Затраты на ремонт автомобиля: бухучет
Ремонты бывают разные. Все зависит от того, с какой точки зрения на это смотреть. Например, с точки зрения бухгалтерского учета важно различать ремонты по характеру осуществляемых на них расходов. В этом контексте рассмотрим порядок бухгалтерского учета расходов на проведение капитальных и текущих ремонтов автомобиля.
Андрей РЫНДЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Бухучет о ремонтах
Если речь идет о таком объекте бухгалтерского учета, как автомобиль, то это означает, что речь идет об объекте
основных средств, который по классификации относится к группе «Транспортные средства» (см. п.п. 5.1.5 П(С)БУ 7 «Основные средства»).Пробовали ли вы отыскать в П(С)БУ
общие правила бухгалтерского учета именно расходов на ремонты объектов основных средств? Прямых правил нет. В связи с этим у предприятий возникают два вопроса:1. В соответствии с какими правилами бухгалтерского учета необходимо вести учет расходов на ремонты объекта основных средств?
2. Могут ли расходы на проведение ремонта объекта основных средств капитализироваться в его стоимости?
С момента вступления в силу П(С)БУ 7 и по сей день считается, что расходы на проведение ремонтов объекта основных средств в бухгалтерском учете должны отражаться согласно нормам, установленным п. 15 данного стандарта, а именно: расходы, которые осуществляются для поддержания объекта в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования,
включаются в состав расходов. Это общее правило служит ответом на первый вопрос.Основываясь на том, что согласно
ст. 1 Закона Украины от 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» национальные П(С)БУ не могут противоречить МСФО, приведем соответствующую выдержку из МСФО 16 «Основные средства»: «...субъект хозяйствования не признает в балансовой стоимости объекта основных средств расходы на ежедневное обслуживание объекта. Наоборот, эти расходы признаются в прибыли или убытке, когда они понесены. Расходы на ежедневное обслуживание объекта, как правило, — это расходы на заработную плату и расходные материалы, а также это могут быть расходы на незначительные детали. Назначение этих расходов часто определяют как «ремонты и техническое обслуживание» объекта основных средств».Если так категоричен ответ на наш первый вопрос, то уместен ли в принципе второй вопрос? Оказывается, уместен, и на практике предприятия включают затраты на проведение
некоторых ремонтов в балансовую стоимость отремонтированного объекта основных средств. Если раньше приходилось прилагать усилия в обосновании такого подхода к бухгалтерскому учету расходов на некоторые ремонты, то сейчас это сделать проще.С появлением
Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина от 30.09.2003 г. № 561* (далее — Методрекомендации № 561), предприятия могут опереться на этот документ в подтверждение своей позиции по признанию затрат на некоторые ремонты, путем отражения капитальных инвестиций.* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2003, № 94, там же вы найдете статью «Кашей масло не испортить», являющуюся комментарием к Методрекомендациям № 561.
Однако Методрекомендации № 561 не являются индульгенцией, заранее прощающей предприятиям нарушения основополагающих правил бухгалтерского учета, поэтому при отражении расходов на ремонты как капитальных инвестиций потребуется
обоснование такого порядка бухгалтерского учета. Для того, чтобы обосновать такой порядок, необходимо очень четко представлять, когда расходы на ремонты объекта основных средств могут быть отражены в бухгалтерском учете как расходы, а когда — как капитальные инвестиции (капитализированы).
В расходы завсегда списать успеем!
Пользуясь общим правилом бухгалтерского учета расходов на ремонт объекта основных средств, предприятие всегда может отразить затраты на
любые виды ремонта в составе расходов, если соблюдаются критерии такого правила, т. е. когда расходы осуществляются для поддержания объекта в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования.«Любые виды ремонта» — звучит слишком обобщенно, а между тем ремонты автомобиля разделены на капитальные и текущие. Для того, чтобы убедиться в этом, воспользуемся определениями такого нормативного акта, как
Положение № 102.
Терминология Положения № 102 |
Ремонт — комплекс операций относительно восстановления исправности или работоспособности изделий и восстановления ресурсов изделий или их составных частей.Текущий ремонт (ТР) — ремонт, который выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и заключается в замене и (или) восстановлении отдельных частей (может выполняться заявочный или по результатам диагностики агрегатным, обезличенным и другими методами).Капитальный ремонт (КР) — ремонт, который выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением каких-нибудь частей, в том числе базовых. |
Обратите внимание на то, что согласно
Положению № 102 все виды ремонтов производятся с целью восстановления исправности или работоспособности автомобиля, и из этих определений прямо не следует, что в результате таких ремонтов предприятие получит в будущем дополнительные выгоды. Однако с окончательными выводами о дополнительных выгодах торопиться не будем.Для того, чтобы определиться с направлением признания расходов на ремонты, необходимо руководствоваться нормами П(С)БУ 16 «Расходы», на основании которых расходы на проведение ремонта автомобиля могут быть отражены: как общепроизводственные, административные расходы, расходы на сбыт или прочие операционные расходы. Все зависит от того, каким именно образом эксплуатируется автомобиль.
Пример
. Предприятие силами сторонней организации (СТО) осуществило ремонт автомобиля: произведена реконструкция поврежденного элемента кузова. Стоимость работ по ремонту автомобиля составила 7200 грн. с учетом НДС. Автомобиль используется в административных целях. Такой ремонт рассматривается как текущий, так как приводит лишь к восстановлению отдельной части автомобиля, поэтому затраты на него по общему правилу признаются расходами предприятия (табл. 1):
Таблица 1
№ п/п | Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма, грн. | |
дебет | кредит | |||
1 | Произведена предоплата за работы по текущему ремонту автомобиля | 371 | 311 | 7200,00 |
2 | Отражен налоговый кредит по НДС при получении налоговой накладной | 641 | 644 | 600,00 |
3 | Подписан акт выполненных работ по ремонту автомобиля | 92 | 631 | 6000,00 |
4 | Признан налоговый кредит по НДС по авансу | 644 | 631 | 1200,00 |
5 | Отражен зачет задолженностей | 631 | 371 | 3600,00 |
Теперь обсудим особенности бухгалтерского учета некоторых видов капитального ремонта автомобиля.
Назван капитальным — значит в капитал?
Коварное название «капитальный ремонт», сеющее сомнения среди бухгалтеров предприятий! Почва для таких сомнений кроется в названии «капитальный ремонт», из которого не следует, что затраты на него должны быть автоматически капитализированы. Как мы уже выяснили,
затраты на капитальный ремонт автомобиля, произведенные по общему правилу, отражаются в составе расходов предприятия. Сомневающиеся могут обратиться к Методрекомендациям № 561 , чтобы убедиться в том, что Минфин придерживается именно такого подхода к соблюдению общего правила. Но и в таком правиле есть свои исключения.Минфин сформулировал эти исключения следующим образом:
Для сравнения: МСФО 16 допускает для запасных частей
некоторых объектов основных средств, которые могут требовать замены через регулярные промежутки времени, признание в балансовой стоимости объекта основных средств себестоимости заменяемой части такого объекта, в момент, когда понесены расходы, если удовлетворяются критерии признания. Также МСФО 16 допускает капитализацию в случае, когда условием продолжения эксплуатации объекта основных средств может быть выполнение регулярных основных технических осмотров для выявления неисправностей, независимо от того, заменяются ли части объекта. Во время выполнения значительного осмотра расходы на него признаются в балансовой стоимости объекта основных средств как замена, если удовлетворяются критерии признания.Однако обратите внимание на то, что речь не идет о замене «по желанию» предприятия, напротив — речь идет о плановой
замене базовых частей автомобиля, выработавших свой ресурс.Как видите, соответствующие положения МСФО 16 и Методрекомендаций № 561 совпадают. Здесь же стоит упомянуть и об определении «капитальный ремонт» из
Положения № 102, подразумевающем в том числе и замену базовых частей транспортного средства.Упоминая о
Положении № 102, необходимо обратить внимание на его уточняющие нормы п. 3.15, согласно которым капитальный ремонт предназначен для продолжения срока эксплуатации транспортного средства. Такое продолжение срока эксплуатации можно понимать двояко: как восстановление работоспособности автомобиля до окончания срока его эксплуатации и как продление закончившегося срока эксплуатации. Если в первом случае мы имеем дело с затратами предприятия на эксплуатацию автомобиля, то во втором случае имеет место получение дополнительных будущих экономических выгод в результате улучшения автомобиля. Наша статья не рассматривает вопросы улучшений объекта основных средств, в данном ее разделе мы рассматриваем вопросы капитализации затрат на капитальные ремонты автомобиля, которые произведены для восстановления его работоспособности.В отношении автомобиля такая ситуация возможна в том случае, когда срок эксплуатации самого автомобиля как объекта основных средств отличается от срока эксплуатации одного из его
базовых элементов, например, двигателя, коробки передач, рулевого управления и т. п. В этом случае работы по капитальному ремонту (замене полностью самортизированного) такого базового элемента можно отразить в бухгалтерском учете как капитальные инвестиции.Здесь необходимо обратить внимание на некоторые нормы
Положения № 102. Например, в соответствии с п. 3.13 к текущему ремонту транспортного средства относятся работы, связанные с одновременной заменой не более двух базовых агрегатов (кроме кузова и рамы). А в соответствии с нормами п. 3.16 ремонт будет считаться капитальным, если произведены работы, связанные с заменой кузова для автобусов и легковых автомобилей, рамы для грузовых автомобилей или одновременной заменой не менее трех базовых агрегатов. К капитальному ремонту прицепов относятся работы, связанные с заменой рамы. Такие нормы Положения № 102 могут приводить к тому, что предприятие может отразить как капитальные инвестиции то, что в Положении № 102 рассматривается как текущий ремонт: например, соответствующие замены одного базового агрегата, являющиеся условием продолжения эксплуатации автомобиля и т. п.Осуществляя бухгалтерский учет затрат на ремонты автомобиля, необходимо в первую очередь
акцентировать внимание на правилах бухгалтерского учета.Пример
. Предприятие в производственных целях эксплуатирует грузовой автомобиль, двигатель которого полностью выработал свой ресурс, при том что срок эксплуатации самого автомобиля по данным бухгалтерского учета еще не закончился. Произведена замена двигателя силами сторонней организации (табл. 2).
Таблица 2
№ п/п | Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма, грн. | |
дебет | кредит | |||
1 | Произведена предоплата за работы по капитальному ремонту автомобиля | 371 | 311 | 15000,00 |
2 | Отражен налоговый кредит по НДС при получении налоговой накладной | 641 | 644 | 2500,00 |
3 | Подписан акт выполненных работ по ремонту автомобиля | 152 | 631 | 12500,00 |
4 | Признан налоговый кредит по НДС | 644 | 631 | 2500,00 |
5 | Отражен зачет задолженностей | 631 | 371 | 15000,00 |
6 | Увеличена первоначальная стоимость автомобиля | 105 | 152 | 12500,00 |
Таким образом, общим правилом бухгалтерского учета затрат на ремонт автомобиля, при соблюдении соответствующих критериев, является включение их в состав расходов предприятия. И, как исключение из общего правила, возможно отражение затрат на некоторые капитальные ремонты автомобиля, связанные с заменой самортизированных базовых частей автомобиля как капитальных инвестиций.
Если в результате капитального ремонта автомобиля произведены его
улучшения, которые приведут к увеличению будущих экономических выгод от его эксплуатации, то в соответствии с п. 14 П(С)БУ 7 первоначальная стоимость автомобиля увеличивается на сумму затрат, связанных с таким улучшением.В отношении того, что подразумевается под
«значительными осмотрами» такого объекта основных средств, как автомобиль, можно отметить, что указанная значительность тесно связана с понятием существенности в бухгалтерском учете (см. письмо Минфина от 29.07.2003 г. № 04230-04108 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2003, № 71). Если стоимость такого значительного осмотра окажется существенной, то предприятие может рассматривать вопрос о капитализации по аналогии с заменами базовых частей (см. табл. 2). Но и здесь не стоит забывать о том, что такой значительный осмотр должен быть условием продолжения эксплуатации автомобиля.