Министерства и ведомства Украины
Об утверждении Порядка проведения проверок государственных закупок органами государственной контрольно-ревизионной службы
Приказ от 26 июня 2007 года № 136
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 13 июля 2007 г. под № 808/14075
(извлечение)
В соответствии со статьей 2 Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» и статьями 32, 372 Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства»
ПРИКАЗЫВАЮ:1.
Утвердить Порядок проведения проверок государственных закупок органами государственной контрольно-ревизионной службы (прилагается).<...>
Председатель П. Андреев
Утвержден приказом Главного контрольно-ревизионного управления Украины от 26 июня 2007 г. № 136
Порядок проведения проверок государственных закупок органами государственной контрольно-ревизионной службы
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 13 июля 2007 г. под № 808/14075
1. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения органами государственной контрольно-ревизионной службы проверки государственных закупок.
2. Термины «
орган государственной контрольно-ревизионной службы (далее — орган ГКРС)», «встречная сверка» в настоящем Порядке употребляются в значениях, определенных Порядком проведения инспектирования государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 20.04.2006 № 550.Термин «
объект контроля» употребляется в значении термина «распорядитель государственных средств», определенного Законом Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства».3. В настоящем Порядке другие термины употребляются в следующем значении:
акт проверки
— документ, который составляется лицом (лицами), проводившим проверку государственных закупок, фиксирует факт ее проведения и результаты. Возражения, замечания к акту проверки (при их наличии) и заключения на них являются его неотъемлемой частью;акт проверки по отдельным вопросам
— документ, который составляется лицом (лицами), проводящим проверку государственных закупок, фиксирует отдельные результаты ее проведения на любой стадии государственных закупок до окончания всей процедуры закупки;выездная проверка государственных закупок
— проверка государственных закупок на объекте контроля, которая проводится по его местонахождению или по месторасположению объекта его права собственности;документы объекта контроля
— любые документы (оригиналы или надлежащим образом заверенные копии), касающиеся процедуры государственной закупки на всех ее стадиях;обращение участника
— заявление, жалоба участника по факту нарушения законодательства о закупках, результатом которого стало нарушение его законных прав и интересов;руководитель органа ГКРС
— Председатель ГлавКРУ, его заместители, начальники контрольно-ревизионных управлений в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, их заместители, руководители контрольно-ревизионных подразделений (отделов, групп) в районах, городах и районах в городах;невыездная проверка государственных закупок
— проверка государственных закупок, которая осуществляется путем запроса и получения от объекта контроля необходимых документов, их рассмотрения и анализа;плановая проверка государственных закупок
— выездная или невыездная проверка государственных закупок, предусмотренная в плане контрольно-ревизионной работы органа ГКРС;внеплановая проверка государственных закупок
— выездная или невыездная проверка государственных закупок, которая не предусмотрена в плане контрольно-ревизионной работы органа ГКРС и проводится при наличии оснований, предусмотренных настоящим Порядком;участник
— физическое или юридическое лицо (резидент или нерезидент), которое подтвердило намерение принять участие в процедуре закупки и подает или подало тендерное предложение, другие физические или юридические лица, имевшие правовые отношения с объектом контроля по государственным закупкам в части этих взаимоотношений.
2. Порядок назначения и проведения проверок государственных закупок
1.
Проверка государственных закупок может осуществляться в плановом и внеплановом порядке.2.
В плановом порядке проверка государственных закупок проводится органами ГКРС с учетом требований настоящего Порядка, на основании Плана контрольно-ревизионной работы, составление и утверждение которого осуществляется согласно требованиям Порядка планирования контрольно-ревизионной работы органами государственной контрольно-ревизионной службы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 08.08.2001 № 955.3.
Проведение внеплановых проверок государственных закупок осуществляется по решению руководителя соответствующего органа ГКРС при наличии одного из следующих оснований:поручение или решение Кабинета Министров Украины, поручение премьер-министра Украины, обращение народного депутата Украины по проведению проверки, которые не могут быть выполнены в плановом порядке;
в случае возникновения необходимости в проверке сведений, предоставленных в обращении участника, если объект контроля не предоставил объяснения и их документальные подтверждения на обязательный запрос органа ГКРС в течение трех рабочих дней со дня получения запроса;
обращение объекта контроля или органа его управления, взятое органом ГКРС к исполнению;
жалобы на действия или бездействие должностных лиц органов ГКРС при проведении служебных расследований в отношении этих лиц.
4.
Для осуществления контроля по государственным закупкам орган ГКРС может делать запросы объектам контроля на получение документов и соответствующей информации до начала и в процессе проверки государственных закупок, в том числе получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, Национального банка Украины и его учреждений, банков, финансовых учреждений информацию, касающуюся деятельности и финансового состояния объекта контроля.5. В установленные законодательством сроки руководитель органа ГКРС по результатам рассмотрения обращения участника, объекта контроля или его руководящего органа принимает
одно из следующих решений, о чем уведомляет автора обращения:назначает проверку государственных закупок по поднятому в обращении вопросу (в том числе поднятые в обращении вопросы могут проверяться при проведении в плановом и внеплановом порядке других контрольных мероприятий, относящихся к компетенции органов ГКРС);
направляет его по принадлежности соответствующему органу;
отказывает в рассмотрении обращения в предусмотренных законом случаях;
рассматривает обращение по существу без назначения проверки государственных закупок.
6.
В обращении участника должны быть указаны полное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица, факт нарушения законодательства, при возможности подтвержденный документально. Обращение должно быть подписано участником с указанием даты, обратного адреса и номера телефона участника. Орган ГКРС для принятия решения о проведении проверки государственных закупок имеет право запросить у участника необходимые дополнительные документы.Обращение, в котором
не указан адрес участника и/или не подписанное участником, а также из которого невозможно установить авторство, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.7.
Невыездная проверка государственных закупок назначается в случае, если необходим документальный анализ проверяемых вопросов. Невыездная проверка государственных закупок по решению руководителя органа ГКРС в предусмотренных настоящим Порядком случаях может продолжиться выездной проверкой государственных закупок с выходом на объект контроля.8.
Выездная проверка государственных закупок назначается в случае, когда возникает необходимость в фактическом анализе проверяемых вопросов, а также если объект контроля не предоставил достаточных объяснений и документальных подтверждений на письменный запрос органа ГКРС в течение трех рабочих дней со дня получения запроса. Для проведения выездной проверки государственных закупок должностным лицам органа ГКРС и привлеченным специалистам выдается направление установленного ГлавКРУ образца с указанием срока пребывания на объекте контроля.9.
Плановая выездная проверка государственных закупок начинается не ранее чем через 10 календарных дней после направления уведомления объекту контроля.10. О проведении
внеплановой выездной проверки государственных закупок, невыездной проверки государственных закупок и встречной сверки уведомление не направляется.11.
Орган ГКРС уведомляет объект контроля о дате начала плановой выездной проверки государственных закупок одним из следующих способов:лично под расписку руководителю или главному бухгалтеру объекта контроля;
через канцелярию (службу делопроизводства) с обозначением на копии уведомления даты приема и подписью работника канцелярии (общего отдела), который принял уведомление;
заказным почтовым отправлением с уведомлением. При этом на копии уведомления, остающейся в органе ГКРС, указываются реквизиты почтового уведомления, которое приобщается к материалам проверки государственных закупок.
12. Состав, количество и срок пребывания на объекте контроля должностных лиц органов ГКРС, направляемых на выездную проверку государственных закупок, определяются органом ГКРС с учетом объема проверяемых вопросов. Срок пребывания на объекте контроля во время такой проверки продлевается по решению руководителя органа ГКРС в пределах, установленных настоящим Порядком.
Общий срок пребывания
на объекте контроля должностных лиц органа ГКРС и привлеченных специалистов при осуществлении ими выездной проверки государственных закупок не может превышать 45 рабочих дней.13. К участию в проверке государственных закупок по письменному обращению руководителя органа ГКРС могут привлекаться специалисты министерств, других центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, эксперты.
При проведении выездной
проверки государственных закупок органом ГКРС на каждое должностное лицо органа ГКРС и привлеченного специалиста оформляются в двух экземплярах направление установленного ГлавКРУ образца с указанием срока их пребывания на объекте контроля. В случае продления срока должностным лицам органа ГКРС и привлеченным специалистам выдаются новые направления. При проведении выездной проверки государственных закупок группой работников органа ГКРС руководитель органа ГКРС назначает ее руководителя.14. Должностные лица органов ГКРС в случае проведения выездной проверки государственных закупок
обязаны расписаться в журнале регистрации проверок объекта контроля (при его наличии) с указанием проверяемых закупок. Факт непредоставления объектом контроля журнала фиксируется в акте проверки или акте проверки по отдельным вопросам.15. Руководитель объекта контроля, в котором проводится выездная проверка, и руководитель субъекта хозяйствования, где проводится встречная сверка, обеспечивают должностным лицам органов ГКРС и привлеченным специалистам место для работы, создают условия для хранения документов и возможность пользоваться связью, компьютерной, множительной и другой техникой.
16. При проведении проверок государственных закупок проводится
фактический и документальный анализ проверяемых вопросов.Фактический анализ
осуществляется при проведении выездной проверки государственных закупок путем инвентаризации, обследования и контрольного обмера закупленных (полученных) объектом контроля товарно-материальных ценностей, работ, услуг и других действий в соответствии с полномочиями органа ГКРС, при этом объектом контроля обеспечивается доступ на склады, в хранилища, производственные и другие помещения, принадлежащие объекту контроля.В случае отказа объекта контроля в проведении таких действий орган ГКРС имеет право обратиться в суд с целью принудить к их проведению, а до принятия судом соответствующего решения в присутствии понятых и представителей этого объекта контроля опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архивы согласно процедурам, предусмотренным Порядком опечатывания органами государственной контрольно-ревизионной службы касс, кассовых помещений, складов и архивов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26.07.2006 № 1028.
Должностные лица органа ГКРС имеют право требовать от руководителей объекта контроля создания надлежащих условий для проведения фактического анализа при участии материально ответственных лиц объекта контроля или без них, а в случае анализа объема выполненных работ — также представителей субъекта хозяйствования — производителя работ.
17.
Документальный анализ осуществляется путем запроса документов и во время выездных проверок государственных закупок. При проведении этого анализа проверяется соответствие документов объекта контроля требованиям законодательства. В случае ведения документооборота с использованием электронных средств хранения и обработки информации по требованию должностного лица органа ГКРС руководитель объекта контроля должен обеспечить беспрепятственный доступ к базам данных в электронном виде и, по требованию должностного лица органа ГКРС, оформить соответствующие документы на бумажном носителе.Предоставление копий документов объекта контроля должностным лицам органа ГКРС для подтверждения фактов, изложенных в акте проверки или акте проверки по отдельным вопросам, обеспечивается председателем тендерного комитета, другим уполномоченным им лицом или руководителем либо заместителем руководителя объекта контроля.
18. Сведения о результатах проверки государственных закупок на объекте контроля не подлежат разглашению до их полного документирования в акте проверки или акте проверки по отдельным вопросам, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
19. Для надлежащего проведения проверки
должностные лица органа ГКРС имеют право требовать от служебных и материально ответственных лиц объекта контроля предоставления письменных объяснений, получать у объекта контроля сведения, представляющие коммерческую тайну. Если работники объекта контроля отказываются предоставлять письменные объяснения или сведения, этот факт фиксируется в акте проверки или акте проверки по отдельным вопросам.20.
Должностные лица органа ГКРС могут изымать оригиналы документов по процедуре, предусмотренной пунктом 20 Порядка проведения инспектирования государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20.04.2006 № 550, с учетом норм, установленных настоящим Порядком.21.
По решению руководителя органа ГКРС проверка государственных закупок приостанавливается, в этом случае составляется акт проверки по отдельным вопросам, который оформляется в том же порядке, что и акт проверки. Проверка государственных закупок приостанавливается, если не состоялись все стадии государственной закупки или закупка обжалуется в порядке, установленном разделом VII «Обжалование по применению процедур закупок» Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства». По решению руководителя органа ГКРС возможно возобновление проведения проверки государственных закупок. Плановая проверка государственных закупок возобновляется после уведомления объекта контроля одним из способов, определенных в пункте 11 настоящего Порядка. Возобновленная проверка государственных закупок может быть выездной или невыездной независимо от того, каким образом она была начата.В случае возобновления проверки государственных закупок должностным лицам органа ГКРС и привлеченным специалистам при осуществлении ими выездной проверки государственных закупок выдаются направления с указанием срока пребывания на объекте контроля, который не должен превышать общего срока пребывания на объекте контроля, предусмотренного пунктом 12 настоящего Порядка.
22.
В случае отсутствия бухгалтерского учета на объекте контроля, недопущения должностных лиц органов ГКРС и привлеченных специалистов к проведению проверки государственных закупок и непредоставления или отсутствия необходимых для проверки документов, наличия других объективных и не зависящих от органа ГКРС обстоятельств, которые делают невозможным проведение проверки, должностным лицом органа ГКРС составляется соответствующий акт с указанием таких фактов, который подписывается и вручается объекту контроля в том же порядке, что и акт проверки. При таких обстоятельствах проверка государственных закупок не считается проведенной и орган ГКРС имеет право вторично организовать и провести проверку государственных закупок объекта контроля.О фактах, препятствующих проведению проверки, орган ГКРС письменно информирует правоохранительные органы для принятия мер, предусмотренных законодательством.
Препятствование должностным лицам органа ГКРС в проведении проверки является основанием для привлечения руководителя объекта контроля к ответственности согласно законодательству.На основании акта, составленного по факту (фактам), изложенному в абзаце первом настоящего пункта, орган ГКРС предъявляет письменные требования объекту контроля с указанием сроков их выполнения.
23. С целью документального подтверждения вида, объема операций и расчетов с объектом контроля, выяснения их реальности и полноты отражения в учете
органы ГКРС могут проводить встречные сверки у субъектов хозяйствования, имевших правовые отношения с объектом контроля по процедуре, предусмотренной пунктом 26 Порядка проведения инспектирования государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20.04.2006 № 550, с учетом норм, установленных настоящим Порядком.
3. Оформление и реализация результатов проверки государственных закупок
1.
Результаты проверки государственных закупок, проведенной органами ГКРС, излагаются в акте проверки (акте проверки по отдельным вопросам).Составление акта проверки (акта проверки по отдельным вопросам), подача его на подпись и подписание, реализация результатов проверки государственных закупок проходят по процедурам, предусмотренным пунктами 35, 38 — 47, абзацами первым, вторым пункта 48, пунктами 49 — 52 Порядка проведения инспектирования государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20.04.2006 № 550, с учетом норм, установленных настоящим Порядком.
Акт проверки (акт проверки по отдельным вопросам)
подписывается председателем тендерного комитета или руководителем либо другим уполномоченным лицом объекта контроля. В случае проведения проверки должностными лицами органа ГКРС и привлеченными специалистами в составе группы акт проверки (акт проверки по отдельным вопросам) подписывается руководителем группы.2.
Результаты проверки государственных закупок, проведенной органами ГКРС, могут быть обжалованы проверявшимся объектом контроля в порядке, предусмотренном статьей 13 Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине».Если вышестоящий орган ГКРС в порядке контроля за достоверностью заключений нижестоящего органа ГКРС, изложенных в акте проверки (акте проверки по отдельным вопросам), составленном нижестоящим органом ГКРС, выявляет их несоответствие требованиям законов, в отношении должностных лиц проводится служебное расследование и назначается проверка государственных закупок.
По их результатам акт проверки (акт проверки по отдельным вопросам) может быть отозван вышестоящим органом ГКРС.
3. Органами ГКРС информация о проверках государственных закупок может передаваться Кабинету Министров Украины, Министерству финансов Украины, Антимонопольному комитету Украины, Государственному казначейству Украины, Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок (далее — Комиссия), обслуживающим банкам и соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления, органам управления, собственникам объекта контроля и его вышестоящим организациям.
В своей работе орган ГКРС может использовать документы Комиссии и документы, подаваемые в Комиссию органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями путем установления постоянного взаимодействия с Комиссией через структурное подразделение по вопросам государственных закупок ГлавКРУ.
4. При согласовании Комиссией процедуры закупки с ограниченным участием или у одного участника, рассмотрении жалоб и других вопросов государственных закупок делегированные должностные лица структурного подразделения по вопросам государственных закупок ГлавКРУ могут изучать документы Комиссии, проводить анализ поднятых в них вопросов по соответствию законодательству и подавать результаты такого анализа в Комиссию для их дальнейшего учета в работе.
5. По результатам проверки государственных закупок должностным лицом, осуществлявшим такую проверку, на рассмотрение руководителю органа ГКРС может вноситься предложение по проведению проверки всего комплекса вопросов финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля путем инспектирования или аудита.
Начальник Управления контроля в сфере органов власти и обороны Л. Гуцалюк
комментарий редакции
Проверка государственных закупок органами государственной контрольно-ревизионной службы
Комментируемый приказ определяет процедуру проведения проверок государственных закупок органами государственной контрольно-ревизионной службы. Утвержденным им порядком определены следующие проверки и порядок их осуществления:
Состав, количество и срок пребывания на объекте контроля должностных лиц органов ГКРС, направляемых на выездную проверку государственных закупок, определяются органом ГКРС с учетом объема проверяемых вопросов. Срок пребывания на объекте контроля во время такой проверки может продлеваться по решению руководителя органа ГКРС. Общий срок пребывания на объекте контроля должностных лиц органа ГКРС и привлеченных специалистов при осуществлении ими выездной проверки государственных закупок
не может превышать 45 рабочих дней.Согласно п. 14 Приказа должностные лица органов ГКРС в случае проведения выездной проверки государственных закупок
обязаны расписаться в журнале регистрации проверок объекта контроля (при его наличии) с указанием проверяемых закупок.При проведении проверок государственных закупок проводится фактический и документальный анализ проверяемых вопросов:
По решению руководителя органа ГКРС проверка государственных закупок приостанавливается, в случае если не состоялись все стадии государственной закупки или закупка обжалуется в порядке, установленном разделом VII «Обжалования по применению процедур закупок» Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22.02.2000 г. № 1490-III. По решению руководителя органа ГКРС возможно возобновление проведения проверки государственных закупок. Возобновленная проверка государственных закупок может быть выездной или невыездной независимо от того, каким образом она была начата.
В случае проведения проверок по обращениям участника (физического или юридического лица (резидента или нерезидента), который подтвердил намерение принять участие в процедуре закупки и подает или подал тендерное предложение, другие физические или юридические лица, имевшие правовые отношения с распорядителем государственных средств по государственным закупкам в части этих взаимоотношений) в органы ГКРС в них должны быть обязательно указаны:
— полное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица;
— факт нарушения законодательства, по возможности подтвержденный документально.
Обращение должно быть подписано участником с указанием даты, обратного адреса и номера телефона участника. Орган ГКРС для принятия решения о проведении проверки государственных закупок имеет право запросить у участника необходимые дополнительные документы.
Результаты проверки государственных закупок, проведенной органами ГКРС, излагаются в акте проверки (акте проверки по отдельным вопросам), который подписывается председателем тендерного комитета или руководителем или другим уполномоченным лицом распорядителя государственных средств.
Елена Пономаренко, консультант