О приеме специальных платежных средств в оплату за проданные товары (предоставленные услуги)
Письмо Министерства экономики Украины от 01.08.2007 г.
№ 91-28/234
(извлечение)
Минэкономики рассмотрело <...> письмо <...> о применении некоторых норм постановления Кабинета Министров Украины от 29 марта 2006 г. № 377 «Некоторые вопросы осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» и сообщает следующее.
Во исполнение пункта 14.7 статьи 14 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» Правительство разработало Условия перевода торговцев, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере торговли, общественного питания и услуг, на обязательный прием специальных платежных средств в оплату за проданные товары (предоставленные услуги), утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 29 марта 2006 г. № 377 «Некоторые вопросы осуществления расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств».
Согласно указанному постановлению
прием специальных платежных средств в оплату за проданные товары (предоставленные услуги) является обязательным для субъектов хозяйствования, если объем расчетных операций с начала года достигает 5 млн гривень, а также продажа товаров осуществляется на предприятиях торговли с площадью торгового зала от 400 кв. метров.То есть если
субъект хозяйствования имеет предприятие торговли с площадью торгового зала от 400 кв. метров, или это предприятие торговли достигает с начала года объема расчетных операций 5 млн гривень, но не имеет площади торгового зала от 400 кв. метров, то такие субъекты хозяйствования обязательно устанавливают платежные терминалы.Что касается
количества платежных терминалов, которые нужно установить в торговом зале для обслуживания потребителей, то субъект хозяйствования этот вопрос решает самостоятельно.Применение на предприятиях торговли с площадью торговых залов от 400 кв. метров платежных карточек при расчетах за проданные товары (предоставленные услуги) введено для торговых предприятий с широким (
свыше 5 тысяч ассортиментных позиций) ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров: гипермаркеты, супермаркеты, универмаги, универсамы.Если субъект хозяйствования имеет несколько предприятий (сеть магазинов), то
объем расчетных операций 5 млн грн. определяется по каждому предприятию (магазину), который при достижении этого объема обязательно устанавливает платежные терминалы для приема специальных платежных средств в оплату за проданные товары (предоставленные услуги).Если в последующем расчетном периоде
предприятие не достигло объема расчетных операций 5 млн грн., субъект хозяйствования имеет право самостоятельно решать вопрос целесообразности применения платежных терминалов на этом предприятии до следующего расчетного периода.<...>
Учитывая, что внедрение в жизнь потребителей специальных платежных средств имеет положительную тенденцию роста, то в случае возникновения потребности в услугах предприятий, виды деятельности которых определены указанным выше постановлением, его требования будут распространяться на всех торговцев, независимо от их месторасположения.
Что касается документов, определяющих количество мест в заведениях ресторанного хозяйства
, то общее количество мест заведения (предприятия) ресторанного хозяйства указывается в проектно-технической документации на его строительство или реконструкцию вместе с планом расположения мест в зале. Указанный план в обязательном порядке согласовывается с местными санитарно-эпидемиологическими и пожарными службами.Расчет производственной программы, а также площадь заведения (предприятия) ресторанного хозяйства наряду с другими расчетами осуществляется на основании заданного количества мест в торговом зале, площадь которого определяется с учетом строительных требований и санитарно-гигиенических норм на одно место в зависимости от его расположения, а именно: за обеденным столом (сидячее), кафетерийным столом (стоячее) или за барной стойкой.
Таким образом,
прием специальных платежных средств в оплату за проданные товары (предоставленные услуги) является обязательным для общедоступных заведений ресторанного хозяйства, в которых продукцию и услуги может получить любой потребитель, если проектно-технической документацией подтверждено их количество (свыше 40).Заместитель министра экономики Украины С. Челноков
комментарий редакции
Товары по карточкам: продолжение разговора
Комментарий к опубликованному сегодня письму Минэкономики начнем с тезисов одного информационного сообщения, появившегося на авторитетном отечественном Интернет-портале буквально накануне 1 июля — даты, с которой многочисленная армия торговцев должна была установить на своих торговых точках оборудование для приема специальных платежных средств. Кратко это сообщение сводилось к следующему:
— по прогнозам специалистов сеть точек приема платежных карт в Украине в 2007 году вырастет на 60 %;
— ежемесячно в торговых сетях размещается около 2000 POS-терминалов;
— в общей доле операций с использованием платежных карт на расчеты в торговой сети приходится не более 5 %. При этом в гостиницах, бутиках, туристических агентствах и прокатах автомобилей платежными картами оплачиваются от 20 до 40 % покупок;
— средний показатель в Украине величины комиссионного вознаграждения, взимаемого банками за услуги эквайринга, — 1 — 1,5 % по собственным платежным картам и 2,5 % — по картам, выпущенным другими банками.
Общий вывод, который напрашивается после изучения приведенных фактов, был озвучен нами еще в статье «Товары по карточкам: ближайшая перспектива» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 45) — как только массовый потребитель, «вооруженный» пластиковыми карточками, сформирует определенный интерес к возможности оплаты за товары (услуги) в безналичной форме, рынок тут же повсеместно отреагирует на этот интерес и предоставит такую возможность.
Тем не менее различные госорганы считают своим непременным долгом что-то регулировать, куда-то вмешиваться, кому-то разъяснять и т. п., опасаясь, видимо, предоставить рыночным механизмам возможность самостоятельно справиться с существующими проблемами.
Итак, что же нам разъяснило Министерство экономики в комментируемом письме? По большому счету ничего, ибо все это или очевидно для того, кто изучил постановление Кабмина от 29.03.2006 г. № 377 (далее — постановление № 377), или не соответствует данному постановлению, или уже разъяснялось ранее в других письмах министерства. Повторим все же вкратце основные выводы рассматриваемого документа.
1. По мнению авторов письма,
достижение торговцем объема расчетных операций, превышающего 5 млн грн. в год, и наличие торговой площади свыше 400 кв. м — независимые критерии для обязательной установки платежных терминалов. Другими словами, если площадь торгового зала меньше указанной величины, но предприятие имеет значительный товарооборот, от оборудования торгового зала спецсредствами ему не уйти. О том, как рассчитать искомую площадь, см. в упомянутой выше статье или в письме Минэкономики от 06.11.2006 г. № 91-28/372.2. В письме повторно прозвучало утверждение о том, что платежные карточки следует в обязательном порядке принимать торговым предприятиям с широким (свыше 5 тыс. ассортиментных позиций) перечнем продовольственных и непродовольственных товаров. О том, что такое утверждение не опирается на нормативный фундамент, поскольку Кабмин ничего подобного в постановлении № 377 не устанавливал, тоже говорилось в той же статье.
3. Таким же самодеятельным и потому, скорее всего, не стоящим серьезного внимания является предложение авторов письма
определять годовой объем расчетных операций (для сравнения с предельной величиной, равной 5 млн грн.) не по субъекту хозяйствования в целом, а по отдельным его торговым точкам, подобно тому, как ранее было рекомендовано рассчитывать площадь торгового зала. Подчеркнем, что и в этом случае, как и в предыдущем, такой вывод не следует из правительственного постановления № 377.4. Комментируемым письмом позволено субъектам хозяйствования отказаться от использования платежных терминалов в следующем расчетном периоде, если объем расчетных операций в течение предыдущего периода упадет ниже установленной отметки. К сожалению, Минэкономики не разъяснило, что оно понимает под словосочетанием «следующий расчетный период», поэтому так и осталось непонятным, как определять годовой объем расчетных операций, о котором говорится в постановлении № 377 (с начала года или с даты начала перевода торговцев на прием пластиковых карт, т. е. с 1 июля). Неясно также, идет ли речь о предыдущем годе или о текущем.
5. Сложно сказать что-либо определенное и по поводу последнего абзаца комментируемого письма — о необходимости
обязательной установки оборудования для приема платежных карточек заведениями ресторанного хозяйства, у которых число посадочных мест, подтвержденное проектно-технической документацией, составляет более 40. Почему в данном случае принята именно эта цифра, остается загадкой, как, впрочем, покрыта туманом и аргументация предыдущих его выводов.Одним словом, качество такой разъяснительной работы Минэкономики, на наш взгляд, не способствует ускорению внедрения платежных терминалов, а только запутывает и настораживает предпринимателей. Большой плюс сложившейся ситуации — отсутствие законодательно установленных санкций за нарушение предписаний постановления № 377, иначе страшно даже представить, сколько бы штрафов пришлось уплатить в условиях такой нормативно-правовой неопределенности. Красноречивее же всего являются не письма того или иного министерства, а цифры и факты, приведенные в начале комментария. И свидетельствуют они сами за себя — отечественные предприниматели научились дистанцироваться от чиновничьего непрофессионализма и вполне способны справиться с ситуацией сами, без изучения подобных разъяснений. Поверьте — всем от этого будет только лучше.
Игорь Хмелевский