Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О порядке проведения переоценки и начисления амортизации необоротных активов бюджетными учреждениями

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2007/№ 64
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 07.06.2007 г. № 3.4-04/1458-6755

О порядке проведения переоценки и начисления амортизации необоротных активов бюджетными учреждениями

Письмо Государственного казначейства Украины от 07.06.2007 г. № 3.4-04/1458-6755

 

Государственное казначейство на письмо от 19.03.2007 № 02-15/526 о порядке проведения бюджетными учреждениями переоценки необоротных активов сообщает следующее.

Инструкцией по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 № 64 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 31.07.2000 под № 459/4680 (в редакции приказа Государственного казначейства Украины от 21.02.2005 № 30), определены методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, других необоротных активах, нематериальных активах и незавершенном капитальном строительстве бюджетных учреждений.

В пунктах 1.6, 1.7, 1.8, 1.9 приведенной выше Инструкции установлен порядок

проведения индексации стоимости отдельных групп необоротных активов.

Кроме того, в пункте 1.10 указано, что работу по проведению переоценки стоимости необоротных активов осуществляет постоянно действующая комиссия. Что касается привлечения к работе комиссии субъектов оценочной деятельности, то в ее состав согласно этому пункту могут включаться другие должностные лица по усмотрению руководителя учреждения.

Статьей 10 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» установлено, что в случаях, определенных нормативно-правовыми актами по оценке имущества, утверждаемыми Кабинетом Министров Украины, субъекты оценочной деятельности — органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют оценку имущества самостоятельно на основании приказа руководителя. При этом если законодательство предусматривает обязательность проведения независимой оценки имущества, органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают заказчиками проведения такой оценки имущества путем заключения договоров с субъектами оценочной деятельности — субъектами хозяйствования, определенных на конкурсных началах в порядке, установленном законодательством.

То есть

привлечение субъектов оценочной деятельности в состав комиссии по переоценке может быть по решению руководителя учреждения и в случаях необходимости проведения независимой оценки.

Что касается урегулирования вопроса отражения в бухгалтерском учете активов бюджетных учреждений по их фактической стоимости, то следует заметить, что во исполнение Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и постановления Кабинета Министров Украины от 28.10.98 № 1706 «Об утверждении программы реформирования системы бухгалтерского учета с применением международных стандартов» Государственное казначейство Украины в 2000 году разработало Инструкцию по учету основных средств и других необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденную приказом от 17.07.2000 № 64 и зарегистрированную в Министерстве юстиции Украины 31.07.2000 под № 459/4680. В указанной Инструкции были установлены нормы износа по отдельным группам необоротных активов, которые соответствовали нормам начисления амортизации, определенным в Законе Украины «О налогообложении прибыли предприятий».

Начиная с 2004 года, в указанный выше Закон Украины внесены изменения в части

повышения норм амортизационных отчислений. Так, норма износа до первоначальной стоимости на автомобильный транспорт и узлы (запасные части) к нему, мебель, бытовые электронные, оптические, электромеханические приборы и инструменты, другое конторское (офисное) оборудование, устройства и принадлежности к ним, инвентарную тару увеличилась с 25 процентов до 40 процентов, а норма износа до первоначальной стоимости на телефоны (в том числе сотовые), микрофоны и рации, электронно-вычислительные машины, другие машины для автоматической обработки информации, их программное обеспечение увеличилась с 25 процентов до 60 процентов.

Начисление износа

на необоротные активы бюджетных учреждений по нормам, установленным в настоящий момент для начисления амортизации, привело к тому, что полное начисление износа возникает раньше, чем необоротные активы отрабатывают установленные сроки их эксплуатации. В результате этого в бухгалтерском учете и формах финансовой отчетности необоротные активы отражаются по нулевой стоимости, не соответствующей фактической стоимости имущества. Начисление износа на необоротные активы бюджетных учреждений не имеет целью создание резерва для восстановления основных средств, а является показателем их физического износа и должно совпадать с последним годом установленного срока эксплуатации.

Учитывая изложенное, а также то, что проценты и период, в течение которого будет осуществляться начисление износа на необоротные активы, должны отражать действительную степень пригодности имущества бюджетных учреждений, Государственное казначейство Украины неоднократно обращалось в Министерство финансов Украины и Министерство экономики Украины по поводу разработки нормативно-правового акта, в котором будут урегулированы все аспекты затронутого вопроса.

Таким образом,

в настоящее время вопрос начисления износа на необоротные активы бюджетными учреждениями является неурегулированным. Государственное казначейство Украины при очередной подготовке проекта документа о начислении износа надеется на вашу поддержку и сотрудничество, поскольку основной из причин несоответствия фактической стоимости активов их справедливой стоимости является применение норм амортизации для хозрасчетных предприятий.

Заместитель председателя Е. Чечулина



комментарий редакции

Проведение переоценки и начисления износа в бюджетных учреждениях

В настоящее время вопрос переоценки необоротных активов и начисления износа, затронутый в комментируемом документе, является очень актуальным.

Основным документом для бюджетных учреждений, определяющим порядок учета необоротных активов и механизм проведения индексации и переоценки, является Инструкция

по учету основных средств и других необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64р (далее — Инструкция № 64).

Порядок проведения индексации необоротных активов предусматривает, что

если стоимость необоротных активов после индексации значительно отличается от аналогичных новых образцов, то их стоимость необходимо привести в соответствие со стоимостью аналогичных новых образцов (п.п. 10 п. 1 Инструкции № 64). Это одно из оснований для проведения переоценки. По указанной выше причине также проводится переоценка необоротных активов по заключениям инвентаризационной комиссии. То есть не менее двух раз в год возникает необходимость проведения переоценки необоротных активов.

Как указано в п.п. 10 п. 10 Инструкции № 64,

переоценка необоротных активов бюджетных учреждений проводится постоянно действующей комиссией, которая назначается приказом руководителя учреждения ежегодно и действует в течение года. Комиссией осуществляется переоценка каждой отдельной единицы необоротных активов и устанавливаются новые цены. При установлении цен на однотипные предметы они в пределах одного главного распорядителя бюджетных средств должны быть одинаковыми.

Вместе с тем

статьей 7 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III (далее — Закон № 2658) предусмотрена обязательность проведения оценки имущества в случае переоценки основных фондов для целей бухгалтерского учета, а статьей 10 этого же Закона предоставлено право субъектам оценочной деятельности — органам государственной власти и местного самоуправления в случаях, определенных нормативно-правовыми актами по оценке имущества, утверждаемыми КМУ, осуществлять оценку имущества самостоятельно на основании приказа руководителя.

Следовательно, Инструкцией № 64 определено право руководителя по привлечению

в состав комиссии субъектов оценочной деятельности или проведению самостоятельной оценки, а Законом № 2658 предусмотрена обязательность применения его норм при оценке основных фондов.

Госказначейство в комментируемом письме разъясняет, что в случае необходимости проведения независимой оценки в состав комиссии по переоценке можно привлекать субъектов оценочной деятельности.

Относительно начисления износа на необоротные активы бюджетных учреждений.

В первой редакции Инструкции № 64 действительно были определены три группы необоротных активов и нормы износа для каждой из них, которые соответствовали нормам начисления амортизации. В дальнейшем указанная выше Инструкция была изложена в новой редакции и приказом Госказначейства от 21.02.2005 г. № 30 все пункты, в которых определялось начисление износа, исключены.

Начиная с 2004 года вопросы начисления износа регулировались письмами Госказначейства

от 13.12.2004 г. № 07-04/2485-10920, от 20.12.2005 г. № 07-04/2362-11163, от 19.12.2006 г. № 3.4-06/2742-12697.

Практически

нормы износа не изменились и в настоящее время действуют те же, которые были утверждены в старой редакции Инструкции № 64: 1 группа — 5 %, 2 группа — 25 %, 3 группа — 15 %, но износ перестал быть показателем физического износа.

Приведем пример. На балансе бюджетного учреждения учитывается легковой автомобиль ГАЗ-3110, первоначальная стоимость которого — 50000 грн.

Автомобиль относится к группе 2 необоротных активов, ежегодно начисляется износ в размере 25 % первоначальной стоимости,

за четыре года износ начислен полностью и фактически по бухгалтерскому учету балансовая стоимость его нулевая. Практически же автомобиль будет использоваться еще несколько лет, но показатель его физического износа не совпадает с последним годом эксплуатации.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 Инструкции № 64 срок

полезной эксплуатации основных средств учреждения устанавливается министерством по ведомственной подчиненности или учреждением самостоятельно в момент приобретения актива и при его установке обязательно учитывается ожидаемый срок использования, который на практике никак не может соответствовать установленным нормам износа.

Само

понятие износа перестало соответствовать его экономической сути.

Надеемся, что в ближайшее время вопрос о соответствии фактической стоимости активов их справедливой стоимости и применении «объективных» норм износа к необоротным активам будет урегулирован с помощью авторитетных ведомств, которые его затронули в комментируемом документе.

Светлана Замазий

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно