Темы статей
Выбрать темы

Мнение специалистов официальных органов. Некоторые нюансы уплаты транспортного налога

Редакция НиБУ
Статья

Некоторые нюансы уплаты транспортного налога

С целью финансирования строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и проведения природоохранных мероприятий на водохранилищах введен налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, который регулируется

Законом № 1963, действующим начиная с 01.01.2007 г. в новой редакции.

Плательщиками налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов являются предприятия, учреждения и организации —

юридические лица, иностранные юридические лица (далее — юридические лица), а также граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства (далее — физические лица), осуществляющие первую регистрацию в Украине, регистрацию, перерегистрацию транспортных средств и/или имеющие зарегистрированные в Украине согласно действующему законодательству собственные транспортные средства, которые в соответствии со ст. 2 Закона № 1963 являются объектами налогообложения.

За какие транспортные средства уплачивается налог

Нередко возникают вопросы: все ли лица должны уплачивать этот налог и за все ли транспортные средства?

Для выяснения этих вопросов сначала нужно определить:

— является ли транспортное средство собственным;

— зарегистрировано ли оно согласно действующему законодательству;

— относится ли оно к объектам налогообложения.

Во-первых.

термин «собственные транспортные средства», который употребляется в Законе № 1963, обозначает транспортные средства, принадлежащие юридическим и физическим лицам на основании права собственности, а принадлежащие юридическим лицам государственной формы собственности — на основании права хозяйственного ведения или оперативного управления.

Если какое-либо лицо имеет транспортные средства, которые не являются его собственностью и не находятся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления,

то налог уплачивать не нужно. Например, плательщиком налога за автомобиль, переданный в аренду, является арендодатель, а арендатор за полноту и своевременность уплаты налога не несет никакой ответственности. Он несет ответственность, предусмотренную соглашением аренды.

Право собственности может быть подтверждено следующими документами: договорами купли-продажи, мены, дарения; грузовыми таможенными декларациями или удостоверениями таможенного органа о регистрации ввезенных транспортных средств; накладными, актом приемки-передачи транспортного средства; копиями решения суда с указанием юридического или физического лица, которое признается владельцем транспортного средства; решениями уполномоченного органа об отчуждении транспортного средства.

Во-вторых

. согласно ст. 34 Закона о дорожном движении государственной регистрации и учету подлежат предназначенные для эксплуатации на улично-дорожной сети общего пользования автомобили, автобусы, самоходные машины, сконструированные на шасси автомобилей, мотоциклы всех типов, марок и моделей, прицепы, полуприцепы и мотоколяски.

Государственная регистрация и учет осуществляются органами ГАИ МВД Украины, а порядок устанавливается

постановлением № 1388.

Все другие наземные механические транспортные средства подлежат ведомственной регистрации и учету, порядок проведения которых устанавливается соответствующими министерствами и ведомствами. Что касается водных транспортных средств, то их учет и регистрация осуществляются согласно

Кодексу торгового мореплавания Украины в порядке, определенном постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.97 г. № 1069.

Владельцы

транспортных средств обязаны зарегистрировать принадлежащие им транспортные средства в течение десяти суток после их приобретения, получения или возникновения обстоятельств, требующих внесения изменений в регистрационные документы.

Наземное или водное транспортное средство регистрируется по письменному заявлению владельца на основании документов, подтверждающих правомерность его приобретения или право собственности.

В-третьих

. Для определения объектов налогообложения в Законе № 1963 использована Гармонизированная система описания и кодирования товаров, на которой базируется Украинская классификация товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД) — товарная номенклатура, положенная в основу товарной классификационной схемы Таможенного тарифа Украины, утвержденной Законом Украины «О Таможенном тарифе Украины» от 05.04.2001 г. № 2371-ІІІ.

Согласно требованиям УКТ ВЭД автомобили в зависимости от технических характеристик и назначения классифицируются в соответствующих товарных позициях.

Из всей товарной номенклатуры в

Законе № 1963 используется только две группы товаров: группа 87 «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного и трамвайного подвижного состава, и их части и оборудование» и группа 89 «Суда, лодки и другие плавучие средства».

Следует обратить внимание, что для определения объектов налогообложения нельзя путать УКТ ВЭД с другими классификаторами транспортных средств, поскольку по многим пунктам они имеют расхождения, приводящие к ошибкам при определении кода транспортного средства, что влияет на ставку налога.

Ставки, по которым должен уплачиваться налог, приведены в

ст. 3 Закона № 1963 и определены в зависимости от кодов Гармонизированной системы описания и кодирования товаров в гривнях со 100 куб. см. объема двигателя (для наземных транспортных средств) и со 100 см. длины (для водных транспортных средств).

Новое в Законе: что такое первая регистрация и новые ТЗ

Для автомобилей

, которые были в пользовании и впервые регистрируются в Украине, с 1 января 2007 г. начали действовать новые (повышенные) ставки налога.

Первая регистрация в Украине

— это регистрация транспортного средства в Украине, осуществляемая уполномоченными государственными органами Украины впервые в отношении этого транспортного средства.

При определении ставок налога при первой регистрации транспортных средств в Украине возникает вопрос по поводу терминов «новые транспортные средства» и «транспортные средства, бывшие в пользовании».

Под понятием «новые транспортные средства» следует понимать транспортные средства, которые никогда не были зарегистрированы.

Таким образом, под

новыми транспортными средствами в контексте товарной номенклатуры понимают такие транспортные средства, на которые уполномоченные государственные органы не выдавали акты регистрации, дающие право на эксплуатацию этих транспортных средств.

Понятие «

транспортные средства, бывшие в пользовании» означает транспортные средства, которые были зарегистрированы по меньшей мере один раз, т. е. на которые были или имеются регистрационные документы, выданные уполномоченными государственными органами, в том числе иностранными, которые дают право эксплуатировать эти транспортные средства.

Датой начала пользования

(ввода в эксплуатацию) транспортными средствами, которые были в пользовании и ввозятся на таможенную территорию Украины, считается дата первой регистрации транспортных средств, определенная в регистрационных документах, которые выданы уполномоченными государственными органами и дают право эксплуатировать эти транспортные средства на постоянной основе.

При отсутствии регистрационных документов первой регистрации транспортных средств датой начала пользования следует считать первый день первого месяца года, указанного в идентификационном номере транспортных средств, а при отсутствии в идентификационном номере года выпуска — 1 января года изготовления, указанного в регистрационных документах.

Обязательность предоставления подразделению ГАИ МВД Украины регистрационных документов на ввезенное в Украину транспортное средство, которое эксплуатировалось за пределами Украины и было зарегистрировано в соответствующем органе иностранного государства, установлена законодательством Украины.

Льготы

Также была существенно изменена и

ст. 4 Закона № 1963, которой определены льготы по уплате налога.

Так, отменены льготы для сельскохозяйственных предприятий — товаропроизводителей за трактора колесные, автобусы и специальные автомобили для перевозки людей с количеством мест не менее десяти.

Одновременно перечень льготников дополнен лицами, которые в соответствии с законодательством являются плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога, — за трактора колесные (код 8701, кроме седельных тягачей — код 8701 02), и грузовые автомобили (код 8704).

Обращаем внимание плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога на то, что

Законом Украины от 06.12.2006 г. № 427-V «О внесении изменений в некоторые законы Украины по регистрации транспортных средств» внесены изменения в Закон Украины от 17.12.98 г. № 320-XIV «О фиксированном сельскохозяйственном налоге».

Транспортный налог исключен из состава фиксированного сельскохозяйственного налога.

Таким образом, действие Закона № 1963 распространенно на плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога. А это обязывает указанных субъектов хозяйствования в порядке, определенном этим Законом, с 01.01.2007 г. подавать отчетность и уплачивать налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов (с учетом льготы в отношении колесных тракторов и грузовых автомобилей).

Для плательщиков — физических лиц сняты ограничения в отношении страны — производителя легковых автомобилей при получении 50-процентной льготы по автомобилям, бывшим в пользовании.

Теперь налог уменьшается на 50 % в отношении одного легкового автомобиля (код 8703) с объемом цилиндров двигателя до 2500 куб. см., взятого на учет в Украине до 1990 г. выпуска включительно, или одного грузового автомобиля (код 8704) с объемом цилиндров двигателя до 6001 куб. см. до 1990 года выпуска включительно.

Все

льготы, указанные в Законе № 1963, не распространяются на транспортные средства, впервые регистрируемые в Украине, кроме легковых автомобилей для инвалидов (код 8703) с объемом цилиндров двигателя до 2500 куб. см., приобретенных за счет средств государственного или местных бюджетов или бесплатно переданных инвалидам согласно законодательству Украины.

Уплата налога

С 1 января 2007 года налог с владельцев транспортных средств должен уплачиваться:

— физическими лицами — перед первой регистрацией в Украине, регистрацией, перерегистрацией транспортных средств, а также перед техническим осмотром транспортных средств ежегодно или один раз в два года, но не позднее первого полугодия года, в котором производится технический осмотр, по ставкам, определенным

Законом № 1963;

— юридическими лицами — ежеквартально равными частями до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Начиная с 1 января 2007 года налог с владельцев транспортных средств должен уплачиваться юридическими и физическими лицами уже не по месту нахождения юридического лица и местожительству физического лица, а

исключительно по месту регистрации транспортного средства независимо от того, где зарегистрировано предприятие или проживает физическое лицо.

За приобретенные в течение года транспортные средства

, кроме впервые регистрируемых в Украине, налог необходимо уплачивать перед их регистрацией одной суммой за месяцы, оставшиеся до конца года, начиная с месяца, в котором проведена регистрация транспортного средства.

За транспортные средства, впервые регистрируемые в Украине

, налог должен уплачиваться юридическими лицами за весь год перед первой регистрацией по ставкам, определенным в Законе № 1963, независимо от месяца, в котором проводится государственная регистрация транспортного средства. Расчет суммы налога за такие транспортные средства в 10-дневный срок после их регистрации подается в соответствующий налоговый орган.

Налог за транспортные средства, снятые юридическими лицами в течение года с регистрации

(перерегистрированные), подлежит перерасчету (кроме налога, уплаченного при первой регистрации в Украине). Сумма налога пересчитывается перед снятием с регистрации (перерегистрацией) за месяцы, оставшиеся до конца года, начиная с месяца, следующего за тем, в котором транспортное средство снято с регистрации (перерегистрировано).

В соответствии с

Законом № 1963 физические лица — плательщики налога обязаны предъявлять органам, осуществляющим первую регистрацию в Украине, регистрацию, перерегистрацию, снятие с учета или технический осмотр транспортных средств, квитанции или платежные поручения об уплате налога за предыдущий (в случае осуществления уплаты) и за текущие годы.

В связи с этим возникает вопрос, касающийся требований этого

Закона по предъявлению документа об уплате налога при снятии с учета транспортного средства, а именно за какой период следует уплатить налог в данной ситуации.

В этом случае

при снятии с учета транспортного средства налог следует уплачивать за количество месяцев текущего года, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано, включая месяц снятия с учета.

Например, если физическое лицо в апреле снимает транспортное средство с учета, то следует предъявить квитанцию об уплате налога за предыдущий год и за четыре месяца текущего года (январь — апрель), в течение которых транспортное средство было в собственности.

Плательщики налога, освобожденные от уплаты этого налога, должны предоставить соответствующий документ, а именно

удостоверение установленного образца, дающее право на пользование этими льготами.

КРАВЕЦ Ирина Валентиновна, главный государственный налоговый ревизор-инспектор отдела администрирования имущественных налогов ГНА в Харьковской области

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше