Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Готовим автомобиль к лету: замена резины, масла, установка кондиционера

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2007/№ 30
В избранном В избранное
Печать
Статья

Готовим автомобиль к лету: замена резины, масла, установка кондиционера

Пословица гласит: готовь сани летом, а телегу — зимой. А вот автомобиль требует подготовки в преддверии каждого из сезонов. А так как лето уже не за горами, то пора бы сменить зимнюю резину на летнюю, поменять масло и, конечно же, не забыть о наличии исправного кондиционера. О том, как бухгалтеру учесть такую подготовку, и пойдет речь в данной статье.

Наталия ДЗЮБА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Для подготовки автомобилей предприятия (в том числе и арендованных) к использованию в хоздеятельности в

весенне-летний период согласно п. 3.11 Положения № 102 проводится сезонное техническое обслуживание. Сезонное техническое обслуживание включает работы, приведенные в приложении В к Положению № 102, и проводится вместе с очередным вторым техническим обслуживанием 2 (ТО-2). Приведенные в Положении № 102 работы по сезонному техобслуживанию не являются исчерпывающими, а значит, при необходимости могут быть дополнены.

Например

, при подготовке авто к лету могут быть проведены: шиномонтаж и балансировка колес, сезонная замена масла, проверка состояния наружного освещения, технологическая мойка труднодоступных мест и скрытых полостей, проверка состояния лакокрасочного и антикоррозийного покрытия и т. д.

Согласно

п. 3.8 Порядка № 102 сезонное техническое обслуживание, наряду с другими видами технического обслуживания, не относится к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения транспортного средства. Значит, понесенные налогоплательщиком в связи с сезонным техническим обслуживанием автомобилей расходы не амортизируются, а относятся к валовым расходам согласно п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.

Сумма НДС, уплаченная в составе стоимости работ (материалов) при подготовке автомобилей к летнему сезону (при наличии налоговой накладной), включается в налоговый кредит предприятия на основании

п.п. 7.4.1 Закона об НДС.

А теперь более подробно рассмотрим наиболее «ходовые» операции по подготовке автомобилей к лету, причем каждая из них имеет свои особенности отражения в налоговом и бухгалтерском учете.

Установка летней резины

С появлением весной сухого асфальта, зимнюю резину, следует сменить на летнюю. Ведь в летних условиях зимнюю резину эксплуатировать не целесообразно — мягкая зимняя резина быстро сотрется, а шипы опадут, не справившись с жесткостью дорожного покрытия, что приведет к их досрочному износу.

По своей сути сезонная

замена шин относится к техническому обслуживанию автомобиля как операция по поддержанию его работоспособности в изменившихся дорожных условиях (см. п. 1.3 Положения № 102). Аналогичной точки зрения придерживаются и налоговики. Правда, есть некоторые исключения — замена поврежденных шин, не прошедших норму пробега, относится к ремонту (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 14).

Отражение в учете

операций по установке летних и демонтажу зимних шин напрямую зависит от того, как такие шины числятся в учете предприятия:

— в составе стоимости автомобиля;

— отдельно в стоимости запасов или же только в аналитике (если такие шины уже эксплуатировались и их стоимость была отнесена на расходы в момент ввода в эксплуатацию).

Так, если предприятие устанавливает на автомобиль новые летние шины, числящиеся в составе запасов и ранее не бывшие в эксплуатации, то в момент их списания со склада и установки на автомобиль

в бухгалтерском учете их стоимость списывают на счет учета расходов (для транспортных предприятий — на счет 23 «Производство», если автомобиль используется в административных целях — то на счет 92 и т. д.). Ведь согласно п. 15 П(С)БУ 7 расходы, осуществленные для поддержания объекта основных средств в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов.

В налоговом учете

на дату установки такие новые летние шины следует исключить из перерасчета по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. Их учет в дальнейшем ведется только в аналитике. Однако есть и другое мнение относительно учета шин по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, согласно которому они должны пересчитываться в течение всего срока эксплуатации до самого износа, а не только до момента списания со склада и установки на авто. В частности, такой вывод можно сделать из консультации, опубликованной в «Вестнике налоговой службы Украины», 2004, № 18. Там сказано, что расходы, связанные с заменой на дорожно-транспортном средстве (далее — ДТС) шин, срок эксплуатаций которых окончился согласно нормам эксплуатационного пробега, включаются согласно п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль в состав валовых расходов, при условии эксплуатации ДТС в хоздеятельности.

Если предприятие устанавливает летние шины, числящиеся в составе стоимости автомобиля или же только в аналитике (введенные в эксплуатацию в прошлом сезоне), то их установка на налоговый и бухгалтерский учет не влияет.

Учет снятых зимних шин зависит от степени их изношенности. В зависимости от этого они либо будут дожидаться на складе следующего зимнего периода, либо должны быть списаны как непригодные для дальнейшего использования либо как прошедшие нормативный пробег. Так, если зимние покрышки сумели «сохранить лицо» и готовы откатать еще одну зиму, то они при возврате на склад не должны участвовать в перерасчете по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, ведь их стоимость была исключена из состава запасов в момент их предзимнего ввода в эксплуатацию. Поэтому никаких корректировок в налоговом учете производить не нужно. В бухгалтерском учете зимние шины не восстанавливаются в составе запасов, ведь их стоимость уже была отнесена на расходы в момент списания в эксплуатацию. Их возврат найдет отражение только в аналитическом учете с занесением соответствующих записей в Карточку учета автомобильной шины. Напомним, что такая Карточка оформляется на каждую отдельно приобретенную автошину, поступившую на предприятие. В Карточку учета автомобильной шины вносятся «личные данные» конкретной шины, все операции с ней, ее пробег, причины списания и т. д.

Если зимние шины на момент смены на летние оказались полностью изношенными

до окончания срока, установленного Нормами пробега шин, то для их учета следует убрать стоимость шин из валовых расходов с последующим применением налоговых правил по учету ремонтных расходов. Ведь, как мы отметили выше, операции по замене шин, которые стали непригодными для эксплуатации с пробегом ниже норм, относятся не к техобслуживанию, а ремонту.

Для осуществления такой корректировки стоимость ненормированно изношенных шин отражают в графе 4 таблицы 1 приложения К 1/1 к декларации по налогу на прибыль. Затем, если стоимость шин вписывается в 10 % ремонтный лимит, ее отражают в строке 04.10 декларации и в таблице 3 приложения К 1/1. Все, что не вписалось в лимит, пойдет на увеличение балансовой стоимости группы 2 и в дальнейшем амортизируется. В декларации по налогу на прибыль за следующий налоговый период отразится в графе 3 таблицы 2 «Расчет амортизационных отчислений» приложения К1/1 и в строке 07 «Суммы амортизационных отчислений» самой декларации.

Обратите внимание, что после того, как колеса на автомобиле «переобуты», их необходимо отбалансировать и выставить углы развала и схождения. Не отрегулировав развал-схождение, предприятие обеспечит себе быстрый и неравномерный износ протектора шин автомобилей. Такая операция при отсутствии на предприятии технической службы может проводиться на СТО. Стоимость таких работ без проблем попадет в валовые расходы предприятия на основании

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль, а в бухгалтерском учете — в состав расходов отчетного периода согласно П(С)БУ 16 и в зависимости от назначения автомобиля отразится на счетах 23, 91, 92, 93 или 94 как расходы на техобслуживание автомобиля.

Что касается НДС, то при приобретении автошин у предприятия возникает право на налоговый кредит на основании

п.п. 7.4.1 Закона об НДС, который отражается по дате первого события в соответствии с п.п. 7.5.1 этого же Закона.

Операции по замене шин рассмотрим на примере.

Пример 1.

Предприятие в преддверии летнего сезона пополнило запасы летних автошин на сумму 7200 грн. (в том числе НДС — 1200 грн.), стоимость 1 шины — 450 грн. (в том числе НДС — 75 грн.). С наступлением летнего сезона предприятие приняло решение сменить на автомобиле ВАЗ 21099 зимние шины на новые летние шины. Шиномонтаж и балансировка колес автомобиля проведены на СТО и стоимость таких работ составила 120 грн. (в том числе НДС — 20 грн.). Зимние шины возвращены на склад.

Таблица 1

Приобретение и установка летних шин

№ п/п

Содержание

хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1

Приобретены шины для легковых автомобилей

207

631

6000

6000

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

1200

3

Перечислена оплата за шины

631

311

7200

4

Выданы водителю деньги
на хозяйственные нужды

372

301

120

5

Оплачены услуги по замене шин и балансировке колес

92

372

100

100

6

Отражен налоговый кредит по НДС

641

372

20

7

Списана стоимость установленных шин

92

207

1500

— *

* При установке летние шины исключены из перерасчета по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

8

Зимние шины возвращены на склад**

** Ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете эта операция не отражается. Учет шин ведется только в аналитике (сведения о возврате заносятся в Карточку учета автошины).

9

Списаны расходы на финансовый результат

791

92

1600

 

Замена масла

С учетом того, что работы по замене масла на автомобиле рекомендованы при подготовке автомобилей к летнему сезону, то расходы по такой замене (в том числе и стоимость масла) на автомобилях, используемых предприятием в хозяйственной деятельности предприятия, относятся на валовые расходы согласно

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль. Однако обратите внимание — это справедливо только для грузовых автомобилей. В отношении легковых автомобилей действуют другие правила.

Дело в том, что относительно легковых автомобилей к валовым расходам относятся только 50 % стоимости потребленных ГСМ (см.

абзац пятый п.п. 5.4.10 Закона о налоге на прибыль). Как известно, к ГСМ относятся не только топливо, но и различные смазки и масла. Таким образом, 50 % ограничение валовых расходов следует применять не только для топлива (бензина, солярки, газа), а и для смазочных материалов — смазки и масла.

Предприятия, которые используют в своей деятельности и грузовые, и легковые автомобили, должны вести отдельный учет ГСМ, используемых для этих классов автомобилей. При этом предприятия должны вести налоговый учет прироста (убыли) балансовой стоимости ГСМ для легковых автомобилей только в границах 50 % стоимости таких ГСМ. То есть только в такой сумме масло должно числиться в составе запасов в налоговом учете и в такой же сумме исключаться из состава запасов (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 14).

Другое дело, если сезонное техобслуживание проведено на СТО. Если в полученном расчетном документе на пройденное техобслуживание или другом документе (акте, например) нет разделения понесенных расходов по видам работ и потребленных материалов, то стоимость техобслуживания можно отнести на валовые расходы полностью. Если разделение есть — то выделенные ГСМ следует отнести на валовые расходы только в 50 % размере.

Что касается сумм НДС, уплаченных при приобретении ГСМ для эксплуатации автомобилей, то на основании

п.п. 7.4.1 Закона об НДС они включаются в состав налогового кредита без ограничения. Кстати, это же справедливо и в отношении НДС по ГСМ, купленным для легковых автомобилей (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 29).

Рассмотрим учет замены масла на примере.

Пример 2.

Предприятие заключило договор с СТО на проведение сезонного технического обслуживания арендованного легкового автомобиля, используемого для административных целей. Общая стоимость такого технического обслуживания составила 1200 грн., в том числе НДС — 200 грн. Причем акт выполненных работ содержал в стоимостном выражении полный перечень проведенных работ и отдельно стоимость материалов, потраченных при выполнении таких работ, в числе которых было выделено и моторное масло на сумму 120 грн. (в том числе НДС — 20 грн.).

Таблица 2

Замена масла

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1

Произведено сезонное техобслуживание арендованного автомобиля

92

631

1000

950*

* Предприятие имеет право стоимость моторного масла отнести на валовые расходы только в размере 50 грн.

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС

641

631

200

3

Перечислена оплата СТО
за сезонное техобслуживание

631

311

1200

4

Списаны расходы на финансовый результат

791

92

1200

 

Установка и обслуживание кондиционеров

Автомобильные кондиционеры предназначены для создания комфортных условий в салоне автомобиля в течение всего года. Это достигается путем подогрева или охлаждения воздуха, удаления из него влаги за счет переключения воздушного потока, проходящего через теплообменники нагревателей и охладителей, которые размещены в едином корпусе.

Установка кондиционера на автомобиль в преддверии жаркого лета представляет собой не что иное, как техническое переоснащение, модернизацию автомобиля.

С налоговой точки зрения, модернизация, техническое переоснащение основных фондов рассматриваются как их улучшение, а порядок отражения расходов, связанных с таким улучшением, регулируется

п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль.

Учитывая, что оборудованный кондиционером автомобиль подпадает под определение основных фондов группы 2, предприятие в отчетном периоде сумму понесенных затрат может включить в свои

валовые расходы в пределах 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных фондов по состоянию на 1 января текущего года. Сумма превышения распределяется пропорционально сумме фактически понесенных расходов на улучшение основных фондов групп 2, 3, 4 и увеличит балансовую стоимость соответствующей группы основных фондов на начало расчетного квартала. В данном случае она увеличит балансовую стоимость основных фондов группы 2 на начало следующего расчетного квартала.

В бухгалтерском учете

расходы, связанные с техническим перевооружением и модернизацией основных средств, относятся на увеличение их первоначальной стоимости как приводящие к увеличению будущих экономических выгод (п. 14 П(С)БУ 7). Поэтому расходы на оборудование автомобиля кондиционером увеличивают первоначальную стоимость такого автомобиля.

Если автомобили на предприятии изначально оснащены кондиционерами, то дабы не оставить их в тридцатиградусную жару без охлаждения, предприятие может провести их сезонное техобслуживание. Как правило, оно заключается в замене фильтров, заправке системы и регулировке.

В налоговом учете расходы на техническое обслуживание кондиционеров включаются в состав валовых расходов предприятия на основании

п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль, а в бухгалтерском учете — в состав расходов отчетного периода согласно П(С)БУ 16 и в зависимости от назначения автомобиля отражаются на счетах 23, 91, 92, 93 или 94.

Рассмотрим порядок отражения установки и обслуживания кондиционеров на примере.

Пример 3.

Предприятие при подготовке автомобилей к летнему сезону приняло решение оснастить грузовой автомобиль КамАЗ дополнительным оборудованиемкондиционером WAECO CoolAir CA-0800-DC, а также на автомобиле SKODA OCTAVIA провести техобслуживание кондиционера — заменить фильтр, заправить и отрегулировать систему. Инсталляцию кондиционера на автомобиль КамАЗ и проведение техобслуживания кондиционера на автомобиле SKODA OCTAVIA осуществил сервисный центр по установке и ремонту кондиционеров. Стоимость кондиционера для КамАЗа с установкой составила 15600 грн. (в том числе НДС — 2600 грн.). Стоимость техобслуживания кондиционера для SKODA OCTAVIA — 3360 грн. (в том числе НДС — 560 грн.). По окончании выполненных работ подписан соответствующий акт.

Таблица 3

Установка и обслуживание кондиционеров

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

Перечислена предоплата сервисному центру за услуги по установке и обслуживанию кондиционеров

371

311

18960

15800*

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

3160

3

Отражены затраты по установке кондиционера на автомобиль КамАЗ

153

631

13000

4

Списаны на увеличение первоначальной стоимости автомобиля КамАЗ затраты на установку кондиционера

105

153

13000

5

Отражены расходы на техобслуживание кондиционера автомобиля
SKODA OCTAVIA

92

631

2800

6

Списана сумма ранее отраженного налогового кредита по НДС

644

631

3160

7

Отражен зачет задолженностей

631

371

18960

8

Списаны расходы на финансовый результат

791

92

2800

* Предположим, что расходы на установку кондиционера (13000 грн.) попали в 10 % лимит.

 

А в заключение напомним вам одну пословицу: «Не подмажешь — не поедешь», поэтому, чтобы всегда ездить с комфортом, следует вовремя подготовить автомобили к весенне-летнему сезону.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно