Темы статей
Выбрать темы

Прощай, Книга жалоб, и снова здравствуй, уголок покупателя!

Шевчук Михаил, налоговый эксперт
Книга отзывов и предложений (более известная как Книга жалоб) приказала долго жить. Может показаться, что эта новость совсем уж опоздавшая (ведь КМУ отменил эту Книгу еще в прошлом году), но загвоздка в том, что Минэкономики только сейчас «обезвредил» приказ, которым были утверждены форма Книги и Инструкция по ее заполнению. А что же осталось? Давайте разбираться.

Прощай, Книга жалоб! Сначала давайте разберемся, что же произошло в начале октября, ведь об отмене Книги жалоб говорилось еще в марте прошлого года.

Действительно, с 13.03.2019 г. КМУ упразднил Книгу жалоб, убрав упоминание о ней из п. 10 Порядка № 8331. А этот документ определяет общие условия осуществления торговой деятельности субъектами оптовой торговли, розничной торговли, ресторанного хозяйства (общепит) на территории Украины.

1 Порядок осуществления торговой деятельности.., утвержденный постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833. Последние (интересующие нас) изменения в него были внесены постановлением КМУ от 06.03.2019 г. № 168.

То есть наличие Книги жалоб не обязательно с 13.03.2019 г.!

О чем же тогда говорит Минэкономики2, только сейчас сообщая об отмене этой Книги img 1? Дело в том, что, как это часто бывает img 2, из «подзаконки» Книгу жалоб полностью «не вычистили». Процесс это не быстрый (пока соответствующий документ пройдет ту же регистрацию в Минюсте и т. д.), но с 02.10.2020 г. это таки свершилось. Отменен, в частности, приказ № 3493, которым были утверждены форма Книги жалоб и Инструкция о ней.

2 www.me.gov.ua/News/Detail?lang=uk-UA&id=ed2835af-74d8-4747-ade0-d5e85d7a70a4&title=MinekonomikiZaminiloPaperovuKniguVidgukivTaPropozitsiiNaSuchasniTsifroviInstrumentiZakhistuPravSpozhivachiv

3 Приказ Министерства внешних экономических связей и торговли Украины «Об утверждении Инструкции о Книге отзывов и предложений на предприятиях розничной торговли и в заведениях ресторанного хозяйства» от 24.06.96 г. № 349. Приказ признан утратившим силу приказом Минэкономики от 16.06.2020 г. № 1130.

При этом можно утверждать, что в период с 13.03.2019 г. по 02.10.2020 г. «ведение» Книги жалоб было не обязательным. Ведь именно постановление № 833, в котором больше не было требования о наличии Книги жалоб, должно было преобладать над положениями приказа № 349.

Уголок покупателя: новое-старое требование. Немного странно, но в последнее время начала появляться информация, что взамен Книги жалоб субъекты хозяйствования должны обеспечить наличие на видном и доступном месте уголка покупателя.

На самом же деле, совсем не «взамен»: требование о наличии уголка покупателя — ровесник img 3, собственно, требования о наличии Книги жалоб.

Они были введены еще постановлением КМУ от 04.06.94 г. № 351 (п. 34), после чего «перекочевали» в постановление КМУ от 08.02.95 г. № 108 (п. 53), а оттуда уже — в постановление № 833.

Только изначально уголок покупателя должен был содержать «информацию для покупателей, а также этот Порядок и правила4».

4 Утвержденные последовательно постановлениями № 351 и № 108.

И только с 23.07.98 г. эти требования конкретизировали, указав, что в уголке покупателя должны помещаться: (1) информация для покупателей, (2) адрес и номера телефонов органов, обеспечивающих государственную защиту прав потребителей, а также (3) «этот Порядок и правила».

С учетом всех последующих изменений сегодня уголок покупателя должен содержать только:

1) информацию о наименовании собственника или уполномоченного им органа;

2) адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей (ее можно почерпнуть в разделе «Контакты» на сайте Госпродпотребслужбы (dpss.gov.ua/) или ее главных управлений в областях или г. Киеве).

Как должен быть оформлен уголок покупателя? То есть в какой форме должны размещаться указанные выше данные?

Постановление № 833 говорит по этому поводу лишь то, что уголок покупателя должен размещаться на видном и доступном месте. А дальше все уже в вашей воле и ограничивается только вашей же фантазией.

Должны ли это быть обязательно распечатанные данные? Постановление № 833 не препятствует и электронной форме подачи таких данных, если вы можете обеспечить ее размещение на видном и доступном месте.

Также учтите, что согласно п. 10 постановления № 833 по требованию потребителя (покупателя) ответственный работник субъекта хозяйствования должен предоставить ему: (1) этот Порядок (т. е. утвержденный постановлением № 833 Порядок осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров); (2) Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII; (3) санитарные нормы; (4) правила продажи отдельных видов товаров в соответствии со специализацией субъекта.

Причем о том, что это должны быть именно документы в бумажной форме, нигде не сказано. То есть допустимым, на наш взгляд, является предоставление таких документов в электронном виде (к примеру, для просмотра на ноутбуке, нетбуке, планшете и т. п.).

Но указанные выше документы не обязательно должны быть в уголке потребителя. Главное, чтобы ответственный работник мог предоставить их по требованию посетителя.

В том же пункте постановления находим требование о размещении лицензий — в соответствии с установленными законодательством требованиями. То есть имеем дело с отсылочной нормой к лицензионным правилам для конкретной деятельности.

В этой связи будет интересно, в частности, отметить, что те же Временные правила выдачи алкогольных/табачных лицензий5, которые требовали размещения розничных алкогольных/табачных лицензий на видном/доступном для обзора месте, еще в прошлом году утратили силу. При этом Законом № 4816 не предусмотрена ответственность за отсутствие размещения на видном месте лицензии (что констатируют налоговики в ЗІР 113.05). При этом лицензия субъектом само собой должна быть получена и своевременно проплачена.

5 Утвержденные постановлением КМУ от 13.05.96 г. № 493.

6 Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего» от 19.12.95 г. № 481/95-BP.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше