Темы статей
Выбрать темы

Получаем лицензию на торговлю алкоголем и табаком

Редакция НиБУ
Статья

Получаем лицензию на торговлю алкоголем и табаком

 

Как известно, лицензия является документом, дающим право субъекту предпринимательства заниматься тем или иным видом деятельности. А так как сегодня мы говорим исключительно о торговле алкогольными напитками и табачными изделиями, то именно о порядке выдачи таких лицензий, а также о вопросах, связанных с этой процедурой, и пойдет речь в данной статье.

 

Наталия ДЗЮБА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Общие понятия и определения

Согласно

ст. 15 Закона № 481, оптовая и розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями может осуществляться субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности при наличии соответствующих лицензий.

Под

оптовой торговлей следует понимать деятельность по приобретению и соответствующему преобразованию товаров для последующей их реализации предприятиям розничной торговли, другим субъектам предпринимательской деятельности.

Розничная торговля

представляет собой деятельность по продаже товаров непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, других предприятиях общественного питания.

Табачными изделиями

являются сигареты, папиросы, сигары, сигариллы, а также трубочный, нюхательный, сосательный, жевательный табак, махорка и другие изделия из табака и его заменителей, влияющие на физиологическое состояние человека во время употребления.

Алкогольными напитками

являются продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 1,2 % объемных единиц, которые относятся к товарным группам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров под кодами 22 04, 22 05, 22 06, 22 08 (абз. 7 ст. 1 Закона № 481). К алкогольным напиткам (к товарной группе с кодом 22 08) относятся и напитки «Бренди-кола», «Ром-кола», «Джин-тоник» (см. письмо ГНАУ от 23.08.2001 г. № 11516/7/17-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2001, № 78). Значит, торговля ими подлежит лицензированию.

А вот пиво не является алкогольным напитком, значит, лицензия на торговлю этим напитком не требуется.

 

Ограничения по виду торговли

Как мы выяснили,

Закон № 481 оперирует терминами «оптовая» и «розничная» торговля, соответственно лицензии выдаются двух видов: на оптовую и на розничную торговлю. Владелец оптовой лицензии не имеет права продавать алкогольные напитки и табачные изделия конечным потребителям. При оптовой торговле необходимо соблюдать требования абзаца девятого п. 21 Положения № 500, согласно которым не разрешается реализация алкогольных напитков и табачных изделий субъектам предпринимательской деятельности, не имеющим лицензий на право экспорта, оптовой и розничной торговли такими товарами. Также не разрешается приобретение алкогольных напитков или табачных изделий у субъектов предпринимательской деятельности, не имеющих лицензий на право производства, импорта или оптовой торговли алкогольными напитками или табачными изделиями.

Что касается розницы, то

п. 8 Правил № 854 запрещает принимать для продажи и хранения алкогольные напитки от юридических и физических лиц, не имеющих лицензии на производство или на право импорта или оптовой торговли алкогольными напитками. Такой же запрет установлен и для розничной торговли табачными изделиями (см. п. 10 Правил № 218). Отсюда следует, что розничный торговец не может закупить товары оптом у другого субъекта розничной торговли.

Из указанного выше также вытекает и то, что оптовому и розничному торговцу алкогольными напитками и табачными изделиями

запрещено выступать в роли посредника (комиссионера) субъекта предпринимательской деятельности, не имеющего соответствующих лицензий.

То есть в случае, если у предприятия возникают остатки алкогольной продукции и табачных изделий, которые не были проданы в период действия лицензии, то реализовать их, заключив договор комиссии или поручения на продажу таких остатков с субъектом, имеющим необходимую лицензию, нельзя. Для их реализации предприятию необходимо будет получать новую лицензию (см.

письмо ГНАУ от 23.11.2005 г. № 8125/21-0315 на с. 47 этого номера).

И еще. Согласно

п. 22 Правил № 854 субъект, при условии наличия в лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками соответствующей записи органа, выдавшего такую лицензию, может осуществлять:

— продажу на разлив вин, виноградных натуральных сухих из тары (посуды) емкостью от 50 до 600 л, изготовленной из металлов, разрешенных для контакта с алкогольными напитками предприятиями общественного питания;

— продажу вин сухих с добавлением спирта (виноматериалов обработанных) виноградных собственного производства ординарных и марочных на разлив из тары (посуды) вместимостью от 50 до 600 л, изготовленной из материалов, разрешенных для контакта с алкогольными напитками, предприятиям первичного и смешанного виноделия исключительно по месту их расположения в пределах административно-территориальных единиц (городов, поселков, сел). Однако годовые объемы продажи вин (виноматериалов обработанных) на разлив таким субъектом не могут превышать 20 % годового объема изготовленных виноматериалов.

 

Сколько нужно лицензий

Лицензии на оптовую торговлю алкогольными напитками или табачными изделиями выдаются сроком на 5 лет. Оптовая лицензия, как правило, оформляется только одна на все предприятие.

Лицензии на розничную торговлю алкоголем и табаком выдаются на 1 год. То есть для беспрерывной деятельности покупать их следует ежегодно. Причем одной лицензией здесь не обойтись. Количество лицензий, которые нужно приобрести предприятию, планирующему заниматься розничной торговлей алкогольными напитками и табачными изделиями, напрямую зависит от количества мест торговли у такого предприятия.

Под

местом торговли в Законе № 481 подразумевается место реализации товаров, в том числе на разлив, в одном торговом помещении (здании) по месту его фактического расположения, для табачных изделий — без ограничения площади, для алкогольных напитков — торговой площадью не менее 20 кв. м, оборудованное электронными контрольно-кассовыми аппаратами (независимо от их количества) или где есть товарно-кассовые книги (независимо от их количества), в которых фиксируется выручка от продажи алкогольных напитков и табачных изделий независимо от того, оформляется ли через них продажа других товаров.

То есть место торговли — это одно помещение (строение). Таким образом, если у предприятия,

например , в одном магазине несколько отделов, в которых осуществляется реализация алкоголя, то ему достаточно оформить одну лицензию. Если у предприятия два, три и более магазина, расположенных по разным адресам, то ему следует оформить несколько лицензий, а именно столько, сколько у него мест торговли (магазинов по разным адресам).

И еще. Обратите внимание на то, что торговая площадь помещения, в котором планируется торговать алкоголем в розницу, должна быть не менее 20 кв. м. Под понятием «торговая площадь» следует понимать ту площадь, которую занимает торговый зал. То есть, если речь идет о магазине, то торговой площадью у него будет считаться не вся площадь помещения (включая, например, подсобку и т. п.), а именно площадь торгового зала. При реализации алкогольных напитков в сфере общественного питания торговой площадью должна считаться площадь зала, оборудованного столиками и стульями для потребления пищи (без учета площади производственных и бытовых помещений для ее приготовления).

Если торговое помещение, магазин или какой-либо иной пункт розничной продажи будет иметь торговый зал торговой площадью менее 20 кв. м, лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками предприятию не выдадут.

Не выдаются лицензии на розничную торговлю алкоголем из киосков и подобных строений, ведь такие пункты розничной торговли не имеют торгового зала, а следовательно, и торговой площади.

 

Сколько нужно заплатить за лицензии

Для удобства установленные государством расценки к лицензиям на оптовую и розничную торговлю алкоголем и табаком представим в табличной форме.

 

Таблица 1

Годовая плата за лицензии на оптовую и розничную торговлю алкоголем и табаком

Расположение места торговли

Стоимость лицензий (за год)

торговля алкогольными напитками

торговля табачными изделиями

1

2

3

ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ

Не зависит от места торговли и от его расположения

500000 грн.

500000 грн.

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

В городах

8000 грн.

на каждый РРО (КУРО), который находится в месте торговли

2000 грн.

на каждое место торговли

На территории сел и поселков, за исключением находящихся в пределах территории городов

500 грн.

на каждый РРО (КУРО), который находится в месте торговли

250 грн.

на каждое место торговли

За пределами территории городов областного подчинения и городов Киева и Севастополя на расстоянии до 50 км и имеющих торговые залы площадью свыше 500 кв. м

8000 грн.

на каждый РРО (КУРО), который находится в месте торговли

2000 грн.

на каждое место торговли

 

Как видим, плата за лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками увеличивается пропорционально количеству находящихся в торговой точке РРО (КУРО), через которые оформляется продажа таких товаров. То есть за лицензию на одно место торговли, в котором установлено,

например, два РРО, за год нужно будет заплатить 16000 грн. (по 8000 на каждый РРО).

Таким образом,

количество РРО, используемых для продажи алкогольных напитков в одном месте торговли, влияет не на количество необходимых лицензий (она будет одна для одного места торговли), а на стоимость этой лицензии.

 

Когда платить за лицензии

Плата за лицензии на оптовую торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями производится ежегодно до начала следующего года.

Платить за лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями предприятию нужно будет ежеквартально (равными частями).

При этом имейте в виду,

Закон № 481 не выдвигает ограничений относительно возможности полной предоплаты за весь срок действия как оптовых, так и розничных лицензий.

Отметки об уплате очередного платежа должны проставляться на оборотной стороне как оптовых, так и розничных алкогольно-табачных лицензий (

п. 13 Положения № 500 и п. 25 Временного порядка № 493). Внесение информации об уплате очередного ежеквартального платежа осуществляется Департаментом контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНАУ и его региональными управлениями на основании поданной заявителем копии платежного документа (с отметкой банка об уплате) и справки соответствующего финансового органа о фактическом поступлении средств в бюджет (п. 4.3 Порядка № 652).

Однако ни сроки внесения таких отметок, ни последствия их отсутствия в

Законе № 481 не приводятся.

 

Оформление лицензий

Согласно

ст. 15 Закона № 481 лицензии на торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями выдает уполномоченный Кабинетом Министров Украины орган государственной власти. Сейчас таким органом является Департамент контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий ГНАУ.

Оптовые лицензии выдает сам Департамент. Лицензии на розничную торговлю оформляются на местах его региональными отделениями. Однако ввиду того, что структурные подразделения этого органа есть далеко не в каждом населенном пункте, в районных (межрайонных) ГНИ в Автономной Республике Крым и областях согласно

приказу ГНАУ от 16.11.2004 г. № 652 созданы пункты приема документов и выдачи оформленных бланков лицензий на право розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями.

Лицензия выдается

на основании заявления, составленного:

— по форме согласно

приложению 1 к Положению № 500 — для оптовой торговли алкоголем и табаком;

— по форме согласно

приложению 1 к Временному порядку № 493 — для розничной торговли табаком;

— по форме согласно

приложению 1 к приказу № 123 — для розничной торговли алкогольными напитками.

В заявлении должен быть указан вид хозяйственной деятельности, на осуществление которого субъект предпринимательской деятельности намеревается получить лицензию (оптовая, розничная торговля алкогольными напитками или табачными изделиями). Кроме того, в

заявлении также указываются:

— для получения лицензии на розничную торговлю табачными изделиями — адрес места торговли;

— для получения лицензии на розничную торговлю алкоголем — перечень РРО (КУРО), находящихся в месте торговли, а также адрес места торговли.

К заявлению прилагается

копия свидетельства о государственной регистрации СПД, заверенная нотариально либо тем органом, который это свидетельство выдал, а для получения лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками к заявлению необходимо прилагать и Справку налоговой службы о регистрации РРО (КУРО), находящихся в месте торговли (часть одиннадцатая ст. 15 Закона № 481).

Указанные документы принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема заявления и документов и подписью принявшего лица остается у предприятия-заявителя. Направить документы можно и заказным письмом (

часть шестнадцатая ст. 15 Закона № 481).

Однако следует заметить, что для получения оптовых лицензий

п. 9 Положения № 500 требует, помимо документов, указанных в Законе № 481, подавать еще, например, нотариально заверенную копию справки о включении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, нотариально заверенные копии документов, подтверждающих права собственности, аренды или другого использования складских помещений.

Аналогично обстоит дело и с оформлением розничных алкогольно-табачных лицензий. Так,

п. 28 Временного порядка № 493 требует, помимо документов, указанных в Законе № 481, подавать еще и другие документы, например, справку государственной налоговой инспекции о взятии на учет юридического лица и пр.

Однако, как указано в

части четырнадцатой ст. 15 Закона № 481, требовать от субъектов предпринимательства предоставление других документов, кроме указанных в этом Законе, запрещается.

Временный порядок № 493

и Положение № 500 не могут иметь большую юридическую силу Закона № 481. Кроме того, в заключительных положениях Закона № 481 четко указано, что «все другие законы и нормативно-правовые акты, касающиеся производства и оборота... алкогольных напитков... действуют в части, не противоречащей этому Закону». Поэтому считаем, что требовать дополнительно документы незаконно.

Лицензии выдаются не позднее

10 календарных дней со дня подачи документов.

Причем их выдача производится, только если предприятие внесло годовую, а для розничных лицензий ежеквартальную плату, подтверждением чему будет

копия платежного документа (с отметкой банка об уплате) и справка соответствующего финансового органа о фактическом поступлении средств в бюджет (п. 16 Положения № 500 и п. 34 Временного порядка № 493).

Полученные розничные лицензии следует зарегистрировать в налоговой инспекции, а если место торговли расположено в сельской местности — то и в органе местного самоуправления (

часть 9 ст. 15 Закона № 481). Регистрацию подтверждает отметка на оборотной стороне лицензии, заверенная печатью (п. 42 Временного порядка).

 

Переоформление лицензии

В случае

изменения указанных в лицензии сведений (например, при смене адреса субъекта предпринимательской деятельности, смене сведений об РРО и пр.), предпринимателю нужно обязательно эту лицензию переоформить. Для этого в орган, который выдал лицензию, нужно подать соответствующее заявление. На основании этого заявления в течение 3-х рабочих дней орган лицензирования выдаст предприятию оформленную на новом бланке лицензию с учетом изменений. Такое переоформление производится бесплатно.

 

Выдача дубликата

В случае

утери или повреждения бланка лицензии предприятию не нужно оформлять новую лицензию. Достаточно сделать дубликат старой лицензии. Для этого нужно подать соответствующее заявление, на основании которого орган лицензирования на протяжении 3-х рабочих дней выдаст дубликат лицензии. При этом срок действия такого дубликата ни в коем случае не будет превышать срок действия утерянной или поврежденной лицензии.

Однако

за выдачу дубликата лицензии (как за оптовые, так и за розничные лицензии) придется заплатить 780 грн.

 

Приостановление лицензии

Если субъект предпринимательской деятельности

не внесет в установленный срок очередной платеж за лицензию, то действие лицензии приостанавливается на основании распоряжения органа, выдавшего лицензию, на срок до уплаты задолженности (часть восемнадцатая ст. 15 Закона № 481).

Действие лицензии считается приостановленным

с момента получения субъектом предпринимательской деятельности соответствующего письменного распоряжения органа, который выдал лицензию, и возобновляется с момента зачисления очередного платежа в бюджет.

Что касается проставления отметки об уплате платежа,

Закон № 481 умалчивает. В п. 16 Положения № 500 указано, что без отметки о внесении очередных платежей действие лицензии останавливается. А п. 38 Временных правил № 493 рекомендует подавать органу лицензирования копию платежки и справки о фактическом поступлении средств в бюджет для проставления отметки о внесении очередного платежа сразу после внесения такого платежа в бюджет. А по поводу остановки действия лицензии в случае отсутствия такой отметки Временные правила № 493 умалчивают. Однако, дабы избежать конфликтной ситуации, рекомендуем делать отметки в лицензиях сразу после осуществления оплаты.

В период приостановления действия лицензии предприятие

не имеет права осуществлять лицензируемую торговлю. Ведь согласно ст. 1 Закона № 481 приостановление лицензии — это временное лишение субъекта предпринимательской деятельности права на проведение указанной в лицензии деятельности в случае неуплаты очередного платежа за лицензию. В противном случае к нему будут применены штрафные санкции в соответствии с частью второй ст. 17 Закона № 481.

Если в течение 30 календарных дней с момента приостановления действия лицензии платеж не будет внесен,

лицензия аннулируется.

Как видим, действие лицензии приостанавливается только в случае несвоевременной уплаты очередного платежа.

 

Аннулирование лицензии

Аннулирование лицензии согласно

части двадцатой ст. 15 Закона № 481 также осуществляется на основании:

— заявления субъекта предпринимательской деятельности;

— решения об отмене государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности;

— решения суда об установлении факта незаконного использования субъектом предпринимательской деятельности марок акцизного сбора (относительно импортеров);

— решения суда об установлении факта торговли субъектом предпринимательской деятельности алкогольными напитками или табачными изделиями без марок акцизного сбора Украины;

— решения суда об установлении факта перемещения субъектом предпринимательской деятельности алкогольных напитков или табачных изделий вне таможенного контроля.

Аннулирование лицензии происходит путем принятия органом лицензирования соответствующего письменного распоряжения. Лицензия аннулируется и считается

недействительной с момента получения субъектом предпринимательской деятельности письменного распоряжения о ее аннулировании.

Как видим, аннулировать лицензию по заявлению субъекта предпринимательской деятельности можно, а приостановить ее действие нельзя. Если предприятие оплатило лицензию, но в «оплаченном» периоде лицензируемой деятельности не вело, лицензия на период «простоя» не продлевается и деньги из бюджета не возвращаются. По крайней мере, таких указаний

Закон № 481 не содержит.

 

Налоговый и бухгалтерский учет лицензий

В

налоговом учете согласно п.п. 5.4.7 Закона о налоге на прибыль расходы на приобретение лицензий, выданных государственными органами для ведения хозяйственной деятельности, включаются в валовые расходы.

Расходы на оплату лицензий увеличивают валовые расходы предприятия в том отчетном периоде, в котором оплата была перечислена органу лицензирования. То есть, например, плату за лицензию на оптовую торговлю, оформленную на следующий год, предприятие будет вправе учесть в составе валовых расходов по итогам годовой декларации по налогу на прибыль.

При этом такие расходы должны в обязательном порядке подтверждаться соответствующими платежными документами.

В

бухгалтерском учете лицензия на оптовую торговлю, выдаваемая сроком на пять лет, будет являться нематериальным активом и зачисляться на баланс по первоначальной стоимости, которая состоит из общей суммы, подлежащей уплате за весь период, на который получена лицензия (см. письмо Министерства финансов Украины от 20.06.2006 г. № 31-34000-10-25/12966).

Расходы, связанные с приобретением лицензий на розничную торговлю, выдаваемых на срок не более года,

признаются расходами того отчетного периода, в течение которого они были осуществлены.

Рассмотрим учет лицензий, приобретаемых предприятием для осуществления оптовой торговли алкогольными и табачными изделиями. Напомним, что для оптовой торговли алкогольными и табачными изделиями лицензии выдаются сроком на 5 лет. Плата за выданную лицензию производится ежегодно в размере 500000 грн. до начала следующего года.

 

Таблица 2

Учет лицензий на оптовую торговлю алкоголем и табаком


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1

Перечислены денежные средства в качестве оплаты лицензии на оптовую торговлю за год

685

311

500000

500000*

* Расходы на приобретение лицензии включаются в состав валовых расходов согласно п.п. 5.4.7 Закона о налоге на прибыль.

2

Получена лицензия как объект нематериальных активов

154

685

2500000

3

Введена лицензия в хозяйственный оборот

127

154

2500000

4

Отражена сумма месячной суммы амортизации нематериального актива

93

133

41666,67

 

А теперь рассмотрим учет лицензий, приобретаемых предприятием для осуществления розничной торговли алкогольными и табачными изделиями. Напомним, что для розничной торговли алкогольными и табачными изделиями лицензии выдаются сроком на 1 год. Плата за них зависит от расположения места торговли, а для торговли алкоголем в том числе и от количества РРО.

 

Таблица 3

Учет лицензий на розничную торговлю алкоголем и табаком


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1

Оплачена стоимость розничной лицензии на торговлю табачными изделиями

685

311

2000

2000

2

Стоимость лицензии включена в расходы будущих периодов

39

685

2000

3

Стоимость лицензии списана на расходы на сбыт (помесячно)

93

39

666,67

 

Как видим, «немного» денег и усилий и нужная лицензия для торговли алкоголем или табаком у вас в кармане. И еще желаем только позитива при ее получении.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше