Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об административно-хозяйственных санкциях за несоздание единоналожниками рабочего места инвалида

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2007/№ 28
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 07.03.2007 г. № 1/5-218

Об административно-хозяйственных санкциях за несоздание единоналожниками рабочего места инвалида

Письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 07.03.2007 г. № 1/5-218

Фонд социальной защиты инвалидов в соответствии с возложенными действующим законодательством Украины на него задачами осуществляет контроль за выполнением субъектами хозяйствования четырехпроцентного норматива рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, в том числе путем взыскания в судебном порядке административно-хозяйственных санкций за невыполнение ими такого норматива в размере среднегодовой заработной платы работника за каждое незанятое рабочее место инвалидом согласно статьям 19, 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».

Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727

не содержит норм об освобождении предприятий от обязанности выполнения норматива создания рабочих мест для инвалидов, установленного Законом, а взносы в Фонд социальной защиты инвалидов (о которых речь идет в статье 6 Указа № 727) не являются административно-хозяйственными санкциями (о которых речь идет в части 1 статьи 20 Закона Украины № 875). А поэтому предприятия, которые выбрали упрощенную систему налогообложения (плательщики единого налога), обязаны выполнять норматив рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, установленный Законом, а в случае его невыполнения — уплачивать административно-хозяйственные санкции в областные отделения Фонда социальной защиты инвалидов в порядке, предусмотренном постановлением Кабинета Министров Украины от 31.01.2007 № 70.

Кроме того, согласно ст. 6 Указа субъект малого предпринимательства, уплачивающий единый налог, не является плательщиком именно определенных видов налогов и сборов (обязательных платежей). В статье 92 Конституции Украины указано, что система налогообложения, налоги и сборы устанавливаются исключительно законами Украины. Частью 6 статьи 1 Закона Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII (далее — Закон № 1251) установлено, что «налоги и сборы (обязательные платежи), взимание которых не предусмотрено настоящим Законом, кроме определенных Законом Украины «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины», уплате не подлежат».

Административно-хозяйственные санкции за нетрудоустройство инвалидов согласно Закону Украины «О системе налогообложения» не относятся к налогам и сборам, поскольку налогами и сборами (обязательными платежами) считаются обязательные взносы в бюджеты и в государственные целевые фонды, которые осуществляются плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законами Украины о налогообложении.

Однако

статьи 14 и 15 Закона № 1251 не содержат такого налога или сбора (обязательного платежа), как взнос в Фонд социальной защиты инвалидов, а Закон № 875 не является законом Украины о налогообложении.

Поэтому можно сделать вывод, что взносы, сборы и налоги — это однородные понятия

и олицетворяют в себе обязательный платеж в бюджеты и в государственные целевые фонды. Административно-хозяйственные санкции, в отличие от взносов, не имеют таких основных критериев, как пропорциональность и равномерность. Учитывая вышеизложенное, действующим законодательством не определено такое понятие, как взносы.

Согласно ч. 1 ст. 230 Хозяйственного кодекса Украины штрафными санкциями определяются хозяйственные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственного обязательства.

Часть 1 ст. 238 Хозяйственного кодекса Украины определяет, что за нарушение установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности к субъектам хозяйствования могут быть применены уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления административно-хозяйственные санкции, т. е. меры организационно-правового или имущественного характера, направленные на прекращение правонарушения субъекта хозяйствования и ликвидацию его последствий.

Административно-хозяйственные санкции за несоздание рабочего места инвалида никак нельзя отождествлять со взносами

в Фонд социальной защиты инвалидов. Поскольку взносов в Фонд социальной защиты в природе не существует, а имеется только административно-хозяйственная санкция за невыполнение норматива трудоустройства инвалидов для всех предприятий различных форм собственности.

Таким образом, с учетом изложенного выше субъекты малого предпринимательства, которые выбрали упрощенную систему налогообложения (

плательщики единого налога), обязаны выполнять норматив рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, установленный Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», а в случае его невыполнения — уплачивать административно-хозяйственные санкции в территориальные (областные) отделения Фонда социальной защиты инвалидов согласно Порядку уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, суммы административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 31.01.2007 г. № 70 «О реализации статей 19 и 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».

Директор Э. Скибинский



комментарий редакции

От плательщиков единого налога требуют соблюдать норматив трудоустройства инвалидов

Сегодня, видимо, нет особого смысла обращаться к истории вопроса о необходимости соблюдения плательщиками единого налога норматива трудоустройства инвалидов, установленного Законом Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», и о соответствующей обязанности уплаты административно-хозяйственных санкций в случае несоблюдения этого норматива. Приходится признать, что изложенная в сегодняшнем письме позиция Фонда социальной защиты инвалидов де-факто восторжествовала на практике на беду тех, кто не соблюдал норматив в 2006 году.

Говоря по сути, комментируемое разъяснение Фонда не сильно отличается от того, которое оно призвано было дополнить (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 88), да и ситуация практически не изменилась в сравнении с той, которая подробно проанализирована в соответствующем прежнем материале рубрики «Почта редакции» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 75, с. 61). Точнее говоря, не изменилась она в отношении плательщиков единого налога — юридических лиц, тогда как

в отношении плательщиков единого налога — физических лиц она изменилась кардинально: ведь начиная с 2006 года обязанность выполнения норматива трудоустройства инвалидов возложена не только на предприятия, но и на физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, использующих наемный труд.

Заметим, что в отношении этой категории работодателей органы Фонда социальной защиты инвалидов настроены весьма решительно: сведения о количестве наемных работников уже получены ими в службах занятости, выявлены те СПДФЛ, которые в соответствии с количеством наемных работников в 2006 году обязаны были выполнить норматив и зарегистрироваться в Фонде, но которые этого не сделали. Фонд твердо намерен добиться от нарушителей реальной уплаты административно-хозяйственных санкций (напомним, что предельный срок для добровольной их уплаты заканчивается 14 апреля, однако что касается подобной уплаты за 2006 год, то 14 апреля текущего года пришлось на субботу, поэтому справедливо ожидать, что на основании статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Фонд согласится с переносом этого предельного срока на 16 апреля — понедельник).

И последнее. В первом абзаце письма почему-то упоминается только четырехпроцентный норматив, а

норматив в количестве одного рабочего места (при величине показателя среднеучетного количества штатных работников от 8 до 24 человек включительно) оказался забытым. По-видимому, плательщику единого налога — юридическому лицу полезно знать, что при общем среднеучетном количестве штатных работников за год (включая инвалидов), равном 50 (если у предприятия нет ни совместителей, ни подрядников, то при этом оно вписывается в установленные Указом рамки численности), для соблюдения норматива трудоустройства инвалидов ему нужно иметь в штате предприятия как минимум 2 инвалидов, но если говорить о меньшем среднеучетном количестве штатных работников на предприятии, то с учетом округления расчетов получается, что 1 штатный работник — инвалид обеспечивает выполнение норматива при величине показателя среднеучетного количества штатных работников за год, равного 37 человекам (37 х 0,04 = 1,48 ≈ 1).
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно