по результатам проверки электронного документа и удостоверяет факт и время его отправки для дальнейшей проработки;

третья квитанция фиксирует факт и время приема/неприема электронного документа. В этой квитанции вы найдете регистрационный номер и дату регистрации документа в Единой информационно-аналитической системе ФСС.

Каждая квитанция содержит данные страхователя, номер, дату и период действия договора.

Дальше кратко напомним процедуру взаимодействия с Фондом.

1. Основанием для финансирования страхователей является заявление-расчет (приложение 1 к Порядку № 12). Его необходимо передать в рабочий орган исполнительной дирекции Фонда соцстраха не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения комиссией (уполномоченным) по соцстрахованию о выплате материального обеспечения (п. 2 Порядка № 12).

Заявление-расчет подается в рабочий орган исполнительной дирекции Фонда по местонахождению или месту проживания страхователя.

Подать заявление-расчет можно либо в бумажном виде лично в Фонд, либо отправить в электронном виде с применением КЭП.

Заявление-расчет формируем в двух экземплярах: один подается в Фонд, а второй хранится у страхователя вместе с документами, на основании которых назначено материальное обеспечение или отдельные выплаты пострадавшим на производстве (членам их семей).

Если заявление-расчет подано в электронном виде, страхователь вместе с подтверждающими документами хранит у себя его распечатанную копию.

Информация, внесенная в заявление-расчет, должна не только полностью соответствовать документам, на основании которых назначено матобеспечение и отдельные выплаты пострадавшим на производстве (членам их семей), но и быть отражена в регистрах бухучета (п. 7 Порядка № 12).

Заметьте: в п. 8 Порядка № 12 закреплено право Фонда при необходимости осуществлять обмен информацией со страхователем путем направления запроса с целью уточнения информации, приведенной в заявлении-расчете.

Если будут выявлены ошибки и/или недостоверные сведения, заявление-расчет возвратят страхователю с рекомендациями по их устранению.

2. Фонду отведено 10 рабочих дней на то, чтобы проверить заявление-расчет, предоставить рекомендации по результатам проверки, перечислить страхователю финансирование или предоставить обоснованный отказ в принятии заявления-расчета.

3. Получив средства из Фонда, страхователь должен выплатить матобеспечение застрахованным лицам в ближайший срок, установленный для выплаты зарплаты.

4. В течение 1 месяца со дня проведения выплат страхователь уведомляет об этом Фонд по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку № 12 (ср. ). Подать уведомление можно одним из трех способов: (1) в печатном виде лично в Фонд; (2) по почте с уведомлением о вручении; (3) в электронном виде с использованием КЭП.

Если в течение 3 месяцев Фонд не получит от страхователя информацию о выплатах застрахованным лицам, к такому страхователю пожалуют с проверкой использования средств Фонда (п. 11 Порядка № 12).

Если сумма полученных от Фонда страховых средств превысит фактические расходы на проведение выплат, а также в случае выявления ошибок при начислении выплат за прошлогодние периоды, средства нужно вернуть в Фонд с письменным пояснением причин такого возврата.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше