Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Вы нам писали. Электронная отчетность: обязанность или право?

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2007/№ 28
В избранном В избранное
Печать
Статья

Электронная отчетность: обязанность или право?

 

Проблемы обязательности подачи отчетности в электронной форме уже рассматривались на страницах нашего издания. Тем не менее главный вопрос — обязательна электронная форма отчетности или нет — до сих пор не сходит с уст. Основанием для такого утверждения служат многочисленные обращения читателей. Поэтому уделим внимание именно этому аспекту налоговоотчетных проблем.

Антон ИВАНЧЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Порядок № 691

— Порядок принятия и компьютерной обработки отчетных документов плательщиков налогов в ГНИ районного уровня и СГНИ по работе с КП, утвержденный приказом ГНАУ от 02.12.2004 г. № 691.

Порядок № 672

— Временный порядок поступления и компьютерной обработки налоговой отчетности плательщиков налогов в электронном виде в органах ГНС Украины, утвержденный приказом ГНАУ от 26.11.2004 г. № 672.

Порядок № 166

— Порядок заполнения и предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.1997 г. № 166.

Приказ № 30

— приказ ГНАУ «О внесении изменений в приказы ГНА Украины» от 26.01.2007 г. № 30.

 

На сегодняшний день процесс внедрения передовых информационных технологий в документооборот налогоплательщиков с налоговыми органами набирает внушительные обороты. Так, практически за месяц количество плательщиков, которые заключили с органами ГНС договоры по обеспечению электронного документооборота, выросло более чем в 2,2 раза, а плательщиков, которые подают отчетность в электронной форме, — в 2,3 раза*.

* По данным официального сайта ГНА Украины (www.sta.gov.ua).

То ли рост популярности электронной отчетности вызван активной пропагандой ее в органах ГНС, то ли чрезмерной настойчивостью налоговиков на добровольно-принудительном порядке ее (электронной формы отчетности) применения, то ли желанием субъектов хозяйствования упростить себе жизнь, судить не беремся. С уверенностью можем лишь утверждать, что вопрос об обязательности применения электронной формы отчетности остается открытым.

Основным документом, регулирующим особенности подачи отчетности, является

Закон № 2181. В соответствии с п.п. 4.4.2 указанного Закона налоговая отчетность может быть предоставлена по добровольному решению плательщика налогов налоговому органу в электронной форме, при условии регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Как видим,

Законом № 2181 четко определено, что подача отчетности в электронной форме — дело добровольное и принимать такое решение налогоплательщик вправе самостоятельно. В принципе, главное налоговое ведомство страны с этой нормой не спорит. Так, в письме ГНАУ от 24.11.2006 г. № 360/4/15-0110 отмечалось, что налоговым законодательством предусмотрена возможность предоставления плательщиком налогов в органы ГНС налоговой отчетности как в бумажном, так и в электронном виде по выбору плательщика .

Более того,

Закон № 2181 не содержит каких-либо оговорок относительно возможности урегулирования вопроса о применении электронной формы отчетности иными нормативно-правовыми документами. Это означает, что без внесения соответствующих изменений в Закон № 2181 ГНАУ не может настаивать на обязательности применения электронной формы отчетности.

На сегодняшний день именно такой (

добровольный) механизм предоставления налоговой отчетности в электронной форме описан в Порядке № 691, которым установлен процесс принятия и обработки налоговой отчетности от налогоплательщиков. Так, п. 4.1 указанного порядка установлено, что налоговая отчетность в органы налоговой службы может быть предоставлена (отправлена):

— на бумажных носителях;

— почтовым отправлением;

— на магнитных носителях с приложением распечатанных оригиналов налоговой отчетности на бумажных носителях;

— при помощи любой транспортной системы (On-Line, Of-Line, Utel или другой провайдер связи, который гарантирует доставку пакета отчетных документов плательщика в ОГНС в течение одного часа).

Рассматривая вопрос о подаче налоговой отчетности в электронной форме, нельзя не отметить

чрезмерное содействие налоговиков данному пожеланию налогоплательщиков. В этой связи следует отметить появление Порядка № 672 и приказа № 30. И если принятие первого документа можно назвать необходимым, то второго — скорее дальновидным.

Напомним, что

приказом № 30 в некоторые приказы ГНАУ вносились изменения, связанные с электронной формой документооборота. В частности, внесенными изменениями в п. 4.2 Порядка № 166 была расширена сфера применения электронной формы документооборота. Теперь плательщик налога имеет право по собственному желанию предоставить в ГНИ реестры полученных и выданных налоговых накладных в таких же формах, как и налоговую отчетность (в том числе и в электронной).

В свою очередь,

Порядок № 672 призван регулировать процесс приема и обработки отчетности в электронной форме. Несмотря на такую узкую специфику, в п. 4.1 этого порядка способы подачи налоговой отчетности, а главное добровольность их выбора, установлены аналогично Порядку № 691.

Подытоживая сказанное, отметим две важные особенности:

1) ни на уровне закона, ни на уровне подзаконных актов, непосредственно регулирующих порядок сдачи налоговой отчетности,

обязательность ее предоставления в электронной форме не установлена;

2) несмотря на расширение налоговиками сферы применения электронной формы документооборота, главный принцип ее применения —

добровольность — сохраняется.

На отсутствие законных оснований для обязательности сдачи отчетности в электронной форме, а также на неправомерность действий налоговиков, которые требуют сдавать отчетность в электронной форме, указывает и Госкомпредпринимательства (

письма от 18.03.2005 г. № 1788, от 20.10.2004 г. № 7256 («Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 5)).

Надеемся, данный материал добавил уверенности нашим читателям в том, что правовые основания для обязательного применения электронной формы отчетности на сегодняшний день отсутствуют. Уверены, что теперь, при необходимости, убедить в этом вы сможете и налоговиков.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно