20.08.2021
Первое, что нужно знать: отказ от подписания акта проверки — это не выход. Дело в том, что отказ в подписании либо в получении акта не будет мешать налоговикам применить штраф и провести доначисления. Об этом говорят пп. 86.3, 86.4, 86.6 НКУ.
В случае несогласия с выводами акта проверки подписывайте такой акт с возражениями. Можно, когда подписываете акт, писать сразу фразу вроде:
«С выводами акта не согласны. Возражения к акту будут предоставлены в сроки, установленные НКУ».
Хотя в том же акте выездной документальной плановой/внеплановой налоговой проверки этот момент уже специально урегулирован. При наличии возражений (замечаний) должностных лиц плательщика налогов к акту проверки указывается следующее:
«С выводами проверки и (или) фактами и данными, изложенными в акте проверки, не согласен. В порядке и сроки, установленные пунктом 86.7 статьи 86 Налогового кодекса Украины, будут поданы в контролирующий орган, который проводил проверку, возражения к акту проверки и/или дополнительные документы, подтверждающие показатели, отраженные _________________________ (наименование плательщика налогов) в налоговой отчетности».
И дальше — подписи директора и главного бухгалтера.
Предусмотрена подача возражений и к справке, составленной по итогам проверки. Но учитывая то, что последнюю составляют в случае отсутствия нарушений, особого смысла в возражениях к такой справке мы не видим.
Хотя заметим, что возражения можно предъявлять не только к выводам проверки, но и к фактам и данным, изложенным в акте (справке) проверки.
Сразу ответим на вопрос из преамбулы: специально утвержденной формы для составления возражений к акту не предусмотрено. В то же время в возражениях нужно указать реквизиты акта проверки и должностного лица налогоплательщика.
Пункт 86.7 НКУ говорит о подаче вместе с возражениями и дополнительных документов и объяснений. В частности, но не исключительно, документов, подтверждающих:
— отсутствие вины;
— наличие смягчающих обстоятельств (перечислены в ст. 1121 НКУ. Если таковые имеются, штраф уменьшается вполовину — п.п. 113.6 НКУ. Касается только штрафов из НКУ);
— наличие обстоятельств, освобождающих от финансовой ответственности в соответствии с НКУ (наличие той же письменной ИНК, а также остальных, перечисленных в п. 112.8 НКУ. Касается не только штрафов из НКУ, но и тех же РРО-штрафов).
Похоже, что при камеральной проверке исключительно с помощью этих документов придется доказывать обстоятельства, исключающие или смягчающие ответственность, поскольку по-другому проверяющие никак сами о них не узнают*. Да и при других проверках, в том числе с помощью возражений, дополнительных документов и объяснений, можно подтвердить либо отсутствие вины, либо наличие смягчающих обстоятельств или обстоятельств, освобождающих от штрафов.
* Вам может быть полезной статья «Как налоговики будут доказывать вину и умысел налогоплательщика» (журнал «Бухгалтер 911», 2021, № 28).
Подают такие возражения и документы в налоговую, проводившую проверку плательщика. Отведено на это 10 раб. дн. со дня, следующего за днем получения акта.
Такие возражения, документы и объяснения являются неотъемлемой частью материалов проверки.
Отправить возражения можно по почте или сдать в канцелярию лично. При этом лучше сделать два экземпляра. Когда будете подавать документы через канцелярию, то не забудьте проследить, чтобы на вашем экземпляре поставили отметку о приеме документов (штампик). Если отправляете по почте, то отправляйте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.
Материалы проверки (акт проверки, возражения к акту проверки и/или дополнительные документы и объяснения) должна рассматривать специальная комиссия по вопросам рассмотрения возражений. Она является постоянно действующим коллегиальным органом налоговой. На рассмотрение материалов проверки комиссии отведено 10 раб. дн., следующих за днем получения возражений к акту проверки и/или дополнительных документов и объяснений.
Налогоплательщику при этом должны направить ответ в порядке, определенном ст. 42 НКУ (либо в электронном**, либо в бумажном виде — заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручить налогоплательщику (его представителю)).
** Интересные детали найдете в статье «Электронная переписка с налоговиками: что учесть?» (журнал «Бухгалтер 911», 2021, № 23).
Важно, что согласно п.п. 86.7.3 НКУ налогоплательщик имеет право участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки (лично или через своего представителя). Для этого контролирующий орган должен уведомить налогоплательщика о месте и времени проведения рассмотрения материалов проверки.
Такое уведомление направляют налогоплательщику в течение 2 раб. дн. со дня получения от него возражений и/или дополнительных документов и объяснений, но не позднее чем за 4 раб. дн. до дня их рассмотрения.
Непосредственно при рассмотрении материалов проверки налогоплательщик имеет право предоставлять письменные/устные объяснения по поводу предмета рассмотрения.
Отсутствие плательщика (его представителя), которому сообщили о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения.
При рассмотрении материалов проверки комиссия по вопросам рассмотрения возражений, в частности:
1) рассматривает обстоятельства совершенных правонарушений, которые отражены в акте проверки, а также установлены при рассмотрении представленных налогоплательщиком письменных объяснений и их документального подтверждения.
В частности, комиссия рассматривает обстоятельства, касающиеся события правонарушения, и принятых налогоплательщиком мер по соблюдению правил и норм законодательства (со ссылкой на документы и другие фактические данные, подтверждающие указанные обстоятельства);
2) исследует вопрос наличия или отсутствия обстоятельств, которые исключают вину в совершении правонарушения (кроме правонарушений, ответственность за которые наступает независимо от наличия вины), смягчают или освобождают от ответственности.
Заметим, что в понимании налоговиков (в том числе из-за неудачных трактовок НКУ) вина фактически эквивалентна вине в форме умысла. Соответственно только по нарушениям, где налоговики штрафуют при наличии вины в форме умысла (санкции по пп. 119.3, 123.2 — 123.5, 124.2 — 124.3, 1251.2 — 1251.4 НКУ), они, очевидно, и будут интересоваться наличием вины и, соответственно, анализировать контраргументы плательщика;
При этом и понимание умысла у налоговиков весьма специфично. При камеральной проверке, например, налоговики считают подтверждением умысла повторность***
*** Детали найдете в статье «Как налоговики будут доказывать вину и умысел налогоплательщика» (журнал «Бухгалтер 911», 2021, № 28).
3) исследует вопрос о необходимости проведения проверки в порядке, установленном п.п. 78.1.5 НКУ (ср. ). Указанный подпункт предусматривает проведение документальной внеплановой проверки в случае, если налогоплательщик в поданных возражениях требует полного или частичного пересмотра результатов соответствующей проверки или отмены принятого по ее результатам налогового уведомления-решения. Проверка назначается в том случае, если налогоплательщик в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки;
Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали предметом обжалования.
4) определяет размер денежных обязательств и/или сумму уменьшения бюджетного возмещения и/или уменьшения отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС и/или сумму уменьшения НДФЛ, задекларированного к возврату из бюджета, и/или занижение или завышение суммы налоговых обязательств, заявленной в налоговой декларации, или суммы налогового кредита, заявленной в налоговой декларации по НДС.
Важно! При рассмотрении материалов проверки должны исследоваться все имеющиеся фактические данные, касающиеся предмета рассмотрения, в том числе документы, предоставленные налогоплательщиком или истребованные у него, его письменные и устные объяснения, другие фактические данные, имеющиеся или доступные налоговой.
По результатам рассмотрения таких материалов комиссия по рассмотрению возражений принимает вывод, что является неотъемлемой частью материалов проверки.
В случае установления необходимости проведения внеплановой документальной проверки в порядке, установленном п.п. 78.1.5 НКУ (см. выше), заключение по результатам рассмотрения материалов проверки принимается комиссией по рассмотрению возражений после проведения такой проверки с учетом ее результатов.
Кстати, против выводов такой проверки тоже можно возражать.
Срок подачи возражений в таком случае сокращенный и составляет 5 раб. дн. со дня, следующего за днем получения акта (справки).
Но рассмотрение таких возражений отдельно не проводится