Порядок включения уплаченных налогов в расходы предпринимателя
В данной статье рассмотрим, какие налоговые платежи и в каком порядке предприниматель может относить в состав своих расходов.
Александр ДРУШЛЯК,
консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»
Плательщиками налогов и сборов (обязательных платежей) являются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законами Украины возложена обязанность по их уплате.
Необходимость уплаты тех или иных видов налогов (сборов) зависит от конкретного вида деятельности предпринимателя, избранной системы налогообложения. При этом у предпринимателя, работающего на общей системе, есть право в законодательно определенном порядке включать в состав своих расходов суммы уплаченных им в бюджет налогов и сборов. Аналогичная возможность есть и у предпринимателя на едином налоге, но для него этот вопрос принципиальным не является (величина расходов и чистого дохода в данном случае ни на что не влияет).Основными документами по налогообложению деятельности предпринимателей на общей системе являются:
—
Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92 (в действующей части);—
Инструкция о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденная приказом ГГНИ Украины от 21.04.93 г. № 12 (далее — Инструкция № 12), которая в своем приложении 7 говорит о том, что предприниматели формируют расходы по перечню статьи 5 «Валовые расходы» и в соответствии со статьей 8 «Амортизация» Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее — Закон № 283 ).Общая особенность включения затрат в валовые расходы предпринимателя заключается в том, что
(согласно приложению 7 к Инструкции № 12) к валовым расходам за отчетный период можно отнести лишь те платежи, которые подтверждены документально (а значит, фактически понесены) и связаны с полученным в отчетном периоде доходом.Налоги и сборы в соответствии с
Законом о системе налогообложения* делятся на общегосударственные (статья 14 Закона) и местные (статья 15 Закона). К общегосударственным налогам относятся: НДС, акцизный сбор, таможенная и государственная пошлина, плата за землю, арендная плата за государственные и коммунальные земли, налог на промысел, сбор за спецпользование водными ресурсами, сбор за загрязнение окружающей среды, сбор на общегосударственное пенсионное страхование («ювелирный» и т. д.), плата за торговый патент, налог с владельцев транспортных средств и др. К местным относятся налог на рекламу, рыночный сбор, сбор за право использования местной символики и т. п.* Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII, с изменениями и дополнениями.
Так вот, возвращаясь к
Закону № 283, согласно которому предприниматель формирует свои расходы, его подпункт 5.2.5 разрешает относить на валовые расходы:«Суммы уплаченных (начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей), установленных Законом Украины «О системе налогообложения» (кроме тех, которые прямо не определены в перечне налогов, сборов (обязательных платежей), определенных указанным Законом), включая акцизный сбор и рентные платежи, а также сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, за исключением налогов, сборов (обязательных платежей), предусмотренных подпунктами 5.3.3, 5.3.4, и пени, штрафов, неустоек, предусмотренных подпунктом 5.3.5 этой статьи».
Здесь
:— речь идет как об общегосударственных, так и о местных налогах (сборах);
— на слово «начисленных» предприниматель внимания не обращает, потому как учитывать (при исчислении чистого дохода) он может исключительно фактически понесенные расходы;
— в подпункте 5.3.3 речь идет о налоге на прибыль, налоге на репатриацию, НДС, включенном в цену приобретаемых товаров (работ, услуг) (актуально только для плательщика НДС), налоге с доходов физических лиц;
— в подпункте 5.3.4 речь идет о плате за торговые патенты.
Учитывая это, можно говорить о том, что предприниматель может в состав расходов относить уплаченные им общегосударственные и местные налоги с учетом таких особенностей: налог с доходов самого предпринимателя в расходы не включается (по сути это аналог налога на прибыль), то же самое с налогом с доходов наемных работников и других граждан; плата за торговые патенты в расходы не включается (на соответствующие суммы предприниматель уменьшает подлежащий уплате налог с доходов*; налоговики настаивают, что такое уменьшение должно производиться по итогам года**, хотя на практике так происходит не всегда); у плательщика НДС в расходы не попадает НДС, уплаченный им в составе цены приобретаемых товаров, работ, услуг.
* Это намного лучше, чем включить соответствующую плату в расходы.
** См. письмо ГНАУ «Об учете стоимости торговых патентов» от 13.12.2006 г. № 23295/7/17-0417.
Указанные общеобязательные платежи предприниматель учитывает (отражает в Книге ф. № 10) в периоде их фактической уплаты, так как установить связь между уплаченным налогом и полученным в отчетном периоде доходом зачастую невозможно.
При этом существуют определенные особенности отнесения на валовые расходы
НДС, перечисленного в бюджет (ранее мы говорили об НДС, включенном в цену приобретаемых товаров, работ, услуг). Особенности эти актуальны только для плательщиков НДС.Согласно приложению 7 к
Инструкции № 12:«
В состав расходов физического лица — субъекта предпринимательской деятельности, зарегистрированного как плательщик налога на добавленную стоимость (далее — НДС), также включаются суммы НДС, внесенные в бюджет. Не включаются в валовые расходы и валовой доход суммы НДС, которые входят в цену приобретенных и проданных товаров (работ, услуг) соответственно».Получается, что плательщик НДС может отнести на расходы НДС, перечисленный в бюджет (юридическое лицо подобным образом поступить не может).
Что касается
отчислений (страховых взносов) в Пенсионный фонд и фонды социального страхования по заработной плате наемных работников (начисления «сверху»), то они в состав расходов включаются (по факту уплаты) на основании подпункта 5.7.1 Закона № 283.Что касается пенсионных взносов, уплачиваемых предпринимателем «за себя», то
Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV (далее — Закон № 1058) прямо определяет предпринимателей как лиц, подлежащих общеобязательному государственному пенсионному страхованию (пункт 3 статьи 11 Закона № 1058). Именно поэтому отчисления в Пенсионный фонд, который предприниматель платит «за себя», включаются в валовые расходы на основании подпунктов 5.2.1, 5.7.1 Закона № 283.Что касается единого налога, то его сумма в расходы плательщика единого налога не попадает.
Выводы
В состав валовых расходов предпринимателя включаются общегосударственные и местные налоги по перечню статей 14 и 15
Закона о системе налогообложения (за некоторыми исключениями).НДС в составе цены товаров (работ, услуг) не включается у плательщиков этого налога в расходы. Для неплательщиков НДС этот налог включается в расходы лишь для товаров (работ, услуг), приобретенных в хозяйственных целях.
У плательщиков НДС перечисленный в бюджет НДС включается в расходы на основании
Инструкции № 12.Отчисления в Пенсионный фонд и фонды социального страхования включаются в состав валовых расходов. Удержанный из доходов и перечисленный в бюджет НДФЛ — нет.
Уплата налогов и сборов должна быть подтверждена документально.