Темы статей
Выбрать темы

Благотворительные организации: налогообложение выплат

Редакция НиБУ
Статья

Благотворительные организации: налогообложение выплат

 

В продолжение темы деятельности благотворительных организаций, поднятой в прошлых номерах нашей газеты (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, №№ 57, 61, 65), рассмотрим особенности налогообложения выплат, осуществляемых такими организациями.

 

Екатерина СКРИПКИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 531

— Закон Украины «О благотворительности и благотворительных организациях» от 16.09.97 г. № 531/97-ВР.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

 

В соответствии со

ст. 1 Закона № 531 под благотворительностью понимается добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц в предоставлении приобретателям материальной, финансовой, организационной и другой благотворительной помощи.

Благотворительная помощь может предоставляться приобретателям в виде (

ст. 16 Закона № 531):

— одноразовой финансовой, материальной и другой помощи;

— систематической финансовой, материальной и другой помощи;

— финансирования конкретных целевых программ;

— помощи на основании договоров (контрактов) о благотворительной деятельности;

— дарения или разрешения на бесплатное (льготное) использование объектов собственности;

— разрешения на использование названия, эмблемы, символов благотворительной организации;

— предоставления помощи непосредственно личным трудом, услугами или передачей результатов личной творческой деятельности;

— принятия на себя расходов по бесплатному, полному или частичному содержанию объектов благотворительности;

— других мероприятий, не запрещенных законом.

Таким образом, все виды выплат (работ, услуг), предоставляемые получателям благотворительными организациями, подпадают под понятие «благотворительная помощь».

Получателями такой помощи могут быть как физические, так и юридические лица, нуждающиеся в получении благотворительной помощи.

Далее рассмотрим

особенности налогообложения благотворительной помощи, которую предоставляют благотворительные организации физическим лицам .

 

Налогообложение благотворительных выплат

Сразу отметим, что в случае если благотворительная организация оказывает благотворительную помощь непосредственно предприятию, учреждению, организации для общих целей без указания конкретных лиц (помощь не может быть персонифицирована), такая помощь налогом с доходов физических лиц не облагается.

Согласно

п.п. «в» п.п. 4.3.5 Закона № 889 в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода не включаются суммы выплат или возмещений (кроме заработной платы или других выплат и возмещений по гражданско-правовым договорам), осуществляемые неприбыльными организациями и благотворительными фондами Украины, статус которых определяется согласно закону, в пользу получателей таких выплат, (кроме каких-либо выплат или возмещений членам руководящих органов таких организаций или фондов и связанным с ними физическим лицам) с учетом норм п.п. 9.7 Закона № 889.

Из данной нормы

Закона № 889 следует, что получателями необлагаемых выплат или возмещений от благотворительных организаций не могут быть члены руководящих органов таких организаций и связанные с ними лица. Напомним, что согласно п. 1.26 Закона о налоге на прибыль связанным лицом является физическое лицо или члены семьи физического лица, осуществляющие контроль над плательщиком налога. Под осуществлением контроля следует понимать владение непосредственно или через большее количество связанных физических или юридических лиц наибольшей долей (паем, пакетом акций) уставного фонда плательщика налога, либо управление наибольшим количеством голосов в руководящем органе такого плательщика налога, либо владение долей (паем, пакетом акций) не менее 20 процентов от уставного фонда плательщика налога.

Что касается налогообложения благотворительной помощи, предоставляемой другим получателям, отметим следующее.

Во-первых, в связи с тем, что

благотворительная помощь предоставляется неработникам благотворительной организации, ее сумма не облагается взносами в фонды социального страхования.

Во-вторых,

для целей налогообложения выплачиваемой им благотворительной помощи нужно руководствоваться положениями п. 9.7 Закона № 889.

Рассмотрим подробно положения

п. 9.7 Закона № 889, которые регулируют налогообложение благотворительной помощи.

В соответствии с

п.п. 9.7.1 Закона № 889 освобождается от налогообложения благотворительная, в том числе гуманитарная, помощь в виде средств или имущества (бесплатно выполненной работы, предоставленной услуги), поступающая в пользу плательщика налога, при условии соблюдения норм п. 9.7 Закона № 889.

Для целей налогообложения различают целевую и нецелевую благотворительную помощь.

Целевой благотворительной помощью

является помощь, которая предоставляется под определенные условия и направления ее расходования. Под нецелевой благотворительной помощью понимается помощь, предоставляемая без установления определенных условий или направлений .

При каких же условиях благотворительная помощь, оказываемая благотворительными организациями, освобождается от налогообложения?

Согласно

п.п. 9.7.2 Закона № 889 не облагается налогом с доходов физических лиц как целевая, так и нецелевая благотворительная помощь, которая оказывается благотворительной организацией плательщику налога, пострадавшему вследствие:

а) экологических, техногенных и других катастроф в местностях, объявленных в соответствии с Конституцией Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации, в предельных суммах, определенных Кабинетом Министров Украины;

б) стихийного бедствия, аварий, эпидемий и эпизоотий общегосударственного или местного характера, которые нанесли или создают угрозу здоровью граждан, окружающей природной среде, вызвали или могут вызвать людские жертвы или утрату собственности граждан, в связи с которыми решение о привлечении благотворительной помощи было принято соответственно Кабинетом Министров Украины или органом местного самоуправления, в предельных суммах, определенных Кабинетом Министров Украины.

В Налоговом расчете по форме № 1ДФ сумму помощи, предоставляемую согласно

п.п. 9.7.2 Закона № 889, следует отражать под признаком дохода «25».

Отдельно остановимся на особенностях предоставления нецелевой благотворительной помощи.

 

Нецелевая благотворительная помощь

В соответствии с

п.п. 9.7.3 Закона № 889 не подлежит включению в налогооблагаемый доход сумма нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, предоставляемой резидентами — юридическими или физическими лицами в пользу плательщика налога на протяжении отчетного налогового года в сумме, не превышающей размер суммы предельного размера дохода, определенного в соответствии с абзацем первым п.п. 6.5.1 Закона № 889, действующего на 1 января отчетного года, при условии, что на такого плательщика налога распространяется право на получение налоговой социальной льготы.

Таким образом,

не облагается налогом с доходов физических лиц нецелевая благотворительная помощь, предоставляемая благотворительной организацией, если:

1) благотворительная организация является

резидентом;

2)

получатель помощи имеет право на налоговую социальную льготу (далее — НСЛ). Напомним, что в 2007 году право на НСЛ имеет плательщик налога, заработная плата которого не превышает 740 грн. При этом сумма нецелевой благотворительной помощи не участвует в определении предельного размера дохода, поскольку данная выплата не является заработной платой. Согласно разъяснениям ГНАУ на получение такой помощи имеют право и лица, не имеющие дохода в виде заработной платы, в частности, неработающие пенсионеры, студенты, инвалиды войны, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х (6-ти) лет (письма ГНАУ от 28.02.2007 г. № 905/Н/17-0715, от 13.04.2007 г. № 1809/р/17-0715). Целесообразно, чтобы приобретатель помощи указал о том, что он имеет право на НСЛ в заявлении о предоставлении ему нецелевой благотворительной помощи;

3)

размер помощи не превышает законодательно установленного предела, который рассчитывается в соответствии с абзацем первым п.п. 6.5.1 Закона № 889 как произведение месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года и коэффициента 1,4, округленное до ближайших 10 гривень. В 2007 году эта сумма составляет 740 грн. (525 х 1,4 = 735, округленные до ближайших 10 грн.) .

Следует отметить, что нецелевая благотворительная помощь может предоставляться как единоразово, так и частями, но не облагается налогом с доходов она в пределах

740 грн. совокупно за год. Сумма превышения облагается налогом с доходов физических лиц по ставке 15 %. В случае если облагаемая нецелевая благотворительная помощь предоставляется в неденежной форме, объект налогообложения определяется с учетом «натурального» коэффициента (в 2007 году — 1,176471).

Обращаем внимание, что в заявлении физическое лицо должно указать, что просит о предоставлении именно нецелевой благотворительной помощи, что будет основанием для ее освобождения от налогообложения при соблюдении вышеперечисленных условий.

Если одно из требований

п.п. 9.7.3 Закона № 889 не выполняется, вся сумма нецелевой благотворительной помощи подлежит налогообложению
.

В Налоговом расчете по форме № 1ДФ

необлагаемая нецелевая благотворительная помощь отражается под признаком дохода «25», а облагаемая часть такой помощи — под признаком дохода «17».

 

Целевая благотворительная помощь

Порядок налогообложения целевой благотворительной помощи регламентирован

п.п. 9.7.4 Закона № 889.

На основании

п.п. «а» п.п. 9.7.4 Закона № 889 благотворительная организация может предоставить необлагаемую целевую благотворительную помощь на лечение плательщика налога или члена его семьи первой степени родства (его родителей и родителей его мужа или жены, его мужа или жены, детей такого физического лица и детей мужа или жены, в том числе усыновленных ими детей). При этом должны выполняться следующие требования:

1)

благотворительная организация, предоставляющая помощь, должна быть резидентом;

2) средства на компенсацию платных услуг по лечению и получению лекарств должны предоставляться

непосредственно заведению здравоохранения. Таким образом, исключается возможность выплаты необлагаемой целевой благотворительной помощи на руки физическому лицу или члену его семьи;

3) помощь не может быть предоставлена на виды лечения, перечисленные в

п.п. 5.3.4 Закона № 889, а именно:

— косметическое лечение или косметическую хирургию (включая косметическое протезирование, не связанное с медицинскими показаниями);

— водолечение и гелиотерапию, не связанные с лечением хронических заболеваний;

— лечение и протезирование зубов с использованием драгоценных металлов, гальванопластики и фарфора;

— аборты, кроме абортов, проводимых по медицинским показаниям или если беременность стала следствием изнасилования;

— операции по изменению пола;

— лечение венерических заболеваний, кроме СПИДа и венерических заболеваний, причиной которых стало неполовое заражение или изнасилование;

— лечение табачной или алкогольной зависимости;

— клонирование человека или его органов;

— приобретение лекарств, медицинских средств и приспособлений, оплаты стоимости медицинских услуг, не включенных в перечень жизненно необходимых, установленный Кабинетом Министров Украины (

Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный постановлением КМУ от 29.03.2006 г. № 400);

4) получатель помощи должен документально подтвердить необходимость получения платных медицинских услуг. Несмотря на отсутствие прямого указания на это в

п.п. 9.7.4 Закона № 889, необходимость наличия подтверждающих документов обусловлена тем, что указанная помощь предоставляется исключительно для компенсации стоимости платных медицинских услуг. Такими документами могут быть счета-фактуры, справки, рецепты, выписки из амбулаторных карт и т. п.

До принятия специального законодательного акта, касающегося общеобязательного медицинского страхования

, вся сумма целевой благотворительной помощи, которая предоставляется согласно п.п. «а» п.п. 9.7.4 Закона № 889, не облагается налогом с доходов физических лиц. Другими словами, в настоящее время ограничения по сумме необлагаемой целевой благотворительной помощи на лечение нет.

Если одно из условий, указанных выше, не выполняется, вся сумма целевой благотворительной помощи на лечение облагается налогом с доходов.

В Налоговом расчете по форме № 1ДФ необлагаемая целевая благотворительная помощь на лечение отражается

под признаком дохода «39». В случае если такая помощь подлежит налогообложению, ее следует отразить под признаком дохода «14».

Кроме того, в соответствии с

п.п. 9.7.4 Закона № 889 не подлежит налогообложению целевая благотворительная помощь, предоставляемая благотворительными организациями — резидентами в любой сумме:

1) нижеуказанным заведениям для распределения благотворительной помощи между лицами, не достигшими 18-летнего возраста, и пребывают в следующих заведениях:

— доме малютки;

— доме ребенка;

— доме-интернате;

— школе-интернате (в том числе специальной, санаторной или для сирот);

— детском доме семейного типа;

— школе социальной реабилитации;

— приют для несовершеннолетних;

— приемнике-распределителе системы Министерства внутренних дел Украины;

2) государственному или коммунальному заведению или благотворительной организации, в том числе Обществу Красного Креста Украины, предоставляющим услуги лицам, не имеющим жилья, по их питанию и устройству на ночлег;

3) пенитенциарному заведению для улучшения условий содержания, питания или медицинского обслуживания лиц, находящихся в следственных изоляторах или местах лишения свободы, или непосредственно таким лицам;

4) дому для престарелых или инвалидов для улучшения условий их содержания, питания, медицинского обслуживания, социальной реабилитации;

5) любительской спортивной организации, клубу для компенсации расходов по приобретению или аренде спортивных орудий и инвентаря, пользования спортивными площадками, помещениями или сооружениями для проведения тренировок, обеспечения участия спортсмена-любителя в спортивных соревнованиях.

При этом под термином «любительская спортивная организация, клуб» следует понимать общественную организацию, деятельность которой не направлена на получение дохода, а под термином «спортсмен-любитель» понимается лицо, чья спортивная деятельность не направлена на получение дохода, за исключением получения наград или вознаграждений от имени государства, органов местного самоуправления или общественных организаций как Украины, так и других стран, в виде медалей, грамот, памятных призов в формах, отличных от денежной, а также как сумма возмещения расходов, связанных с командировкой такого спортсмена-любителя в место проведения соревнования, в пределах установленных законом норм для командировки наемного работника. Напомним, что нормы возмещения расходов на командировку в пределах Украины и за границу утверждены

постановлением КМУ от 23.04.99 г. № 663.

Не подлежит

также обложению налогом с доходов физических лиц целевая благотворительная помощь, которая предоставляется благотворительной организацией физическому лицу, который осуществляет научное исследование или разработку, для возмещения стоимости оборудования, материалов, других расходов (кроме выплат заработной платы, дополнительных благ, других личных расходов), в случае выполнения следующих условий:

результаты научных исследований и разработок подлежат обнародованию и не могут быть предметом патентования или других ограничений в обнародовании или бесплатном распространении объектов права интеллектуальной (промышленной) собственности, полученных в результате таких исследований или разработок;

получение помощи не содержит предпосылок для возникновения каких-либо договорных обязательств между благотворителем или каким-либо третьим лицом и приобретателем благотворительной помощи в будущем, кроме обязанностей по целевому использованию благотворительной помощи.

Если у приобретателя благотворительной помощи после завершения научного исследования или разработки остаются объекты собственности, предоставленные благотворительной организацией для выполнения такого исследования (разработки), налогоплательщик обязан произвести на выбор одно из следующих действий:

— или приобрести такие объекты собственности в такой благотворительной организации по их обычной цене на момент такого приобретения;

— или вернуть такие объекты собственности такой благотворительной организации или другой благотворительной организации;

— или признать доход в размере стоимости таких объектов собственности, определенной по обычным ценам, с последующим его налогообложением.

Обращаем внимание,

п.п. 9.7.5 Закона № 889 установлен предельный срок использования всех видов необлагаемой целевой благотворительной помощи. Получатель помощи имеет право на ее использование в течение срока, установленного условиями такой помощи, но не более 12 месяцев, следующих за месяцем ее получения. Если целевая благотворительная помощь не была использована и не возвращена в течение указанного срока благотворителю, она должна быть включена в части неиспользованной суммы в годовой налогооблагаемый доход и отражена в годовой декларации плательщика налога.

В Налоговом расчете по форме № 1ДФ необлагаемые суммы предоставленной физическим лицам целевой благотворительной помощи, кроме помощи на лечение (

п.п. «а» п.п. 9.7.4 Закона № 889), отражаются под признаком «25». Что касается облагаемой целевой благотворительной помощи, по нашему мнению, ее следует отражать под признаком дохода «14», поскольку специальный признак для данной выплаты не предусмотрен.

 

Помощь на погребение

Еще одним видом льготируемой выплаты, которую может предоставлять благотворительная организация, является помощь на погребение налогоплательщика.

Так, в соответствии с

п.п. 4.3.21 Закона № 889 не подлежат налогообложению средства или стоимость имущества (услуг), предоставляемые благотворительной организацией как помощь на погребение плательщика налога независимо от суммы такой помощи.

Помощь на погребение предоставляется на основании заявления физического лица, осуществляющего погребение, и свидетельства о смерти, выданного органом регистрации актов гражданского состояния.

В Налоговом расчете по форме № 1ДФ помощь на погребение, предоставленная благотворительной организацией, отражается

под признаком дохода «38».

Для наглядности представим в таблице признаки дохода, под которыми следует отражать в Налоговом расчете по форме № 1ДФ помощь, выплачиваемую благотворительными организациями.

 

Норма Закона № 889

Вид благотворительной помощи

Обложение налогом с доходов физических лиц

Признак дохода для отражения в Налоговом расчете № 1ДФ

П.п. 9.7.2 Закона № 889

Целевая и нецелевая благотворительная помощь

Необлагаемая

25

П.п. 9.7.3 Закона № 889

Нецелевая благотворительная помощь

Необлагаемая

25

Облагаемая

17

П.п. «а» п.п. 9.7.4 Закона № 889

Целевая благотворительная помощь на лечение

Необлагаемая

39

Облагаемая

14

П.п. «б» — «є» Закона № 889

Целевая благотворительная помощь

Необлагаемая

25

Облагаемая

14

П.п. 4.3.21 Закона № 889

Помощь на погребение

необлагаемая

38

 

В заключение остается пожелать, чтобы количество благотворителей, желающих поддержать нуждающихся в помощи людей, увеличивалось. Будем надеяться, что государство, в свою очередь, будет продолжать оказывать поддержку благотворителям и создавать благоприятные условия для деятельности благотворительных организаций.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше