Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О приеме специальных платежных средств в оплату за проданные товары (предоставленные услуги)

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2007/№ 69
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 01.08.2007 г. № 91-28/234

О приеме специальных платежных средств в оплату за проданные товары (предоставленные услуги)

Письмо Министерства экономики Украины от 01.08.2007 г.
№ 91-28/234

(извлечение)

 

Минэкономики рассмотрело <...> письмо <...> о применении некоторых норм постановления Кабинета Министров Украины от 29 марта 2006 г. № 377 «Некоторые вопросы осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» и сообщает следующее.

Во исполнение пункта 14.7 статьи 14 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» Правительство разработало Условия перевода торговцев, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере торговли, общественного питания и услуг, на обязательный прием специальных платежных средств в оплату за проданные товары (предоставленные услуги), утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 29 марта 2006 г. № 377 «Некоторые вопросы осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств».

Согласно указанному постановлению

прием специальных платежных средств в оплату за проданные товары (предоставленные услуги) является обязательным для субъектов хозяйствования, если объем расчетных операций с начала года достигает 5 млн гривень, а также продажа товаров осуществляется на предприятиях торговли с площадью торгового зала от 400 кв. метров.

То есть если

субъект хозяйствования имеет предприятие торговли с площадью торгового зала от 400 кв. метров, или это предприятие торговли достигает с начала года объема расчетных операций 5 млн гривень, но не имеет площади торгового зала от 400 кв. метров, то такие субъекты хозяйствования обязательно устанавливают платежные терминалы.

Что касается

количества платежных терминалов, которые нужно установить в торговом зале для обслуживания потребителей, то субъект хозяйствования этот вопрос решает самостоятельно.

Применение на предприятиях торговли с площадью торговых залов от 400 кв. метров платежных карточек при расчетах за проданные товары (предоставленные услуги) введено для торговых предприятий с широким (

свыше 5 тысяч ассортиментных позиций) ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров: гипермаркеты, супермаркеты, универмаги, универсамы.

Если субъект хозяйствования имеет несколько предприятий (сеть магазинов), то

объем расчетных операций 5 млн грн. определяется по каждому предприятию (магазину), который при достижении этого объема обязательно устанавливает платежные терминалы для приема специальных платежных средств в оплату за проданные товары (предоставленные услуги).

Если в последующем расчетном периоде

предприятие не достигло объема расчетных операций 5 млн грн., субъект хозяйствования имеет право самостоятельно решать вопрос целесообразности применения платежных терминалов на этом предприятии до следующего расчетного периода.

<...>

Учитывая, что внедрение в жизнь потребителей специальных платежных средств имеет положительную тенденцию роста, то в случае возникновения потребности в услугах предприятий, виды деятельности которых определены указанным выше постановлением, его требования будут распространяться на всех торговцев, независимо от их месторасположения.

Что касается документов, определяющих количество мест в заведениях ресторанного хозяйства

, то общее количество мест заведения (предприятия) ресторанного хозяйства указывается в проектно-технической документации на его строительство или реконструкцию вместе с планом расположения мест в зале. Указанный план в обязательном порядке согласовывается с местными санитарно-эпидемиологическими и пожарными службами.

Расчет производственной программы, а также площадь заведения (предприятия) ресторанного хозяйства наряду с другими расчетами осуществляется на основании заданного количества мест в торговом зале, площадь которого определяется с учетом строительных требований и санитарно-гигиенических норм на одно место в зависимости от его расположения, а именно: за обеденным столом (сидячее), кафетерийным столом (стоячее) или за барной стойкой.

Таким образом,

прием специальных платежных средств в оплату за проданные товары (предоставленные услуги) является обязательным для общедоступных заведений ресторанного хозяйства, в которых продукцию и услуги может получить любой потребитель, если проектно-технической документацией подтверждено их количество (свыше 40).

Заместитель министра экономики Украины С. Челноков



комментарий редакции

Товары по карточкам: продолжение разговора

Комментарий к опубликованному сегодня письму Минэкономики начнем с тезисов одного информационного сообщения, появившегося на авторитетном отечественном Интернет-портале буквально накануне 1 июля — даты, с которой многочисленная армия торговцев должна была установить на своих торговых точках оборудование для приема специальных платежных средств. Кратко это сообщение сводилось к следующему:

— по прогнозам специалистов сеть точек приема платежных карт в Украине в 2007 году вырастет на 60 %;

— ежемесячно в торговых сетях размещается около 2000 POS-терминалов;

— в общей доле операций с использованием платежных карт на расчеты в торговой сети приходится не более 5 %. При этом в гостиницах, бутиках, туристических агентствах и прокатах автомобилей платежными картами оплачиваются от 20 до 40 % покупок;

— средний показатель в Украине величины комиссионного вознаграждения, взимаемого банками за услуги эквайринга, — 1 — 1,5 % по собственным платежным картам и 2,5 % — по картам, выпущенным другими банками.

Общий вывод, который напрашивается после изучения приведенных фактов, был озвучен нами еще в статье «Товары по карточкам: ближайшая перспектива» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 45) — как только массовый потребитель, «вооруженный» пластиковыми карточками, сформирует определенный интерес к возможности оплаты за товары (услуги) в безналичной форме, рынок тут же повсеместно отреагирует на этот интерес и предоставит такую возможность.

Тем не менее различные госорганы считают своим непременным долгом что-то регулировать, куда-то вмешиваться, кому-то разъяснять и т. п., опасаясь, видимо, предоставить рыночным механизмам возможность самостоятельно справиться с существующими проблемами.

Итак, что же нам разъяснило Министерство экономики в комментируемом письме? По большому счету ничего, ибо все это или очевидно для того, кто изучил постановление Кабмина от 29.03.2006 г. № 377 (далее — постановление № 377), или не соответствует данному постановлению, или уже разъяснялось ранее в других письмах министерства. Повторим все же вкратце основные выводы рассматриваемого документа.

1. По мнению авторов письма,

достижение торговцем объема расчетных операций, превышающего 5 млн грн. в год, и наличие торговой площади свыше 400 кв. мнезависимые критерии для обязательной установки платежных терминалов. Другими словами, если площадь торгового зала меньше указанной величины, но предприятие имеет значительный товарооборот, от оборудования торгового зала спецсредствами ему не уйти. О том, как рассчитать искомую площадь, см. в упомянутой выше статье или в письме Минэкономики от 06.11.2006 г. № 91-28/372.

2. В письме повторно прозвучало утверждение о том, что платежные карточки следует в обязательном порядке принимать торговым предприятиям с широким (свыше 5 тыс. ассортиментных позиций) перечнем продовольственных и непродовольственных товаров. О том, что такое утверждение не опирается на нормативный фундамент, поскольку Кабмин ничего подобного в постановлении № 377 не устанавливал, тоже говорилось в той же статье.

3. Таким же самодеятельным и потому, скорее всего, не стоящим серьезного внимания является предложение авторов письма

определять годовой объем расчетных операций (для сравнения с предельной величиной, равной 5 млн грн.) не по субъекту хозяйствования в целом, а по отдельным его торговым точкам, подобно тому, как ранее было рекомендовано рассчитывать площадь торгового зала. Подчеркнем, что и в этом случае, как и в предыдущем, такой вывод не следует из правительственного постановления № 377.

4. Комментируемым письмом позволено субъектам хозяйствования отказаться от использования платежных терминалов в следующем расчетном периоде, если объем расчетных операций в течение предыдущего периода упадет ниже установленной отметки. К сожалению, Минэкономики не разъяснило, что оно понимает под словосочетанием «следующий расчетный период», поэтому так и осталось непонятным, как определять годовой объем расчетных операций, о котором говорится в постановлении № 377 (с начала года или с даты начала перевода торговцев на прием пластиковых карт, т. е. с 1 июля). Неясно также, идет ли речь о предыдущем годе или о текущем.

5. Сложно сказать что-либо определенное и по поводу последнего абзаца комментируемого письма — о необходимости

обязательной установки оборудования для приема платежных карточек заведениями ресторанного хозяйства, у которых число посадочных мест, подтвержденное проектно-технической документацией, составляет более 40. Почему в данном случае принята именно эта цифра, остается загадкой, как, впрочем, покрыта туманом и аргументация предыдущих его выводов.

Одним словом, качество такой разъяснительной работы Минэкономики, на наш взгляд, не способствует ускорению внедрения платежных терминалов, а только запутывает и настораживает предпринимателей. Большой плюс сложившейся ситуации — отсутствие законодательно установленных санкций за нарушение предписаний постановления № 377, иначе страшно даже представить, сколько бы штрафов пришлось уплатить в условиях такой нормативно-правовой неопределенности. Красноречивее же всего являются не письма того или иного министерства, а цифры и факты, приведенные в начале комментария. И свидетельствуют они сами за себя — отечественные предприниматели научились дистанцироваться от чиновничьего непрофессионализма и вполне способны справиться с ситуацией сами, без изучения подобных разъяснений. Поверьте — всем от этого будет только лучше.

Игорь Хмелевский

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно