Темы статей
Выбрать темы

«Ученье — свет...», или Освещение некоторых аспектов обучения

Редакция НиБУ
Статья

«Ученье — свет...», или Освещение некоторых аспектов обучения

 

Конституция Украины гарантирует каждому право на образование (ст. 57). Но от того, какое это образование, кто его получает и где, будет зависеть многое, в том числе целый ряд налоговых последствий. Раскрытию этих нюансов и будет посвящена данная статья.

Елена УВАРОВА, юрист

 

Какое бывает обучение?

Виды обучения можно условно разделить на две основные группы — те, которые имеют своим результатом получение лицом определенного

образования, и те, которые такого результата не имеют. Так, согласно действующему законодательству сегодня в Украине можно получить дошкольное, общее среднее, внешкольное, профессионально-техническое, высшее, последипломное образование, а также окончить аспирантуру, докторантуру либо заниматься самообразованием (ст. 29 Закона об образовании). А вот семинары, круглые столы, конференции могут служить примером обучения, результатом которого не является получение образования, хотя они и направлены, по выражению налоговиков, на «создание интеллектуального потенциала» (см. письма ГНАУ от 30.04.2004 г. № 7944/7/17-3117, от 21.06.2004 г. № 11293/7/17-3117).

Для целей налообложения в большинстве случаев значение имеет факт получения

образовательного уровня, к которым ст. 30 Закона об образовании относит: начальное среднее образование, базовое среднее образование, полное среднее образование, профессионально-техническое образование, базовое высшее образование, полное высшее образование. Главным образом, нас будут интересовать такие образовательные уровни, как профессионально-техническое и высшее образование.

Согласно

Закону о профессионально-техническом образовании профессионально-техническое образование предоставляется профессионально-техническими учебными заведениями (ч. 1 ст. 3) и осуществляется по дневной, вечерней (сменной), очно-заочной, дистанционной, экстернатной формам обучения, с отрывом либо без отрыва от производства, а также по индивидуальным планам (ст. 12).

Получение профессионально-технического образования подтверждается присвоением выпускникам такого образовательно-квалификационного уровня, как «квалифицированный работник» либо «младший специалист» (

ч. 2 ст. 13 Закона о профессионально-техническом образовании), о чем выдается свидетельство или диплом, образцы которых утверждаются КМУ (пп. 7, 11, 15 Положения о ступенчатом профессионально-техническом образовании, утвержденного постановлением КМУ от 03.06.99 г. № 956).

Понятие высшего образования содержится в

ст. 1 Закона о высшем образовании: высшее образование — уровень образования, который получает лицо в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, который основывается на полном общем среднем образовании и завершается получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации. Обучение в высшем учебном заведении может иметь своим результатом получение неполного высшего (с присвоением образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста), базового высшего (с присвоением уровня бакалавра) либо полного высшего образования (с получением квалификации по образовательно-квалификационному уровню специалиста или магистра) (ч. 1, 2, 3 ст. 7 Закона о высшем образовании), о чем выдается соответствующий документ о высшем образовании государственного образца (ч. 4 ст. 7 Закона о высшем образовании). Образцы документов об образовании утверждены постановлением КМУ от 12.11.97 г. № 1260.

Из приведенных положений видно, что получить образование можно только в соответствующем учебном заведении. О них и пойдет речь дальше.

 

Что такое учебное заведение?

Учебные заведения могут создаваться органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, гражданами (

ч. 1 ст. 18 Закона об образовании). Независимо от того, какое это учебное заведение — государственное, коммунальное или частное, к нему предъявляется требование по обеспечению качества образования в объеме государственных стандартов образования (ч. 3 ст. 18 Закона об образовании). Порядок создания, реорганизации и ликвидации учебно-воспитательных заведений утвержден постановлением КМУ от 05.04.94 г. № 228. Информация о высших учебных заведениях вносится в Государственный реестр высших учебных заведений, положение о котором утверждено постановлением КМУ от 15.03.2006 г. № 329.

Среди интересующих нас учебных заведений

Закон об образовании выделяет такие:

профессионально-технические учебные заведения — профессионально-технические училища соответствующего профиля; профессиональное училище социальной реабилитации; высшее профессиональное училище; профессиональный лицей; профессиональный лицей соответствующего профиля; профессионально-художественное училище; художественное профессионально-техническое училище; высшее художественное профессионально-техническое училище; училище-агрофирма; высшее училище-агрофирма; училище-завод; центр профессионально-технического образования; центр профессионального образования; учебно-производственный центр; центр подготовки и переподготовки рабочих кадров; учебно-курсовой комбинат; учебный центр; другие типы учебных заведений, которые предоставляют профессионально-техническое образование либо осуществляют профессионально-техническое обучение (ст. 41);

высшие учебные заведения — техникум (училище), колледж, институт, консерватория, академия, университет и др. (ст. 43). Кроме того, высшие учебные заведения могут создавать разные типы учебно-научно-производственных комплексов, объединений, центров, институтов, филиалов, колледжей, лицеев, гимназий (ч. 5 ст. 43 Закона об образовании);

заведения последипломного образования — академии, институты (центры) повышения квалификации, переподготовки, усовершенствования, учебно-курсовые комбинаты; подразделения высших учебных заведений (филиалы, факультеты, отделения и др.); профессионально-технические учебные заведения; научно-методические центры профессионально-технического образования; соответствующие подразделения в организациях и на предприятиях (ст. 48).

О том, к какому типу относится конкретное учебное заведение, можно узнать из его названия, в котором эта информация должна быть обязательно указана (

ч. 7 ст. 18 Закона об образовании).

Статус учебного заведения может иметь только юридическое лицо

(см. ст. 13 Закона Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III, ст. 10 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV, ст. 13 Закона Украины «О внешкольном образовании» от 22.06.2000 г. № 1841-III, ст. 21 Закона о профессионально-техническом образовании, ст. 23 Закона о высшем образовании).

Кроме учебных заведений Украины, на территории нашего государства могут функционировать также

учебные заведения иностранных государств, их структурные подразделения. Несмотря на то что основные законодательные акты об образовании не оперируют понятием «отечественное учебное заведение», определить это понятие важно, в частности, для применения п.п. 5.4.2 Закона о налоге на прибыль, п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII. Высшие судебные инстанции Украины придерживаются позиции, согласно которой подтверждением тому, что учебное заведение имеет статус отечественного, является факт его включения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (см. определения Высшего административного суда Украины от 12.04.2006 г., от 13.06.2006 г.). Обращаем внимание, что обучение и профессиональная подготовка в филиалах либо иных подразделениях зарубежного учебного заведения, информация о которых включена в Единый госреестр, не может считаться обучением в отечественном учебном заведении, поскольку филиал (другое подразделение) не является самостоятельным субъектом хозяйствования (ч. 3 ст. 95 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV, ч. 2 ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV). В обратной ситуации — когда обучение происходит в филиале учебного заведения Украины, расположенного на территории другого государства, на наш взгляд, есть все основания для признания того, что лицо обучается в отечественном учебном заведении.

Кроме учебных заведений Украины (отечественных учебных заведений) и учебных заведений иностранных государств, действующих на территории Украины, образование может быть получено

в учебном заведении иностранного государства за пределами Украины. В силу того, что Законом Украины от 03.12.99 г. № 1273-XIV была ратифицирована Конвенция о признании квалификаций по высшему образованию в Европейском регионе от 11.04.97 г., высшие учебные заведения других государств, ратифицировавших Конвенцию, также признаются Украиной учебными заведениями. В этом случае, на наш взгляд, лицо (либо предприятие, оплачивающее его обучение) может подтвердить факт обучения в учебном заведении путем предоставления легализованного в установленном законодательством Украины порядке (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 9, с. 53) документа, удостоверяющего статус учебного заведения и выданного компетентным органом государства, на территории которого функционирует учебное заведение. Кроме того, полученное в таком вузе образование признается на территории Украины в порядке, установленном Положением о признании иностранных документов об образовании, утвержденным приказом Минобразования от 20.08.2003 г. № 563. Несмотря на все изложенные выше аргументы в пользу признания возможности распространения на обучение за границей положений законодательства Украины, сделать это будет непросто, учитывая позицию госорганов в схожих вопросах (см. письмо Минтруда от 07.12.2005 г. № 647/036/116-05 )*.

* См. также материал на с. 41.

 

Какие образовательные услуги подлежат лицензированию?

Начать деятельность сразу после своего создания учебное заведение не может, так как согласно

ч. 5 ст. 18 Закона об образовании деятельность учебных заведений начинается при наличии лицензий на предоставление образовательных услуг.

Перечень образовательных услуг, подлежащих лицензированию

, приведен в п. 3 Порядка № 1380. Среди интересующих нас названы услуги:

1)

в сфере профессионально-технического образования: курсовое профессионально-техническое обучение; первичная профессиональная подготовка; переподготовка работников; повышение квалификации работников; подготовка (в том числе первичная профессиональная), переподготовка и повышение квалификации иностранцев, прибывших в Украину на обучение;

2)

в сфере высшего образования: подготовка специалистов разных образовательно-квалификационных уровней по направлениям (специальностям); военная подготовка студентов высших учебных заведений по программе офицеров запаса; переподготовка по специальностям; специализация, расширение профиля (повышение квалификации); подготовка иностранцев к поступлению в высшие учебные заведения; подготовка, переподготовка и повышение квалификации иностранцев; подготовка к поступлению в высшие учебные заведения.

Юридическое лицо либо физическое лицо — предприниматель не могут начать предоставлять какую-либо из приведенных выше услуг до получения соответствующей лицензии, а их подразделения (филиалы, представительства и др.) — до проведения лицензирования, т. е. до внесения их в лицензию учебного заведения (

п. 4 Порядка № 1380).

Как видим, получить лицензию на предоставление образовательных услуг может как юридическое лицо, так и физическое лицо — предприниматель. Однако несмотря на получение такой лицензии,

физическое лицо не будет иметь статуса учебного заведения. Более того, фактически физлицо-предприниматель может получить лицензию на предоставление образовательных услуг только в сфере дошкольного образования, так как лицензионные условия предоставления услуг в сфере общего среднего, внешкольного, профессионально-технического и высшего образования (утверждены приказом Минобразования от 24.12.2003 г. № 847) предусматривают возможность выдачи соответствующих лицензий только учебным заведениям.

Отметим, что согласно

п. 9 Порядка № 1380 учебные заведения иностранных государств либо их структурные подразделения (филиалы, представительства и др.), функционирующие в Украине, подлежат лицензированию независимо от перечня образовательных услуг, которые ними предоставляются.

Все приведенные положения имеют значение, в частности, для применения

п.п. 5.4.2 Закона о налоге на прибыль, п.п. 4.3.20, 5.3.3 Закона № 889, п.п. 5.1.3 Закона об НДС. И именно в аспекте названных положений требует рассмотрения вопрос о том, должны ли лицензироваться услуги, носящие характер курсов (например, курсы водителей, массажа, иностранного языка и другие им подобные), а также услуги по профессиональной подготовке, переподготовке, курсового профессионально-технического обучения, повышения квалификации работников. Начнем с последних.

Согласно

абзацу второму п. 5 Порядка № 1380 лицензирование предприятий, учреждений и организаций, которые предоставляют услуги в сфере профессионально-технического образования, проводится при условии, что соответствующие профессии включены в Государственный классификатор профессий ГК 003-95, утвержденный приказом Госстандарта от 27.07.95 г. № 257 (ГК-003-95 был заменен национальным Классификатором профессий Украины ГК 003:2005, который вступил в действие 01.04.2006 г.), и лицам, прошедшим обучение, будет выдаваться документ об образовании государственного образца.

Исходя их этих положений, органы государственной власти делают вывод, что предприятию, предоставляющему услуги по профессиональной подготовке, переподготовке, курсовому профессионально-техническому обучению по профессиям, включенным в ГК 003:2005, и выдающему по результатам такого обучения документ государственного образца,

нужно получить лицензию на предоставление услуг в сфере профессионально-технического образования (см. письма Госкомпредпринимательства от 26.12.2003 г. от 7628, от 10.02.2004 г. № 727, 01.03.2004 г. № 1186, от 06.04.2004 г. № 2188, от 15.01.2007 г. № 204). Этот вывод очевиден. Очевидно и то, что если субъект хозяйствования оказывает образовательные услуги по направлениям, не включенным как профессии в ГК 003:2005, либо без выдачи документа государственного образца получать лицензию не нужно. Однако открытым и имеющим значение для отнесения затрат на обучение работников в валовые расходы остается вопрос, может ли вообще обучение по направлениям, не включенным в ГК 003:2005, и без выдачи документа об образовании государственного образца считаться профессиональной подготовкой, обучением, переподготовкой либо повышением квалификации. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Определение таких понятий, как «профессиональная подготовка», «переподготовка», «обучение», «повышение квалификации» дается, в частности, в

ст. 3 Закона о профессионально-техническом образовании. Так, согласно ч. 2 ст. 3 этого Закона профессионально-техническое обучение является составной частью профессионально-технического образования. Профессионально-техническое обучение может осуществляться в профессионально-технических учебных заведениях, а также путем индивидуального или курсового обучения на производстве, в сфере услуг (ч. 3 ст. 3 Закона о профессионально-техническом образовании). Первичная профессиональная подготовка заключается в получении профессионально-технического образования лицами, которые раньше не имели рабочей профессии либо специальности другого образовательно-квалификационного уровня. Как видим, первичная профессиональная подготовка имеет своим результатом получение профессионально-технического образования, что должно подтверждаться соответствующим дипломом государственного образца (п.п. 7, 11, 15 Положения о ступенчатом профессионально-техническом образовании, утвержденного постановлением КМУ от 03.06.99 г. № 956, абзац 14 п.п. 3.2 Положения о профессиональном обучении кадров на производстве). Переподготовка состоит в обучении, направленном на овладение другой профессией теми работниками, которые получили первичную профессиональную подготовку. Повышение квалификации работников заключается в профессионально-техническом обучении работников, которое дает возможность расширять и углублять ранее полученные профессиональные знания, умения и навыки на уровне требований производства и сферы услуг. Положение о ступенчатом профессионально-техническом образовании, утвержденное постановлением КМУ от 03.06.99 г. № 956, относит повышение квалификации и переподготовку работников к последипломному образованию, которое осуществляется в профессионально-технических учебных заведениях и завершается получением документа установленного образца (п. 16 Положения). Кроме того, первичная профессиональная подготовка, переподготовка работников, повышение их квалификации могут также осуществляться в рамках профессионального обучения кадров на производстве (п.п. 3.1 Положения о профессиональном обучении кадров на производстве) также с обязательной выдачей соответствующего документа государственного образца.

Аналогичные положения в отношении обучения, переподготовки и повышения квалификации закреплены в

Законе о высшем образовании (ст. 10, ч. 4 ст. 7).

Подводя итог изложенному выше, можно сказать, что

обучение, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации не могут осуществляться без выдачи документа государственного образца. Это общее правило, из которого сделано лишь одно исключение. Так, в письме Минобразования и Минтруда от 06.04.2004 г. № 03-3/2989-021-14 «О лицензировании обучения кадров на производстве» делается следующий вывод: если профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников на производстве осуществляются путем организации на предприятии курсового обучения, предприятию необходимо получить лицензию на осуществление профессионального обучения кадров на производстве в соответствии с Порядком № 1380; если же на предприятии было организовано индивидуальное профессионально-техническое обучение, получать лицензию не обязательно. В этом случае после завершения обучения соответствующие записи о профессионально-техническом обучении работников вносятся в их трудовые книжки (см. также «Вісник податкової служби України», 2005, № 19, с. 62, письмо Госкомпредпринимательства от 04.11.2004 г. № 7706). Этот вывод подтверждается тем, что в отличие от курсового профессионально-технического обучения, первичной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации индивидуальное профессионально-техническое обучение не включено в перечень лицензируемых образовательных услуг (п. 3 Порядка № 1380).

Что касается вопроса о лицензировании других образовательных услуг (т. е. заключающихся не в обучении, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации), то вполне очевидно, что деятельность субъекта хозяйствования по предоставлению образовательных услуг, которые не включены в перечень, закрепленный в

п. 3 Порядка № 1380, не подлежит лицензированию. При этом услугами по предоставлению образования (среднего, профессионально-технического, высшего) не могут считаться образовательные услуги без выдачи соответствующего документа государственного образца, в связи с чем можно сделать вывод, что такие услуги, как курсы иностранного языка, компьютерные и бухгалтерские курсы и др., если они осуществляются без выдачи документа государственного образца, не подлежат лицензированию (см. письма Госкомпредпринимательства от 26.12.2003 г. № 7628, от 10.02.2004 г. № 727). Следует иметь в виду, что это правило неприменимо к услугам в сфере дошкольного и внешкольного образования, так как они осуществляются без выдачи документа государственного образца, поэтому критерием, позволяющим определить, подлежат ли они лицензированию, может служит лишь перечень из п. 3 Порядка № 1380 (см., например, письма Госкомпредпринимательства от 09.02.2005 г. № 738, от 26.01.2007 г. № 562).

Отметим, что не попадают под признаки лицензируемых образовательных услуг обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда, обязанность проведения которых возложена на работодателя в соответствии с

ч. 7 ст. 153 КЗоТ и ст. 18 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII. Подтверждается это и Типовым положением о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 26.01.2005 г. № 15, который предусматривает необходимость получения соответствующего разрешения Госнадзортруда либо его территориальных органов на проведение обучения по вопросам охраны труда (п. 1.4), а не лицензии на предоставление образовательных услуг. Обучение по вопросам охраны труда не предусматривает и выдачу документа государственного образца, а подтверждается в установленных случаях выдачей удостоверения.

 

Оформление отношений по предоставлению образовательных услуг

Особенности оформления отношений, предметом которых выступают образовательные услуги, связаны с тем, что участниками этих отношений могут выступать сразу три стороны: (1) субъект хозяйствования, предоставляющий соответствующие услуги, (2) предприятие, их оплачивающее, и (3) обучаемое физическое лицо. Каким же образом должны быть оформлены отношения между этими тремя субъектами? Рассмотрим возможные ситуации.

Ситуация первая:

проведение семинара (курсов) для работников предприятия без выдачи документа государственного образца.

Еще раз укажем, что проведение таких мероприятий не лицензируется. В этом случае предприятию нужно просто заключить двусторонний договор о предоставлении информационных услуг, выступая по этому договору заказчиком. Напомним, заключать такой договор нужно в письменной форме и не забывать о необходимости получить документы, подтверждающие факт получения услуги (таким документом прежде всего будет выступать соответствующий акт), основания уплаты денежных средств и размер уплаченной суммы, а также связь получаемых услуг с хоздеятельностью. При этом нужно помнить, что налоговики щепетильно относятся к содержанию и реквизитам указанных документов. Так, например, в акте выполненных работ должны быть указаны конкретный перечень предоставленных услуг, место и дата предоставления услуг, а также в чем выражен результат предоставленных услуг (см.

письмо ГНАУ от 27.12.2004 г. № 14170/5/14-3216).

Ситуация вторая:

обучение (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации) за счет предприятия .

Возможность заключения между субъектами хозяйствования договоров, предметом которых выступают подготовка, переподготовка, повышение квалификации, признают и ГНАУ, и другие госорганы (см., например,

письмо ГНАУ от 12.02.2004 г. № 982/6/17-3216). Типовой договор об обучении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации либо о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями утвержден приказом Минобразования от 11.03.2002 г. № 183. В п. 1 примечаний к данному приказу указано, что такой договор может быть заключен сторонами в интересах третьих лиц. Когда договор заключается в интересах третьего лица, это лицо также подписывает договор с отражением в нем своих реквизитов. Таким «третьим лицом» может быть как работник предприятия, так и лицо, не пребывающее с предприятием в трудовых отношениях. Это не будет иметь значения ни для отношений между предприятием и учебным заведением, ни для порядка их оформления. Однако если предприятие хочет отнести расходы на обучение неработника предприятия в состав валовых, ему необходимо заключить с таким лицом письменное соглашение (договор, контракт) о взятии последним на себя обязательства отработать на предприятии после окончания учебного заведения не менее трех лет. В таком соглашении с неработником целесообразно оговорить и последствия его несоблюдения. Так, по аналогии с Порядком трудоустройства выпускников высших учебных заведений, подготовка которых осуществлялась по государственному заказу, утвержденным постановлением КМУ от 22.08.96 г. № 992, в соглашении с неработником можно предусмотреть, что в случае отказа отработать на предприятии после окончания учебного заведения в течение трех лет, увольнения по собственному желанию в течение указанного срока, увольнения за нарушение трудовой дисциплины лицо, обучение которого оплачивалось предприятием, обязано возместить последнему стоимость обучения и компенсировать все затраты.

На наш взгляд, негативных последствий юридического характера за отказ принять на работу лицо, обучение которого оплачивало предприятие, для субъекта хозяйствования наступать не должно, если иное не будет предусмотрено письменным соглашением между ним и неработником. Единственное — в случае возникновения спора у такого лица будут все шансы обосновать обязанность предприятия возместить ему затраты, связанные с переездом его и членов его семьи в место назначения, а также с возвращением на постоянное место жительства.

Если же речь идет о курсовом либо индивидуальном производственном обучении кадров, то такой договор не считается заключенным в пользу третьих лиц и не требует подписания его работниками. Такой договор предприятие заключает с целью выполнения возложенной на него

Кодексом законов о труде обязанности организовывать производственное обучение за счет предприятия (ст. 201 КЗоТ). Направленная на реализацию предприятиями этой обязанности норма содержится и в Хозяйственном кодексе Украины, согласно ч. 2 ст. 69 которого предприятие обеспечивает подготовку квалифицированных работников и специалистов, их экономическое и профессиональное обучение как в собственных учебных заведениях, так и в других учебных заведениях по соответствующим соглашениям.

Еще один момент, на который мы бы хотели обратить внимание. Согласно

ч. 5 ст. 61 Закона об образовании размер оплаты за весь срок обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров либо за предоставление дополнительных образовательных услуг (например, обучение на военной кафедре) устанавливается учебным заведением в денежной единице Украины — гривне, с учетом официально определенного уровня инфляции за предыдущий календарный год. Размер оплаты за весь срок обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров либо за предоставление дополнительных образовательных услуг устанавливается в договоре , заключаемом между учебным заведением и юридическим лицом, которое будет оплачивать обучение либо иные образовательные услуги, и не может изменяться в течение всего срока обучения. Оплата может вноситься за весь срок обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров либо предоставления дополнительных образовательных услуг полностью единоразово либо частями — помесячно, по семестрам, ежегодно.

Кроме того, Минобразования обращает внимание на тот факт, что в договор обязательно должен быть включен раздел об ответственности учебных заведений за качество образовательных услуг, финансовых расчетов в случае прекращения отношений по их предоставлению (см.

приказ Минобразования от 27.03.2007 г. № 236). И еще одно: по мнению Минобразования, договор на предоставление образовательных услуг должен заключаться на каждый образовательно-квалификационный уровень отдельно (например, отдельно на получение уровня бакалавра и отдельно уровня специалиста). Такую позицию Минобразования обосновывает «защитой прав учащихся», однако последняя из изложенных выше позиций явно имеет другую цель — прежде всего она позволяет уйти от запрета на изменение оплаты за обучение в течение всего срока обучения, поскольку для получения следующего образовательного уровня будет заключаться новый договор, в котором может быть указана уже новая цена за образовательные услуги без нарушения требований Закона об образовании.

Рассматривая тему об обучении работников, мы не можем не напомнить работодателям о предусмотренных законодательством гарантиях для работников, которые проходят обучение. Подробно не останавливаясь на этом вопросе, укажем лишь основные нормативные акты, закрепляющие гарантии для таких лиц:

глава 14 КЗоТ, Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР, Положение об условиях материального обеспечения лиц, направленных за границу на обучение, утвержденное постановлением КМУ от 04.03.96 г. № 287, постановление КМУ от 28.06.97 г. № 695 «О гарантиях и компенсациях для работников, направляемых для повышения квалификации, подготовки, переподготовки, обучения другим профессиям с отрывом от производства».
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше